Вот и пришёл момент первого выпуска моей
рассылки. и сегодня я хочу рассказать вам об истории аукционов. а вы, в свою
очередь, не забудьте поделиться впечатлениями об этом выпуске.
координаты для писем внизу страницы.
2. история аукционов
Аукционы стали появляться с середины 17-го века. Сначала в
Голландии, затем в Англии, Франции и повсеместно. Аукционная форма торговли
возникла как способ быстро превратить имущество (чаще всего выморочное —
оставшееся после кончины владельца) в деньги или же собрать необходимую для
удовлетворения должников сумму.
Именно такие торги проводились в 17-м веке в Голландии
(отсюда «голландская схема» торговли на аукционе, к которой сейчас прибегают
крайне редко, — торг идет на понижение цены, ведь надо реализовать все имущество
оптом, до последней нитки). Затем, со временем, аукционы распространились по
всей Европе.
Самый старый из действующих аукционных домов в Европе —
Stockholms Auktionsverk — был основан в 1674-м году и чем только не торговал. На
нем, например, сто лет назад купил подержанное пальто господин Ульянов (Ленин).
Там же продавались художественные коллекции шведских королей.
Последние 2 года аукцион продает и русское искусство тоже.
С 1707-го года в Вене работает Dorotheum — единственный аукцион, устроенный по
повелению австрийского императора Иосифа I, который в приказном порядке велел
основать государственный ломбард и аукцион. В 1716-м году в Амстердаме, на еще
одном аукционе, который проводил в своей картинной галерее Георг Гзель, русский
царь Петр I купил более сотни картин европейских художников.
К середине 18-го века Европа была уже наводнена аукционными
заведениями. С 1731-го года действует аукцион в шведской Уппсале (Uppsala
AuctionKammare), который вот теперь, спустя 2 с половиной века после
образования, тоже решил заняться русским искусством.
В Париже лидирует конгломерат французских антикваров в
Hotel Drouot, в залах которого проходит несколько торгов в день, а также Tajan,
который в последнее время стал проводить торги русского искусства.
С 1793-го года в Лондоне действует аукционный дом Bonhams.
Но при упоминании Лондона первым делом возникают ассоциации со знаменитыми
Sotheby's и Christie's. Именно они, основанные более двух веков назад, монстры
аукционной торговли, и сейчас контролируют не менее 70 процентов арт-рынка.
Sotheby's открылся в 1744-м, его основатель Сэмюэль Бейкер
продавал книги и очень быстро пошел в гору — в 1823-м году, например, фирма
занималась продажей библиотеки Наполеона. После смерти Бейкера в 1778-м году
фирма перешла его племяннику, Джону Сотби.
С 1913-го года Sotheby's начал продавать живопись, а потом
и любые предметы роскоши — автомобили, вина, драгоценности, поместья. В
последние полсотни лет Sotheby's — открытое акционерное общество.
В 1766-м году основал свой аукционный дом Джеймс Кристи. А
спустя каких-нибудь 10 лет российская императрица Екатерина Великая приобрела на
Christie's коллекцию сэра Роберта Уолпо-ла, уплатив за нее 40000 фунтов — 198
картин из коллекции почившего премьер-министра Англии (картины Рубенса,
Рембрандта, Пуссена, Ван Дейка) переехали в Эрмитаж.
Кстати, полотна испанских художников для Эрмитажа Екатерина
II приобрела в Париже в 1772-м году на распродаже собрания министра двора
Людовика Xv герцога Шуазеля. Ныне Christie's представляет собой закрытое
акционерное общество, контрольный пакет в котором принадлежит французскому
мультимиллиардеру Франсуа Пино.
Различие между двумя конкурентами сформулировано
давным-давно: Christie's — это джентльмены, которые стараются казаться
торговцами, Sotheby's — торговцы, которые стремятся казаться джентльменами.
Сейчас различие в стратегии и тактике обоих домов
фактически свелось к нулю, и разница между ними сохранилась только в антураже.
Главный зал Sotheby's расположен на забитой дорогими
магазинами лондонской Нью-Бонд-стрит — на улицу выходит узкий сектор дома со
скромной дубовой дверью. И только внутри, в практично и скромно оформленных
выставочных и аукционных залах становится ясно, что на самом деле помещения
фирмы занимают целый квартал между параллельными улицами.
Здание Christie's на аристократической Кинг-стрит,
неподалеку от Сент-Джеймского дворца — настоящий дворец с мраморной парадной
лестницей, анфиладой высоких залов с лепниной. И если в зал Sotheby's можно
рискнуть зайти в джинсах, то на Christie's это не приветствуется.
В вечной гонке за лидерство на арт-рынке оба аукционных
дома идут бок о бок. И тот и другой проводят торги в Нью-Йорке (там продаются
самые дорогие произведения искусства, живопись импрессионистов и мастеров 2-го
века), Лондоне (хорошего качества живопись, графика и скульптура, мебель и
серебро), Женеве (драгоценности и часы), Гонконге (искусство Китая и Японии),
Париже и еще множестве городов Британии и Европы.
Последний мировой рекорд на живопись был поставлен на
Sotheby's — «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо за $104,2 млн. Но предыдущие 10
лет планку держал Christie's — «Портрет доктора Гаше» Винсента Ван Гога за
$82,5 млн.
Последнее время Christie's лидирует в области современного
искусства, a Sotheby's — безусловный лидер по части русского. Именно «русские
торги» Sotheby's, которые проходят два раза в год в Лондоне, а теперь и в апреле
в Нью-Йорке, привлекают большинство русских коллекционеров.