У нашего сайте "Налоговая помощь" (TaxHelp.Ru), наконец-то, появился дизайн. Заходите. ;)
Что касается сегодняшего выпуска, то хочу предварить его небольшой оговоркой-напоминанием. Как всегда высказываемое в нашей рассылке есть частное мнение наших авторов, которое они пытаются доступно изложить и достаточно обосновать. Воспринимать это мнение как непреложную истину не следует. Обсудить позицию автора можно с ним лично или на нашем форуме.
Всегда ли надо платить налог на рекламу?
Реклама
Статья 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимает "распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний…" (далее в статье для обозначения "товаров, идей и начинаний" будем использовать термин "продукция").
Кроме того Закон о рекламе не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. То есть из массы объявлений физических лиц можно смело исключать объявления о поздравлении, знакомствах, благодарностях и пропажах вещей.
Из вышеизложенного следует, что рекламой является не всякая информация, а лишь та, которая способствуют реализации товаров, идей, начинаний. Таким образом, если рекламному агентству (любому рекламораспространителю, включая СМИ) оплатили публикацию какого либо материала, то это вовсе не обязательно будет рекламой. Налогом же может облагаться только реклама.
Пример 1. Рекламному агентству заказывают для печати следующие тексты:
Данные тексты рекламой являться не будут, поскольку в них нет и упоминания о продукции. Соответственно внесенный за такую информацию, платеж не должен облагаться налогом на рекламу.
Плательщики
Налог на рекламу это местный налог. Он существует благодаря неотмененной статье 21 (подп. "з" п. 1) Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Закон «Об основах налоговой системы» предусматривает, что налог на рекламу уплачивают не все рекламодатели, а лишь те юридические и физические лица, которые рекламируют свою продукцию.
Таким образом, чтобы считаться плательщиком налога на рекламу рекламодатель должен выполнять одновременно два условия:
собственно рекламировать продукцию;
рекламировать свою продукцию.
Этот вывод согласуется с рядом подзаконных актов (см. например, п. 2 Письма Минфина РФ, Госналогслужбы РФ и Комиссии Совета республик ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам от 2, 4 июня 1992 NN 4-5- , ИЛ-6-04/176, 5-1/693; п. 18 Письма Госналогслужбы РФ от 03.02.93 N ВЗ-6-04/62 "О местных налогах, сборах, пошлине и неналоговых платежах").
Из этих нормативных актов следует, что облагается налогом не всякая реклама, а лишь реклама собственной продукции (работ и услуг). То есть плательщиком налога на рекламу будет лишь рекламодатель, рекламирующий свою продукцию (услуги, работы, товары).
Своя продукция
Логично предположить, что существует определенная группа объявлений или текстов о каком-либо товаре или работе, которые согласно Закону о рекламе подпадают под определение рекламы, но в то же время согласно статье 21 Закона об основах налоговой системы в этих объявлениях или текстах нет признака рекламы рекламодателями своей продукции.
Пример 2. Реклама пансионата учителями и школьниками, побывавшими там недавно и другим советующим там побывать. Это так называемая реклама в благодарность. У такой рекламы признака относимости продукции к самому рекламодателю не бывает, продукция эту нельзя назвать своей.
С услугами и работами все достаточно ясно. Отделить "свои" услуги от "чужих" несложно. А вот с товарами подобное разделение может вызвать вопросы. Попробуем их предупредить.
Вряд ли термин "рекламирующий свою продукцию" следует понимать буквально, как "булочник, рекламирующий свои булки, выпеченные в своей булочной". В "свои" закладывается юридический смысл принадлежности товара рекламодателю на праве собственности или ином вещном праве. Таким образом, своей будет и та продукция, которую рекламодатель сам не производит, но продает (или сам не продает, но сдает в аренду и т.д.).
Пример 3. Рекламному агентству заказывают для печати следующие тексты:
"ООО "СТЕП" реализует мягкую мебель", "Юридическая фирма оказывает услуги", "ЗАО "МЕДЕО" приобретает квартиры", "ООО распространяет автошины Ярославского ШЗ", "АвтоВАЗ меняет автомобили выпуска 1972 года на а/м ВАЗ 2110", "кухни из дуба в магазине (адрес)", "элитные евроокна (телефон)".
Здесь вопросов не возникает. Это реклама, которая подлежит налогообложению.
Стас Ивлев ака СиноптиКъ
юрист консалтинговой группы "БРиТ"
г. Озерск
О сотрудничестве с нами
Хотим обратить внимание руководителей консалтинговых фирм, что популярный юридический сайт "Юрпомощь" продается. Он может стать эффективной стартовой площадкой для Вашего собственного веб-представительства.
Если у Вас есть материал, который на Ваш взгляд подходит для нашей рассылки и Вы хотите его опубликовать, то присылайте его нам.
Если Вы нашли в интернете интересный ресурс по налоговой тематике, то пришлите, пожалуйста, нам ссылку на него. Особенно нам интересны малоизвестные проекты. Спасибо всем тем, кто уже прислал нам ссылки на интернет-ресурсы, посвященные налогообложению.
Если Вы хотите получить бесплатную юридическую помощь или просто обсудить интересный налоговый вопрос, то рекомендуем обратиться на форум нашей рассылки.
Все предыдущие выпуски рассылки "Проблемы Налогового кодекса" доступны в архиве рассылки.
Предложение для владельцев рассылок Городского кота и сайтов!!! Наша рассылка меняется рекламными ссылками с другими рассылками. Сайт рассылки готов меняться ссылками с другими сайтами. Если Вы заинтересованы в таком обмене, то напишите нам. Мы обязательно рассмотрим Ваше предложение. Возможно коммерческое размещение вашей рекламы.
Авторы рассылки - профессиональные аудиторы (лицензии на банковский и общий аудит) и юристы (специализация - налогообложение и разрешения спорных ситуаций между предпринимателями и госорганами). Потенциальные клиенты могут задать нам свои вопросы по почте.
Средства массовой информации, желающие получить у нас комментарий для печати по той или иной налоговой проблеме, могут обращаться по почте. Возможно, что мы сможем Вам помочь.
С предложениями о ином сотрудничестве пишите на e-mail mage@taxhelp.ru
Обращаем Ваше внимание на рассылку "Бухгалтерский учет: требование времени". В ней рассматриваются вопросы об организации упорядоченной системы учета в организации и основные положения теории учета. Здесь Вы найдете советы и комментарии специалистов, опыт которых поможет Вам избежать многих ошибок. Также, для Вас публикуется подборка законодательных актов: новейшие изменения в сфере налогообложения и требований финансовой отчетности, а также местное законодательство. Вы получите консультации в вопросах адаптации к международным стандартам финансовой отчетности в системе GAAP и европейской системе IAS