Японец Ицуки Дзаима с детства болел Россией. Один из его родственников, живший в начале ХХ века, воевал против большевиков и привез домой фотоальбом с видами России, который Ицуки часто листал, проникаясь интересом к нашей стране. Позднее он полюбил произведения Толстого и Достоевского. Интерес к русской литературе привел его в Санкт-Петербург, где Ицуки Дзаима обучался на филолога и историка. Впрочем, зарабатывать на жизнь наукой Дзаима даже не пытался – он сразу выбрал предпринимательство. Попробовав
себя в нескольких отраслях, включая экспорт и торговлю подержанными мотоциклами, в прошлом году Дзаима открыл в Москве кафе «Окономи» - как он сам утверждает, единственное в российской столице заведение японской кухни с японским владельцем. Кафе на Большой Бронной, мало похожее на многочисленные московские «сушичные», за год вышло в плюс. Как чувствует себя гордый потомок самураев в мутных водах российской экономики?
Первый опыт управления собственным кафе Ицуки Дзаима получил в 2001 году. Было это в Японии, и тогда Ицуки собственноручно обслуживал посетителей. Спустя десять лет он основал в Москве кафе «Окономи», в котором отвел себе роль управляющего: каждый день с полудня до десяти вечера он лично следит за тем, чтобы клиенты были довольны, а также выполняет многие административные функции. Дзаима замечает, что сейчас он немного позволил себе расслабиться и сократил рабочий день, а раньше работал с 11 утра до
11 вечера, и за весь первый год работы взял лишь два выходных. Ничего особенного – таков классически японский стиль работы. Однако работать в японских корпорациях Ицуки не горел желанием. «Платят они скромно, потому что до сих пор не очень хорошо освоили российский рынок, - говорит он. - Многие держат здесь свои представительства скорее для престижа».
Российский рынок общепита Дзаима оценил как перспективный, - исходя из того, что в Москве плотность кафе на 10% меньше, чем в Японии. Правда, в Японии открыть точку общепита гораздо легче. «Там я готовился к открытию кафе три месяца, а здесь – полтора года», - признается предприниматель. Конкуренция Ицуки не смутила: он считает японский сервис лучшим в мире и полагает, что ему есть что привнести на российский рынок как в плане сервиса, так и в плане пищевого производства.
Интерьер и меню кафе «Окономи» разрушают стереотипы москвичей о японском стиле и кухне. Ицуки Дзаима решил доказать, что суши – вовсе не основное блюдо в рационе японцев: «У нас их едят раз в два месяца, в России сейчас и то чаще. Я хотел открыть кафе, где готовят что-нибудь такое, что невозможно попробовать в московских ресторанах». Один из примеров – окономияки, жареная лепешка с начинкой из лапши, мяса, морепродуктов и овощей, смазанная особым соусом и посыпанная тонко нарезанным
сушёным тунцом. Порой это блюдо называют «японской пиццей». Как ни парадоксально, большая часть ингредиентов для приготовления подобной «экзотики» – российского происхождения. К тому же окономияки, являясь мучным блюдом, хорошо перекликаются с русской кухней. «У вас же любят блины и драники», - замечает Ицуки.
В запуск бизнеса Ицуки Дзаима вложил около 4,5 млн. рублей из личных сбережений. Почти половину от этой суммы он потерял, не успев начать дело: по неопытности связался с фиктивным арендодателем. «Фирма предоставила все документы, показала договор, – как потом выяснилось, поддельный, забрала у нас деньги и скрылась. Помещение же оказалось государственным, эксплуатировать его было нельзя, - вспоминает предприниматель. - В российском бизнесе очень много мутных вещей. Почему большинство владельцев недвижимости
сдают неготовые помещения? Арендатору приходится делать ремонт, чинить канализацию, проводку… При этом долгосрочный договор арендодатель подписывать не хочет. Вложения в капитальный ремонт – большой риск: вдруг через год договор аренды не будет продлен?».
Поиск помещения для кафе стал для Ицуки главным вызовом на старте: пришлось посмотреть около 80 мест, прежде чем нашлось подходящее. «Спрос намного превышает предложение, поэтому, как только появляется хороший вариант, принимать решение нужно мгновенно, - говорит основатель «Окономи». - На изучение документов дается не больше недели. Этого недостаточно, чтобы все тщательно проверить, в итоге договор приходится подписывать на свой страх и риск». Аренда нынешнего помещения обходится Ицуки в
250 тыс. рублей в месяц при выручке около 750 тыс. в месяц.
Сравнивая опыт открытия кафе у себя на родине и в Москве, Дзаима отмечает, что в России приходится получать огромное количество лицензий. «Такая система развязывает руки тем, кто хочет нажиться за счет предпринимателей, - сетует он. - Когда я впервые столкнулся с коррупцией, я был в шоке. В Японии, где я вырос, совсем другой менталитет. Там тоже есть коррупция, но только на самом верху. Обычные люди с ней не сталкиваются. В России коррупция поразила всех, начиная с простых людей. У некоторых даже профессия
такая – клянчить деньги, намекая, что они пожалуются «куда надо». Прозрачность и простота – вот чего не хватает системе регулирования. Но проблема кроется еще и в воспитании. Детей следует в раннем возрасте приучать к тому, что деньги нужно зарабатывать, а не просто брать».
Арендовав коммерческое помещение на первом этаже жилого дома, Ицуки по японской традиции отправился знакомиться с соседями. Правда, последние его жест не оценили. Многие просто не открыли дверь, а остальные не скрыли своего возмущения по поводу запаха азиатской еды. В качестве своеобразной компенсации за доставленное неудобство Дзаима из своего кармана оплатил ремонт лестницы в подъезде, что смягчило некоторых жильцов. Но другие продолжают видеть в нем врага, и об отношениях с соседями Ицуки говорит неохотно:
«В Японии люди более терпимые, а здесь каждый слишком отстаивает свои интересы. Во всем подъезде нет ни одного жильца, который воспринял бы новость об открытии кафе в позитивном ключе».
Бизнес-модель «Окономи» - устанавливать доступные цены и зарабатывать за счет большого потока посетителей. Хотя люди «с улицы» заходят в «Окономи» нечасто: в первые полгода целевой аудиторией кафе были студенты, изучающие японский язык, и фанаты японской культуры. Постепенно стали подтягиваться люди, живущие или работающие поблизости. На рекламу Ицуки Дзаима не тратится, считая лучшими способами продвижения сарафанное радио и социальные сети. Сейчас по будням кафе обслуживает около
60 человек в день, в выходные – около 80. Для точки площадью 55 кв.м., рассчитанной на 24 посадочных места, это хорошие показатели. Средний счет в заведении – 400 рублей. Ицуки отмечает, что в Японии люди обычно платят за обед в кафе меньше – около $8, при том что средний заработок составляет $3500 в месяц.
Тема зарплат еще раз всплывает в нашем разговоре, когда Ицуки сетует на дефицит квалифицированных кадров. «Почему сейчас поварами работают только иммигранты? – задается вопросом он. - Говорите, маленькая зарплата? Почему же, предприятие общепита вполне может платить своим сотрудникам 25 тыс. рублей. Проблема скорее в том, что нужно много работать, а у русских с этим проблема. И подготовка кадров хромает. Ко мне часто приходят дипломированные молодые люди, которые даже овощи нормально порезать не могут.
Я не знаю, как их там учат. Мне приходится самому учить их всему после приема на работу».
На момент нашего интервью с Ицуки Дзаимой в «Окономи» работало семь человек, но в другие моменты число сотрудников достигало девяти. «Порой мне бывает трудно справиться с советским менталитетом персонала, - признается предприниматель. - Скажем, уборщица по каким-то причинам не вышла на работу, и все – горы мусора на кухне разрастаются до таких размеров, что ступить негде. Повару и в голову не придет убрать мусор. Он считает, что это не его дело – ведь он повар, а не уборщица! И такая
логика присутствует во всем. Хотя мне, владельцу заведения, не зазорно вынести мусор».
К счастью, нерадивость сотрудников, нетерпимость соседей и повсеместная коррупция – не преграда для упорного японца. «Мы всегда идем до конца, - говорит Дзаима. - Пока не появится такое препятствие, которое мы не можем преодолеть, мы не остановимся. Только смерть может помешать двигаться дальше». Объяснить такую настойчивость можно тем фактом, что предки Ицуки были самураями – очевидно, их боевой дух передался и ему (вопреки расхожему мнению, что в Японии каждый второй – потомок самурая,
это сословие составляло не более 7% населения).
По итогам первого года работы кафе «Окономи» стало прибыльным. Согласно изначальному бизнес-плану Ицуки Дзаима собирался открыть в Москве три точки с интервалом в год. Но план выполняется с задержками: слишком много времени отнял поиск помещения для первого кафе. Сейчас Ицуки ищет место для второго, которое он тоже собирается открывать на свои деньги. Он не исключает и вариант сотрудничества с инвестором, но лишь при условии, что тот будет японцем.
От автора:
Все вопросы, пожелания пишите на почту или вконтакте буду рад общению =)