Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дует ветер перемен.



Выпуск No 76

2010-09-08




Дует ветер перемен

Добрый день, уважаемые подписчики рассылки «Застройщик»!

Старейшая рассылка рунета о строительстве, ремонте и секретах мастерства продолжает работу. К юбилею (в октябре рассылке исполняется 10 лет) планируется завершить её модернизацию и обновление. На текущий момент рассылка сменила автора. Прорабатывается её обновленная концепция. Теперь у рассылки тематический сайт. Этим, а также другим изменениям, посвящен настоящий выпуск.

Второй год бушует банковский кризис, имеющий к теме рассылки самое непосредственное отношение. Показатели строительной отрасли в 2009 году по отношению к 2008-му упали катастрофически – по разным источникам, различным сегментам и регионам от 20% до 50%. В сфере кредитования дела обстоят и того хуже – его просто нет. Несмотря на робкие попытки некоторых аналитиков и операторов рынка недвижимости/строительства (собственно как и аналогичные заявления некоторых банкиров и политиков) заразить клиентов нарочито-бодренькими заявлениями об окончании кризиса, независимые (прежде всего от финансово-банковских интересов и адамо-смитовской экономической школы) эксперты пророчат дальнейшее усугубление кризисных явлений и волны новых финансовых потрясений.

Это, прямо скажем, не очень благоприятное время для проектов в сфере строительства. В том числе и информационных. Тем не менее. С другой стороны, опрос крупных дистрибьюторских компаний поставляющих на рынки СНГ строительные и отделочные материалы, оборудование показывает, что падение объемов в 2009 году в сравнении с 2008-ым составляет всего («всего» против «аж» здесь воспринимается по принципу «полу-пустого»/«полу-полного» стакана, мы видим «полу-полный» стакан) 16-20%%. При этом падение меньше в сегментах связанных с ремонтами и отделкой (в сравнении со строительством) – 13-16%%. Более того, в этом же сегменте со второй половины 2009-го года наметилась тенденция на медленное восстановление утраченных позиций. (Данные приведены по результатам самостоятельного анализа доступной в свободном доступе информации и по личным опросам операторов рынка.) Проще говоря, народ перестал строить, но ремонтировать продолжает. А это означает, что 80% рынка выстояло.

Подавляющая часть рынка выстояла, но сам рынок кардинально изменил динамику, структуру, потребности, предпочтения и приоритеты. Он стал экономнее, требовательней, избирательней, потребитель делает выбор более скрупулезно. Плохо то, что значительная часть конечных потребителей строительных и отделочных материалов, сантехнического оборудования, по очевидным соображениям, ушла в сегмент «китайцев». Хорошо то, что большая их часть через некоторое время будет вынуждена вернуться обратно, вкусив всех прелестей дешевых низкокачественных решений и их последствий.

Учитывая настоящие и будущие тенденции мы в дальнейшем (по крайней мере в ближайшем будущем) будем концентрироваться на тематиках, св язанных с тем сегментом рынка, который сохранил динамику – на сантехнических решениях, отделочных материалах, дизайне, электро-, тепло-, вентиляционно-кондиционирующей инфраструктуре и т.д., а точнее на всём этом вместе взятом, в комплексе, т.е. на том, что в современных условиях формирует внутреннее жилое (или рабочее) пространство.

Мы сами за последнее время неоднократно становились клиентами строительных и ремонтных услуг, при этом нам приходилось принимать решения и искать критерии этого выбора. В этом процессе остро ощущался кардинальный специфический недостаток, свойственный рынкам СНГ – отсутствие компетентной экспертной информации, консолидированной с одной стороны по опыту, с другой – по достаточно широкому спектру разнообразных предложений. Увы, консультанты магазинов и компаний не в состоянии дать такого уровня информацию – просто потому, что они – консультанты, ходячие сборники рекламных буклетов, к тому же ограниченные прикормом тех или иных дистрибьюторов. Реальные эксперты, профессионалы, в свою очередь, на стадии принятия нами решений доступа к пытливому клиенту не имеют. А имеют тогда, когда что либо менять уже поздно. Есть некоторая возможность по крохам собирать информацию в Интернете. Иногда такие крохи сродни бриллиантам. Но далеко не каждый может себе позволить по нескольку дней уделять «информационной подготовке», серфингуя по сайтам и форумам, отмывая золотые крупицы ключевых сведений в килобайтах флеймового текста. Не говоря о том, что Интернет (читайте – поисковая выдача) перегружен маркетинговой (говоря мягко, часто не соответствующей действительности) и неудобоваримой технической информацией. Посему на данном этапе мы видим свою миссию в создании (выстраивании) такой информационной среды, которая бы позволила собрать в одном месте, с одной стороны, всё необходимое для принятия тех или иных решений (или же независимо проработать такие решения, если они предлагаются). С другой – создать коммуникацию независимого общения профессионалов как между собой, так и с конечным потребителем. Но коммуникацию в таком формате при котором обмен частным опытом, мнениями и знаниями приводил бы к капитализации совместного совокупного опыта, транслировался бы в предпочтения, мотивированные исключительно прагматичным потребительским выбором. Это интересная задача, которая в рунете в целостном виде ещё не решена. Тем более в тематике ремонта и строительства. Однако, для реализации такой миссии одной рассылки (как инструмента) мало. Это только односторонний канал со слабой обратной связью. Не менее важное значение принимает базовая информационная площадка, предоставляющая инструмент для коммуникации. Это второе направление модернизации и развития проекта – сайтово-сервисные решения.

Следующий элемент – контент. До сих пор рассылка наполнялась преимущественно маркетинговыми материалами, в той или иной степени адаптированными к потребностям рядового читателя. Согласно новой концепции мы должны заметно снизить долю таких материалов (естественно, до пределов оптимально соответствующих практическим потребностям аудитории) за счет материалов информационно-обзорного и аналитического плана, а также публикаций ориентированных на конкретную целостную проблему. Это весьма сложная задача и у нас нет уверенности, что мы с ней справимся (просто потому, что таких материалов в нашей теме очень мало в сети и их подготовка ляжет на плечи проекта). Изменение структуры контента, по-видимому, растянется на достаточно длительное время. Но это может быть быстрее, если такие материалы предложат наши читатели или субъекты рынка. Фишка в том, что такие материалы (не просто информирующие, но развивающие, укладывающие сознание клиента в матрицу критериев для выбора той или иной конфигурации услуг, того или иного продукта) неизменно пользуются широкой популярностью, имеют хороший индекс цитируемости и в конечном итоге являются непрямой, но эффективной (с позиции затрат/возврат средств), рекламой. Наша же хитрость в том, что предоставлять такие материалы и использовать такого рода рекламные решения могут себе позволить исключительно отраслевые субъекты, реализующие качественные услуги и предлагающие качественный продукт. Потому, что в обзорных материалах именно они де-факто имеют наиболее привлекательные позиции. (Для других PR-представление таких позиций требует искусственного жонглирования критериями и искажения общей картины анализа, что всегда выглядит топорно.) Здесь мы мягко приближаемся к очередной существенной составляющей обновленной рассылки – её аудитории, т.е. непосредственно к тому, как мы видим Вас, уважаемый читатель.

Наш подход к читателям (аудитории рассылки) и посетителям сайта определяют два ключевых фактора. Первый, традиционный – это массовое «коллективное сознание» де-факто сформированных интересов и потребностей. Любое издание массмедиа, печатное, ТВ, Интернет или ФМ мечтает поймать и оседлать волну этого самого «сознания». Призом здесь служит постоянный рост аудитории, популярность и следующие из этого вкусности в виде поступлений от рекламы. Однако, в увлечении таким подходом есть скрытая опасность. Например, хорошо известно, что наиболее емкий массовый сегмент популярной музыки – «шансон» и «попса», наиболее популярные запросы в поисковиках – «секс». И т.д. К счастью, тематическое соотношение количества сайтов в сети на сексуальную тематику непропорционально топовым «потребностям» аудитории (хотя в коммерческом плане такие проекты обречены на успех… если доживут до успеха, конечно). В нашей теме «шансоном» является акцент на дешевизне. В тематическом информационном проекте, как следствие, возведение этого акцента в ранг редакционной политики. Для нашего проекта и для нашей рассылки движение в этом направлении закрыто. Потому, что имеет место второй фактор – идеологический. Мы глубоко убеждены и Верим в то, что в подходе к услугам, товарам, бизнесу и жизни в целом есть одна священная универсалия – качество. Проблема в том, что естественно-развивающиеся процессы в бизнесе, торговле, производстве, управленческих подходах и т.д. «качество», как критерий и фактор, выталкивают из себя, как вода воздушный пузырёк. Качество – это культура. А поддержание культуры процесс волевой. Почему? Потому что оппозиция качеству – цена. Массовая психология запрограммирована делать потребительский выбор исходя из, прежде всего, цены. Массовая психология – это и есть массовый рынок. Бизнес «без царя в голове» ориентирован на массовый рынок, потому что там достигается максимум прибыли. Дешевые продукты заполняют рынок, вытесняя качественные. Качество становится невыгодным и очень дорогим. Вырастают поколения, для которых дешевое становится их культурой. Альтернатива им неизвестна. «Это провинция глобального мира, детка». На собственном примере наблюдал эту тенденцию. В начале 90-ых появились первые сантехнические магазины, комплектовавшиеся европейской продукцией (тогда, если кто помнит, страны бывшей СЭВ/ВД Европой были только географически, «европейская продукция» – продукция стран западной Европы). Мне тогда пришлось делать ремонт на кухне. Не пожалел денег, купил дорогие но модные шариковые вентили, медные трубки ля подключения европейского смесителя, обжимные переходники и прочие модерновые по тем временам прелести. Радуюсь практичности и долговечности всего этого хозяйства до сих пор. В 2000-ом году проходил аналогичный этап в новой квартире. Месячные поиски аналогов родом из Европы результата не принесли, разве что стальные словацкие радиаторы отопления (или чешские, уже точно не припомню) и польский змеевик в ванную комнату. И в магазинах и на рынке – один и тот же ассортимент под собирательным термином «турция». Уровень всего этого барахла был виден визуально. Естественно, поставленные задачи были решены доступными средствами. Но в отношении такого решения имеется постоянная психологическая установка – «работает – вот и ладненько, но лучше это не трогать». За последующие четыре года было две сантехнические аварии, приведшие к затоплению квартиры. Наиболее серьезная из них – в четыре часа ночи прорвало тот самый «европейский» польский змеевик (кстати, один из словацких радиаторов тоже пришлось заменить). Квартиру затопило горячей (80?С) водой, глубина бассейна которой составляла 15-20 см. (Благо, квартира на первом этаже.). На сегодня структура предложения несколько изменилась, но выбор как и прежде небольшой. И это только один частный аспект ремонта.

Качество – это культура. А культура может поддерживаться только в соответствующей среде. В нашем случае в среде потребителей делающих выбор, прежде всего, по качеству, а лишь затем по цене. В поддержке, формировании и, если угодно, воспитании, такой среды мы видим свою вторую миссию. С этой позиции наш проект «идеологический».

Оставайтесь с нами.

С уважением,
Сергий Ярынич
(автор-ведущий рассылки)


В избранное