Продолжаем изучение книги
Ричарда Докинза «Эгоистичный ген».
Глава 3. Бессмертные
спирали
Один гребец в одиночку не может выиграть соревнования по
гребле между Оксфордским и Кембриджским университетами. Ему нужны восемь
товарищей. Каждый из них — «специалист» в своей области и всегда занимает в
лодке определенное место, выполняя функции рулевого, загребных или носового.
Гребля — коллективное мероприятие, причем одни спортсмены часто бывают сильнее
других. Допустим, что тренер хочет набрать себе команду из числа кандидатов,
среди которых есть рулевые, загребные и носовые. Предположим, что отбор
происходит следующим образом. Каждый день тренер создает три новые пробные
команды, произвольно перебрасывая кандидатов на каждое место в лодке из одной
команды в другую и устраивая затем соревнования между командами. Спустя
несколько недель выясняется, что в выигрывающей команде часто участвуют одни и
те же отдельные спортсмены. Их берут на заметку как хороших гребцов. Другие
кандидаты чаще всего оказываются в проигрывающих командах и от них в конце
концов отказываются. Но даже выдающийся гребец может иногда оказаться в
проигравшей команде либо вследствие низкого уровня других ее членов, либо
просто по невезению, например из-за встречного ветра. Сильные спортсмены лишь в
среднем попадают в состав выигрывающей команды.
Гребцы — это гены. Соперники за каждое место в лодке —
аллели, способные занимать одно и то же место в хромосоме. Быстрая гребля
соответствует способности построить тело, достигающее успеха, т.е. выживающее.
Ветер — это внешняя среда. Масса альтернативных кандидатов — генофонд. В той
мере, в какой это касается выживания каждого отдельного тела, все его гены
находятся в одной и той же лодке. Многие «хорошие» гены попадают в «плохую»
компанию, оказавшись в теле, где имеется летальный ген, убивающий это тело еще
в детском возрасте. В таком случае хороший ген гибнет вместе с остальными. Но
это только одно тело, а ведь копии нашего хорошего гена живут и в других телах,
в которых нет летального гена.
Многие гены идут на дно, потому что они оказались в данном
теле вместе с плохими генами, многие гибнут из-за неприятных событий другого
рода, например потому, что в тело ударила молния. Однако по определению удача и
невезенье распределяются случайным образом, и ген, который постоянно
проигрывает, не просто неудачник — это плохой ген.
Одно из качеств хорошего гребца — способность к слаженному
взаимодействию с другими членами команды. Это может быть не менее важно, чем
сильные мышцы. Как это было показано на примере с бабочками, естественный отбор
может бессознательно «отредактировать» данный генный комплекс с помощью
инверсий и других крупных перемещений кусочков хромосом, в результате чего
гены, которые хорошо кооперируются, образуют тесно сцепленные группы. Однако
существует еще одна возможность для того, чтобы гены, никак не связанные между
собой физически, могли отбираться по своей взаимной совместимости. Ген, хорошо
сотрудничающий с большинством генов всего остального генофонда, с которыми он
имеет шансы встретиться в последовательных телах, будет обладать неким
преимуществом.
Например, чтобы хищник был эффективным, он должен обладать
острыми резцами, кишечником определенного строения, способным переваривать
мясо, и многими другими признаками. А эффективному растительноядному нужны
плоские перетирающие зубы и гораздо более длинный кишечник с совершенно иным
биохимическим механизмом переваривания пищи. В генофонде какого-нибудь
растительноядного любой новый ген, который преподнес бы своим обладателям
острые плотоядные зубы, не имел бы успеха; и не потому, что плотоядность вообще
нечто дурное, но потому, что организм не может эффективно усваивать мясо, если
у него нет соответствующей пищеварительной системы. Гены острых плотоядных
зубов не несут в себе ничего безусловно отрицательного. Они плохи только в
таком генофонде, в котором доминируют гены признаков, связанных с
растительноядным типом питания.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.