Общество потребителей защищает права потребителей и требует от производителей качественного товара. Производители товаров несут ответственность, в том числе уголовную за свой некачественный товар.
Депутаты и представители органов государственной власти, инициирующие законодательную инициативу и внесение в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, обязаны как производители данного интеллектуального
продукта, влекущего массовые социально-экономические и политические последствия – нести ответственность за свои действия.
Непрофессиональная деятельность законотворцев: В настоящее время издаваемые законы несистемны, нелогичны, часто безграмотны с точки зрения русского языка, что приводит к трудности понимания и применения данного государственного продукта, изготавливаемого авторами законодательной инициативы, для его пользователей, которыми являются все граждане России.
Это приводит к необходимости огромного количества комментариев к законам и порождает посредничество между применением закона и гражданином России. Требованием времени вызвана и в настоящее время издана популярная книга «Налоговый Кодекс перевод на русский» - краткое, ясное и простое изложение положений НК РФ, выполненное квалифицированными юристами и филологами ссоблюдением
правил юридической техники в соответствии с правилами грамматики и стилистики русского языка. Вступительная статья к книге М.А. Кронгауза – профессора, доктора филологических наук, зав. Кафедрой русского языка, директора Института лингвистики ГГГУ.
В книге приведены примеры косноязычия законотворцев, нарушающего права граждан на адекватный, соответствующий требованиям грамотности и элементарной логике законодательный госпродукт.
Неcбалансированность законопроектов: Примером аналогичного подхода к созданию законов является федеральный закон «О полиции», несмотря на все плюсы публичного обсуждения.
Учитывая то, что закон должен являться балансом прав и обязанностей власти и граждан, основанных на предусмотренной законом ответственности за их невыполнение или ненадлежащее исполнение, данный законопроект имеет все те же проблемы, которые могут иметь как умышленный (коррупция), так и неумышленный (безграмотность), характер.
Например:
Глава 1. Общие положения Статья 1 Полиция и ее назначение 1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и предназначена для защиты
жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. 2. Полиция имеет право применять меры государственного принуждения, в том числе физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, в пределах, установленных федеральным законом. КАКИМ? Глава 2 Принципы деятельности полиции Статья 5. Соблюдение прав и свобод граждан 1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения прав и свобод граждан, их законных интересов, уважения их достоинства. 2. Деятельность полиции, ограничивающая
права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что она не может или не должна достигаться таким образом. 3. Сотрудник полиции не имеет права прибегать к пыткам, насилию, жестокому, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению либо наказанию. Сотрудник полиции не должен поощрять и осуществлять любое действие, которым гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание в целях получения от него или от иного лица
сведений либо признания, наказания его или иного лица за совершенные действия или за действия, в совершении которых они подозреваются. 4. Полиция обеспечивает задержанным лицам возможность реализовать установленное федеральным законом право на юридическую помощь, сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании родственникам, по месту работы или учебы, при необходимости принимает меры по оказанию задержанным лицам первой помощи, а также меры по
устранению угроз чьей-либо жизни, здоровью или объектам собственности, возникших в результате задержания. 5. Полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
А где в главе ОТВЕТСТВЕННОСТЬ предусмотрены конкретные меры за каждое конкретное нарушение
вышеперечисленных пунктов, исключающих нарушение прав? Например: 1.В случае если должностное (ые) лицо (а) полиции нарушило(ли)т п.1 статьи 5 настоящего закона, то должностное лицо полиции, нарушившее права граждан уплачивает штраф в размере 5000 руб.
2. В случае если деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно не прекратилась, когда достигнута законная цель или выяснилось, что она не может или не должна достигаться таким образом, то есть должностное (ые) лицо (а) полиции нарушило(и)т п.2 статьи 5 настоящего закона, то должностное лицо полиции, уплачивает штраф в размере 7000 руб.
3. Если сотрудник
полиции прибег к пыткам, насилию, жестокому, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению либо наказанию, то он - уплачивает штраф в размере 100000 руб. и лишается права на занятие государственной службой.
4. Если сотрудник полиции поощрял и осуществлял любое действие, которым гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание в целях получения от него или от иного лица сведений либо признания, наказания его или иного лица за совершенные действия или
за действия, в совершении которых они подозреваются то он - уплачивает штраф в размере 200000 руб. и лишается права на занятие государственной службой.
И таким образом прописывается (сбалансируется) каждый пункт закона.
В варианте законопроекта – это скорее декларация, чем запрет на противоправные действия.
Статья 35. Ответственность сотрудника полиции 1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой
должности несет персональную ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые подчиненным приказы. Каким образом? КАКУЮ? 2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет установленную федеральным законом ответственность. Каким
законом? КАКУЮ? 3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. За какие действия? В каком размере?
В данном законопроекте, как и в других законах, обязанность государства обеспечивать граждан профессиональным продуктом, коим является закон, переносится на граждан. Граждане вынуждены в судебном порядке самостоятельно выявлять несоответствие законов Конституции России, вместо использования добротных профессиональных законов.
В сегодняшних реалиях требуется говорить о правовой и просто грамотности представителей законодательной власти. Аналогично, учитывая что наши юристы не имеют математического образования в отличие от юристов многих цивилизованных стран и больше являются психологами, чем логиками судебных процессов – в законах как правило отсутствует банальная логика,что вызывает двусмысленные толкования в
законах.
В лучшем случае это от безграмотности. В худшем случае -это умысел.
С точки зрения теории позиционного прогнозирования (автор С. Сивец), если должностному лицу предоставлено право не нести, конкретно обусловленную законом ответственность за свои действия, то лицо не соблюдает закон и совершает действия, предусмотренные законом как противоправные.