Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о малом бизнесе, все для малого бизнеса Что такое консалтинг?


 В предыдущей статье  я обещал вернуться к  теме консалтинга.  Но для ее продолжения в  прежнем русле следует сделать небольшое отклонение от выбранного курса и определить, что такое консалтинг  и какому консалтингу следует отдавать предпочтение в малом бизнесе.

    Начнем с определения консалтинга, которых есть такое множество, что можно запутаться. Если говорить формально, то в дословном переводе консалтинг – это консультирование. Но консультирование – понятие  широкое, всеохватывающее и не дает конкретного представления о смысле, вкладываемом в консалтинг консалтинговыми компаниями, в изобилии представленными на рынке. Например, если ваш знакомый делится с вами рецептом   приготовления какого-либо блюда, будет ли это консалтингом? Нет, конечно. Ну  а если вы для консультаций в свой ресторан пригласили суперкулинара и платите ему за его консультации – это консалтинг. Не удивительно, что в понятие “консалтинг” каждый вкладывает различный смысл, определяемый практическим направлением своей деятельности, и это зачастую приводит к неразберихе в понятиях. Я приведу только несколько примеров определения консалтинга, которых есть множество.

1) Консалтинг  — деятельность по консультированию руководителей, аппарата управления, управленцев по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, экспертной  деятельности.

2) Консалтинг —в переводе (формальном) — консультирование. А фактически — вид интеллектуальных услуг, связанный с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития. Это широкий комплекс консультационных и практических услуг, с одной стороны, а с другой — услуги в управлении и организации бизнеса. Консалтинг — деятельность специальных компаний по консультированию руководителей и менеджеров предприятий в области экспертной, технической и экономической деятельности.

3) Консалтинг – это подвид интеллектуальной деятельности, в задачи которого входят и анализ маркетингового положения, и вывод возможных вариантов развития бизнеса, и даже расчет, а какие технологии могут пригодиться  для решения проблем клиента.

     Мы видим, что все эти определения подразумевают консалтинг  как оказание интеллектуальной помощи. Однако  и  консультации кулинара ресторану и обучение чинить одежду будут консалтингом, хотя к интеллектуальной деятельности его можно отнести с большой натяжкой.  Сегодня практически весь круг проблем по оказанию помощи и консультаций  принято называть консалтингом.  Исходя из этого, любую помощь клиенту при решении его проблем можно называть консалтингом. Обратите внимание на слово «клиент»,  оно не зря выделено. Потому что слово «клиент», за редким исключением, предусматривает оплату полученных им услуг. И тогда определение консалтинга, соответствующее вкладываемому в него смыслу, будет следующим: консалтинг это любая помощь в виде консультаций, оказываемая клиенту, за соответствующую плату.

    Оказываемые бизнесу консалтинговые услуги можно условно разделить по различным принципам. Прежде всего, необходимо выделить услуги, к которым  малый бизнес обращается практически постоянно. Это, прежде всего, бухгалтерские  и юридические услуги. Многие и не считают их консалтингом. Но если бухгалтера и юристы не являются вашими штатными сотрудниками, то их услуги – это бухгалтерский или юридический консалтинг. Следующие виды консалтинговых услуг  имеют  направленность практически по всем сферам деятельности бизнеса: стратегический консалтинг; кадровый консалтинг; маркетинговый консалтинг; финансовый консалтинг; международный консалтинг; ИТ-консалтинг; управленческий консалтинг; оперативный консалтинг  и пр. и пр. Я не буду останавливаться подробно на всех этих видах, потому что во-первых, многое ясно и из названий, а во-вторых, я думаю, что в малом бизнесе все это вам и не понадобится. Все эти виды консалтинга относятся к управленческой сфере, а ее в малом бизнесе необходимо минимизировать.  Отдельно следует выделить обучающий консалтинг. Сегодня этот вид консалтинга, пожалуй,  наиболее распространен. Интернет распирает от рекламы различных курсов,  семинаров, обучающих программ и пр. Я не хочу бросить тень на весь обучающий консалтинг. Естественно, есть грамотные, опытные бизнес-тренеры у которых можно многому научиться. Но на рынке их сейчас такое количество, которое не на много меньше числа работающих бизнесов. Воистину прав Бернард Шоу: «Кто может делать – тот делает. Кто не может делать – тот учит».

kon1Еще один вид консалтинга, как мне кажется, необходимо выделить в отдельный вид. Это тот консалтинг, о котором мы уже говорили. Это консультации специалистов высокой квалификации по непосредственным производственным процессам. Назовем этот вид консалтинга технологическим. Это именно тот вид консалтинга, который наиболее востребован малым бизнесом. Это именно тот вид консалтинга, который может дать малому бизнесу реальный результат. Это именно тот вид консалтинга, который дают именно специалисты, а не скороспелки с примитивных курсов или сомнительные бизнесмены. Именно поэтому так много рекламы управленческого и обучающего консалтинга и практически нет технологического. В технологическом консалтинге требуются реальные опытные специалисты, которых не так много, но которые могут принести ощутимую пользу вашему бизнесу.  Подведя итоги сказанному, выделим еще раз следующие виды консалтинга: бухгалтерский; юридический; управленческий; технологический; обучающий.

    Напрашивается естественный вопрос: зачем так подробно останавливаться на определениях консалтинга и его видах.  Да потому что для многих слово «консалтинг» превратилось в ругательство. Я видел на дверях очень многих офисов и кабинетов такие объявления: «Консалтинг  не предлагать» или «С предложениями по консалтингу не входить». Так неумелые, но очень назойливые горе – учителя и фирмы превратили вполне достойную и полезную деятельность в отвращение. Поэтому бизнесменам следует иметь четкое представление о консалтинге и, главное, уметь отделять рациональное, нужное от  накипи, которой, к сожалению очень много. Другой, не меньший вред консалтингу, наносят консалтинговые фирмы своей рекламой. Создается впечатление, что чем непонятнее будет представлена фирма, тем она больше получит клиентов.  Например, вот так представляет свои услуги, на мой взгляд, довольно неплохая консалтинговая фирма.   «Консалтинговые услуги нашей фирмы — это комплексный управленческий консалтинг, сфокусированный на эффективном строительстве бизнеса, улучшении его организационного развития, менеджмента и максимальном повышении деловой активности. Мы оказываем консалтинг услуги в области разработки стратегии управления и стратегии развития бизнеса, реализации и сопровождения инвестиционных проектов, маркетинговых программ компании и проведения маркетинговых исследований, построения и развития системы продаж и подбора персонала».  А это фрагмент из задач другой фирмы. «Стратегический консалтинг – это решение вопросов высшего порядка, в первую очередь понимание цели создания и развития бизнеса, направление движения. В зоне данного вида консалтинга Миссия, Философия, Ценности. Это фундамент и одновременно полет смелой мысли бизнеса». Вы поняли с первого раза, о каких услугах идет речь? А с третьего? Ну а теперь ответьте еще на один вопрос – вы будете обращаться за услугами к этим фирмам, прочитав на их сайтах такое представление. Думаю, что нет. Но когда и к какому консалтингу следует обращаться? Об этом и многом другом о консалтинге в следующих статьях.


В избранное