Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Изменения в налогообложении и бухучете от "Контур аудит"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Информация за сентябрь 2002/1 года.

О роли печати в жизни документа.

Психологическое давление, которое оказывает на человека слово “печать”, сложно не заметить. Без бумажки мы букашки, а без печати бумажка может иметь только одно предназначение. Так до сих пор думают многие. Нередко к нам обращаются предприятия за услугами по подбору главного бухгалтера. В ходе предметного тестирования при перечислении обязательных реквизитов первичных документов более половины всех кандидатов уверенно пишут “ИНН” и “печать”.

Давайте вместе с Вами подробно разберемся, где же все-таки печать нужна, а где вовсе не обязательна. При этом будем рассматривать несколько групп документов, которые образуются в жизни финансовых и бухгалтерских работников:

  1. Первичные и другие аналогичные документы.
  2. А) Счета-фактуры;

    Б) Прочие (накладные, документы строгой отчетности и т.п.).

  3. Бухгалтерская отчетность.
  4. Налоговые декларации.
  5. Договоры.

1. Первичные и другие аналогичные документы.

Счета-фактуры. Почему-то данный вид документов в связке с термином “печать” получил наиболее широкий резонанс в бумажном творчестве властей. Если рассмотреть историю этого творчества, то на протяжении многих лет Минфин РФ и МНС РФ считали, что печать, проставляемая на счете-фактуре, должна обязательно быть зарегистрирована в установленном порядке. А вот право подписи разрешалось предоставлять и другим лицам (в соответствии с распорядительными документами предприятия, конечно). Ситуация изменилась с выходом Письма МНС №ВГ-6-03/404 от 21.05.2001 “О счетах-фактурах”, где было разрешено уже применять и специальные печати “для счетов-фактур”, правда требовалось наличие всех “обязательных” реквизитов. В перечень таких реквизитов были включены ИНН и субъект РФ, в котором находится организация. Курьез состоял в том, что на большинстве стандартных печатей, зарегистрированных в установленном порядке, этих реквизитов просто нет и уж точно они не являлись обязательными. Волновал налогоплательщиков и вопрос применения печатей обособленными подразделениями.

Что касается дня сегодняшнего, то после издания 29.05.2002 года Федерального закона 57-ФЗ, вносящего изменения, в том числе и в статью 169 Налогового кодекса РФ, обязательность наличия печати вообще была отменена.

Налогоплательщики недоумевали. Откуда такое отсутствие строгости? Пошли слухи, что без печати счета-фактуры к вычету все равно нельзя ставить.

Правительство РФ отреагировал адекватно, и, немного подумав, своим Постановлением от 27.07.2002 №575 устранило из примечания в бланке счета-фактуры надпись “Без печати недействителен”, тем не менее, реквизит “М.П.” был оставлен.

Наша позиция по данному вопросу такова: рекомендуем ставить печати для большей гарантии подлинности Ваших же счетов-фактур, меньше вероятность того, что найдутся “деятели”, которые по “Вашим” документам, которые Вы вовсе не выписывали, будут возмещать НДС. И доказывайте потом, что подпись не Ваша. Эту же позицию можно объяснить и своим поставщикам. Потом, реквизит “М.П.” все же остался, а по общему правилу делового оборота реквизиты, которые включены в документ, нужно заполнять (в случае возможности их заполнения). Тем не менее, налоговая инспекция уже не сможет оштрафовать Вас за отсутствие печати поставщика в счете-фактуре. И уж совсем снят вопрос о том, какими печатями нужно пользоваться. Что ж, приятная новость.

Прочие (накладные, бланки строгой отчетности и т.п.). Печать не включена в обязательные реквизиты первичных документов, перечисленные в ст. 8 Федерального Закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”. Из этого следует, что первичный документ при отсутствии печати будет недействителен только в том случае, если это предусмотрено специальными требованиями. Даже если наличие реквизита “М.П.” имеется в бланке первичного документа, но про недействительность без печати ни в одном зарегистрированном Минюстом РФ документе не сказано, то за ответственность в виде неуплаты налогов Вы можете не беспокоиться. Не предусмотрены и другие виды ответственности.

Если рассматривать специальные требования, то существуют, в частности “Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли” (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5). В данном документе предусмотрено, что в первичных документах печать предприятия должна ставиться (пп. 1.5., 2.1.2, 2.1.5, 2.2.4, 2.2.6). Документ касается только торговых организаций, да и указанные требования имеют скорее рекомендательный характер и связаны скорее с гражданско-правовыми последствиями в случае появления разногласий с контрагентом, для дополнительного подтверждения подлинности документа при судебных разбирательствах. Налоговых последствий при отсутствии печатей в накладных, например, не будет. Аналогичное мнение касается и документов строгой отчетности. Часть таких документов вообще не содержит поля для печати (квитанции за парковку автомобиля и др.). Другая часть содержит такое поле, тем не менее, налоговых последствий в случае, если оно не заполнено, тоже не будет, если все обязательные реквизиты предусмотренные требованиями Закона “О бухгалтерском учете” имеются.

2. Бухгалтерская отчетность.

Здесь ответ однозначный – печать на формах бухгалтерской отчетности никогда не требовалась. Разъяснение по указанному вопросу имелось, кстати, еще в 1997 году (например, стоит указать Письмо Минфина РФ от 15.09.1997 N 16-00-17-56 О представлении бухгалтерской отчетности”). Внимательный бухгалтер знает, что и реквизита “М.П.” в бланках отчетности не было и нет.

3. Налоговые декларации.

В соответствии с инструкциями МНС РФ по заполнению различных налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам, печать необходимо ставить на титульном листе деклараций. Но есть и исключения. Приведем два. В декларации по НДС печати необходимо ставить на каждом листе. Можно, конечно рассуждать, что из листов в декларации только титульный – а остальные страницы, только вот вряд ли это возымеет эффект, в Инструкции по заполнению декларации по НДС имелись в виду именно все страницы. Это не значит, правда, что налоговые органы вправе отказать в принятии декларации в случае, если нет печати на каждой странице. Здесь ст. 80 Налогового кодекса непреклонна: таких оснований не имеется. Второй пример печати не на титульном листе – расчет по регрессивным ставкам по ЕСН.

4. Договоры.

Порядку оформления сделок посвящена 9 глава Гражданского кодекса РФ. В соответствии со ст. 160 указанного документа подпись на договоре будет необходима в случае, предусмотренном Законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Последствия несоблюдения – гражданско-правовые. Так что если налоговые органы говорят Вам, что не могут принять затраты по причине отсутствия печати в договоре, не верьте – очень даже могут. И уж точно не должно смущать отсутствие печати во внешнеторговом контракте с целым рядом стран: в некоторых странах практика ставить печати на документы вообще отсутствует.

Вывод: не так уж и велика роль печати в жизни документа, последствия же отсутствия печати для исчисления налогов с недавнего времени стали скорее экзотикой, чем реальной возможностью.

---------------------------------------------------------------

Материал опубликован в журнале "Бизнес и компьютер".

Авторское право: Аудиторская компания “Контур аудит” г. Екатеринбург, 2002

 

 

Уважаемые господа, ведущая рассылку данную рассылку аудиторская фирма Контур аудит работает с 1992 года и предлагает вам следующие услуги:
- Аудиторские проверки;
- Управленческий консалтинг;
- Внедрение информационных технологий в бухгалтерский и управленческий учет;
- Ведение и восстановление бухгалтерского учета, сдача отчетности;
- Консультации по бухгалтерским, налоговым и юридическим вопросам, разовые и абонементные;
- Юридические услуги:
Ликвидация предприятий;
Защита прав налогоплательщиков в досудебных и судебных инстанциях;
Ведение дел в арбитраже по спорам хозяйствующих субъектов;
Мы оказываем услуги на всей территории России и СНГ. Ответственность страхуется.
Уважаемые подписчики! Если Вас заинтересовали наши материалы, мы будем очень рады и признательны Вам, за любые Ваши замечания, пожелания и мнения по затронутым в публикациях темам. Наши консультации платные, выслав вопрос, укажите номер факса, по которому можно выставить счёт.
**************************************************************
ООО "Компания"Контур аудит", 2001
(3432) 74-39-21, 74-78-05, 74-78-04, 74-72-58
г. Екатеринбург, ул. Мира, 23, ком. 230
www.kontur-audit.ru

kontur@sky.ru
***************************************************************



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное