Информация за январь 2002 года/2.
- Как с бензином?- спросил Остап.- До Удоева хватит?
Нам только тридцать километров сделать.
И. Ильф, Е. Петров. Золотой телёнок.
Листая Налоговый кодекс …
(часть девятая или как списывать ГСМ в этом году)
… становится ясно, что глава 25 «Налог на прибыль организаций» по актуальности
и интересности оставила далеко позади 21 главу, которой были прикованы наши взоры
в прошлом году (речь в ней шла, как вы помните, об НДС). Достаточно сказать,
что еще не вступив в силу, глава о прибыли успела уже дважды претерпеть изменения,
и теперь мы (пока!) живём уже по третьей её редакции (первый вариант был принят
06.08.01, второй – 29.11.01, а третий – 31.12.01, обратите внимание на дату –
слава Богу, что наш Президент так работает). В итоге я понял, что покупать брошюры
с текстами Налогового кодекса бессмысленно, а деньги лучше потратить на себя
хорошего. Сегодня очередная приятная неожиданность, из недр Налогового кодекса.
Значительная часть предприятий в структуре своих расходов имело и продолжает
иметь эксплуатационные расходы на автотранспорт, говоря проще – затраты на приобретение
ГСМ (бензин, дизельное топливо, различные маслА). В прошлые годы бдительные
налоговые органы любили требовать при отнесении таких затрат для целей налогообложения
по налогу на прибыль, ориентироваться на популярный документ – «НОРМЫ РАСХОДА
ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ», утверждённый
Минтрансом РФ 29.04.97. Оговорюсь сразу, многие налогоплательщики его не применяли,
считая, что это внутриведомственный документ, касающийся специализированных автотранспортных
предприятий, списывая на себестоимость расходы на приобретение ГСМ в размере
фактически произведённых затрат. Причём эта позиция предприятий находила своё
подтверждение в судебных решениях, например, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
от 01.03.2001 N Ф09-314/2001-АК (Нормы расхода топлива при эксплуатации автомобилей,
утвержденные Министерством транспорта РФ, носят для истца рекомендательный
характер и не являются основанием для вывода о наличии у истца сверхнормативным
расходов горюче - смазочных материалов). В родной Свердловской области налоговая
от такого мнения возбуждалась и наказывала.
Консультируя своих клиентов, мы исходили из того, что путь судебных тяжб тернист,
долог и дорог. Поэтому предлагали следующий компромиссный вариант, при котором
и контролирующие органы сыты, то есть, довольны, и деньги предприятия целы, от
экономии на налоге на прибыль. Как известно, для отнесения на себестоимость расходов
по приобретению, к примеру, бензина вычислялось нормируемое значение расхода
топлива, всё что было сверх него, шло за счёт чистой прибыли предприятия. Вот
как выглядела, например, формула для легковых автомобилей:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),
где Qн - нормативный расход топлива, литры (после чего литры умножались на их
цену и эта сумма шла на затраты) ;
Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км (величина,
установленная документом);
S - пробег автомобиля, км (показания спидометра, отражаемые в путевых
листах за отчётный период);
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к
норме в процентах (работа в зимнее время; работа в горных местностях, в том числе
в Уральских горах; работа в городах с большим населением; работа, требующая частых
технологических остановок; при использовании кондиционера или установки «климат
– контроль» и другие).
При практическом же использовании, искомой величиной становился пробег (S),
так как нормативный расход топлива в конце месяца всегда известен (на какую сумму
принесли бухгалтеру чеков АЗС с авансовым отчётом - всё должно попасть в себестоимость),
а остальные величины были постоянными. После несложной математической операции
определялся нужный пробег и раскидывался по путевым листам так, чтобы это выглядело
максимально правдоподобно (при этом всегда нужно было помнить о восьмичасовом
рабочем дне пилота вашего автомобиля, и средней скорости движения по маршруту,
указанному на оборотной стороне путевого листа). В 95% случаев такая методика
срабатывала безотказно (при безусловном оформлении всех первичных документов,
и прежде всего – путевых листов, утвержденных ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Госкомстата РФ от
28.11.97 N 78 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ПО УЧЕТУ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ, РАБОТ В АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ»),
хватало и на поездки к тёще в огород, и с друзьями на рыбалку. А о робкой попытке
налогового инспектора проверить прямо в кабине водителя показания спидометра
я слышал только один раз – ничем она не закончилась, так как пока добиралась
от бухгалтерии до гаража шофёры успели кто смотать, кто намотать показания, зафиксированные
накануне в путевых листах, на момент постановки автомобилей в гараж. Но теперь
всё это уже никому не интересно, так как у минтрансовских норм срок действия
был ограничен, и как вы думаете какой датой? Верно – 1 января 2002 года.
А в уже полюбившейся 25 главе Налогового кодекса, ничего про нормы списания ГСМ
не сказано (по крайней мере, пока). Порядок оформления первичных документов остаётся
прежний (чек АЗС, авансовый отчёт, путевой лист), а на риторический вопрос налогового
инспектора: «Вы что, свою «Оку» три раза в день бензином моете?», можно по-одесски
ответить: «Таки шо я сделаю, если она бензинчик кушает как тот армейский грузовик?».
Ничего. И всё на затраты…
---------------------------------------------------------------
Аудиторская компания «Контур аудит» г. Екатеринбург, 2002
Уважаемые подписчики! Если Вас заинтересовали наши материалы, мы будем очень рады и признательны Вам, за любые Ваши замечания, пожелания и мнения по затронутым в публикациях темам.
Наши консультации платные, выслав вопрос, укажите номер факса, по которому можно выставить счёт.
**************************************************************
ООО "Компания"Контур аудит", 2001
(3432) 74-39-21, 74-78-05, 74-78-04, 74-72-58
г. Екатеринбург, ул. Мира, 23, ком. 230 http://www.sky.ru/~kontur kontur@sky.ru
***************************************************************