Информация за июнь 2002/1 года.
Так нужен ли бухгалтерский учет?
Если рассматривать значимые для целей бухгалтерского учета нормативные документы,
которые выпустил Минфин РФ в 2002 году, то ловишь себя на мысли, что их значительно
меньше, чем должно было бы быть. Это закономерно, так как Минфин РФ частично
утратил интерес к данной области, потому что к расчету налогов бухгалтерский
учет имеет все меньшее и меньшее отношение. Поэтому и Минфин РФ скорее их издает
«по необходимости», чем из желания облегчить хоть как-то бухгалтерский труд.
Но мы, в порядке исключения, позволим себе поразмыслить на тему бухгалтерского
учета. Потому как расчет налога на имущество зависит от остатков на счетах бухгалтерского
учета. И собственникам интересно, что же все-таки есть на предприятии. Да и ценности
необходимо учитывать в целях их сохранности. Потом, себестоимость – штука очень
важная для управления. Даже если не говорить о штрафах за «грубые нарушения».
Несомненно, Приказ Минфина РФ №45н от 18.05.2002 «О внесении дополнений и изменений
в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 является,
если не самым значимым документом Минфина РФ за 2002 год, то одним из таких.
Данным документом разрешено предметы стоимостью до 10000 рублей относить сразу
на затраты по мере отпуска их в производство или ввода в эксплуатацию. Причем
организациям в учетной политике разрешено устанавливать и иные лимиты исходя
из технологических особенностей. Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 10.06.2002
года и вводится в действие с отчетности 2002 года.
Практика введения Минфином РФ документов «задним числом» – это уже не просто
болезнь. Это патология. Но так поздно чтобы выходили документы … Не припомним.
Раньше (например, Приказ Минфина РФ от 20.03.1992 года №10 «Об утверждении Положения
о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» и разъяснения в Письме
Минфина РФ от 12.05.1992 г. N 29), данный орган удосуживался писать, как поступать
с теми операциями, которые с начала года уже были сделаны. Теперь его эти вопросы
уже давно не беспокоят.
Напомним, что в течение последнего года ситуация по этому вопросу была крайне
сложной. К началу 2001 года было целых три нормативных документа, касающихся
стоимостного критерия по отнесению стоимости предметов на затраты по мере ввода
их в эксплуатацию или передаче в производство – Положение по ведению бухгалтерского
учета и отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина РФ №34н), Положение по бухгалтерскому
учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97 (утв. Приказом Минфина РФ №65н) и Положение
по бухгалтерскому учету «Учет материально - производственных запасов» ПБУ 5/98
(утв. Приказом Минфина РФ №25н).
И тут началось! 30.03.2001 принимается Положение по бухгалтерскому учету «Учет
основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина РФ №26н), опубликованное только
в мае 2001 года и введенное начиная с отчетности 2001 года. При этом был исключен
лимит отнесения предметов к средствам в обороте, и лишь предметы не более 2000
рублей разрешено относить сразу на расходы по мере отпуска их в производство.
Старое ПБУ 6/97 силу утратило. Были применены сразу два «запрещенных» приема
– налогоплательщик пострадал задним числом по налогам, и с изданием документа
возникли противоречия с другими двумя нормативными документами такого же уровня,
названия которых приведены выше. Согласно последних предметы стоимостью до 100
МРоТ можно было учитывать в составе средств в обороте. «Добрая» весть разнеслась
по всем семинарам. Ее раструбили сотрудники налоговых органов, забыв обо всех
противоречиях данного документа с действующим законодательством. И вот что интересно:
даже многочисленные комментаторы радостно восприняли выход документа и преподали
как сенсацию, забыв об интересах налогоплательщика.
Сколько не пытаешься в таких случаях громко кричать, что все это неправда, почему-то
никто не прислушивается, бросая: «Да вы что! Об этом же на всех семинарах говорят!».
Когда же мы научимся думать самостоятельно, анализируя ситуацию, а не принимать
бездумно все сказанное к действию? С уверенностью можно сказать, что принцип
осмотрительности никакого отношения к делу в данном случае не имеет.
09.06.2001 принимается Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально -производственных
запасов» ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина РФ №44н), которое вступает в силу начиная
с отчетности 2002 года (видимо, Минфин РФ понял всю неразбериху, которую сам
сотворил, и решил взять тайм-аут до начала следующего года, чтобы внести уж и
остальные изменения). Старое ПБУ 5/98 опять утрачивает силу. И снова исчез лимит
…
Но тут за дело взялись «думцы», приняв 13.07.2001 года в третьем чтении и введя
в действие с 01.01.2002 года 25 главу Налогового кодекса, в которой не только
был утвержден предел отнесения предметов к амортизируемому имуществу в размере
10000 рублей, но и значительно уменьшились сроки полезного использования амортизируемого
имущества для целей налогообложения.
Перспективы указанного документа были очевидны, поэтому Минфин РФ окончательно
осознал свое поражение.
И тут же вышло Письмо МНС РФ от 19.07.2001 N ВГ-6-02/559@ «О критериях отнесения
имущества к основным средствам или к средствам в обороте». В данном документе,
в Минюсте не зарегистрированном, МНС РФ выражает свое несогласие с Минфином РФ,
но с оговоркой по тем предметам, которые организации уже успели отнести к основным
средствам и начали исчислять амортизацию – по ним, по мнению МНС РФ, все надо
оставить так, как сделали (хоть это и неправильно), как для целей бухгалтерского
учета, так и для целей налогообложения.
К сожалению, указанное письмо, не получило должной огласки. Те же специалисты,
которые правомерно продолжали полагать, что новые критерии отнесения предметов
к основным средствам незаконны, были радостно удивлены. Выпуск такого документа
- редкий случай со стороны МНС РФ, хоть и половинчатое решение получилось.
Но мысль про 2000 рублей настолько умело «вдолбили» бухгалтерам, что никакие
доводы им уже не помогали. До сих пор очень многие бухгалтеры продолжают использовать
указанный стоимостной критерий. Да и на семинарах продолжается: «Для целей бухгалтерского
учета – 2000 рублей, для целей налогового – 10000 рублей».
Сейчас же, когда ситуация решилась окончательно, остается рассмотреть вопросы,
возникающие в связи с использованием в практической работе Приказа Минфина РФ
№45н от 18.05.2002.
Во-первых: что делать с основными средствами, полученными в период с 01.01.2002
по настоящий момент, стоимостью до 10000 рублей, если они уже начали амортизироваться?
Ответ: смело сторнируйте всю амортизацию и относите стоимость предметов на затраты
текущей датой. Делайте бухгалтерскую справку – данные предметы не должны амортизироваться
ни для целей бухгалтерского учета, ни для целей налогообложения. Подобная практика
имеется. В частности, когда «задним числом» вводился Приказ Минфина РФ от 20.03.2002
года №10 «Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской
Федерации», то Минфин РФ требовал поступать именно подобным образом.
Во-вторых: делать ли перерасчет по налогу на имущество за 1 квартал 2002 года.
Ответ: так как изменения вы внесли текущей датой, то остатки по бухгалтерским
счетам на 01.04.2002 года не изменились, поэтому перерасчеты делать не рекомендуем.
В-третьих: можно ли предметы, приобретенные в 2001 году, в случае, если стоимость
предметов была от 2000 до 10000 рублей и предприятие начало производить по ним
начисление амортизации, отнести на затраты сейчас? Ответ: нет. Вы применили не
тот нормативный документ, но он тоже действовал, поэтому вы не использовали те
очевидные и неустранимые сомнения, которые были. Теперь это делать уже поздно.
---------------------------------------------------------------
Аудиторская компания «Контур аудит» г. Екатеринбург, 2002
Уважаемые господа, ведущая рассылку данную рассылку аудиторская фирма
Контур аудит работает с 1992 года и предлагает вам следующие услуги:
- Аудиторские проверки;
- Управленческий консалтинг;
- Внедрение информационных технологий в бухгалтерский и управленческий учет;
- Ведение и восстановление бухгалтерского учета, сдача отчетности;
- Консультации по бухгалтерским, налоговым и юридическим вопросам, разовые и абонементные;
- Юридические услуги:
Ликвидация предприятий;
Защита прав налогоплательщиков в досудебных и судебных инстанциях;
Ведение дел в арбитраже по спорам хозяйствующих субъектов;
Мы оказываем услуги на всей территории России и СНГ. Ответственность страхуется.
Уважаемые подписчики! Если Вас заинтересовали наши материалы, мы будем очень рады и признательны Вам, за любые Ваши замечания, пожелания и мнения по затронутым в публикациях темам.
Наши консультации платные, выслав вопрос, укажите номер факса, по которому можно выставить счёт.
**************************************************************
ООО "Компания"Контур аудит", 2001
(3432) 74-39-21, 74-78-05, 74-78-04, 74-72-58
г. Екатеринбург, ул. Мира, 23, ком. 230 kontur@sky.ru
***************************************************************