Все о малом бизнесе, все для малого бизнеса Сколько выпускать изделий? (Часть1).
Задумываясь о своем бизнесе, будущий предприниматель должен ответить на один из самых важных вопросов: сколько его бизнес должен производить и продавать изделий или на какую сумму их производить, чтобы ваш бизнес не был убыточным. Во-первых, количество выпускаемого продукта диктуется спросом на него. И больше, чем вы можете его продать, вы не будете его производить. Во-вторых, даже при неограниченном спросе на продукт, вы ограничены возможностями вашего производства. И большего количества продукта,
без расширения производства, вы выпускать не сможете. Ну а в-третьих, вам, как и в первом, так и во втором случае, необходимо определить то минимальное количество продукта, которое нужно производить (и, естественно продавать). Т.е. необходимо определить, начиная с какого количества выпускаемого продукта, ваш бизнес начнет приносить прибыль. Попробую объяснить проще. Для производства продукта бизнес должен нести затраты, которые можно разделить на две категории: постоянные затраты и переменные
затраты. Постоянные затраты не зависят от количества выпускаемого продукта в текущий временной интервал. К ним относятся:
— затраты на аренду и содержание помещения;
— затраты на ремонт и содержание оборудования;
— затраты на инструмент для производства продукта;
— прочие постоянные расходы;
— зарплата с начислениями повременных рабочих;
— платежи по ссудам.
К переменным затратам, которые зависят от количества выпускаемого продукта отнесем:
— расходы на комплектующие и материалы;
— зарплата с начислениями сдельных рабочих.
Очевидно, что удельная составляющая постоянных затрат в стоимости продукта возрастает с уменьшением количества его выпуска. И при постоянной цене на этот продукт, при недостаточном количестве его выпуска, производство будет убыточным. Что бы этого не допустить, необходимо определить минимальное количество выпускаемого продукта, при котором производство начнет приносить прибыль.
Для иллюстрации методик определения минимального количества выпускаемого продукта, воспользуемся небольшим примером. Например, вы собираетесь выпускать продукт «Х» и продавать его по цене 1000 каких-то условных единиц – т.е 1000 у.е. Для производства этого продукта необходимые постоянные затраты:
— аренда производственных площадей с муниципальными налогами в месяц – 5500 у.е.;
— зарплата повременных рабочих с начислениями в месяц – 7500 у.е.;
— прочие расходы (электроэнергия, отопление, расходы на связь и т.д) – 4400 у.е.
Суммируем и получаем постоянные расходы в месяц – 17400 у.е.
Для производства продукта месячные переменные расходы составят произведение переменных расходов производства единицы продукта на его количество. Для примера, стоимость материалов и комплектующих на производство единицы продукта – 550 у.е.
Как определять месячный доход от реализации продукта, думаю, объяснять не нужно. Определяем месячные доходы от реализации продукта в количестве, например, от 10 до 100, а так же месячные переменные расходы на те же количества продукта и полученные результаты заносим в таблицу.
Количествопродукта.
10
20
30
40
50
100
Постоянныерасходы.
17400
17400
17400
17400
17400
17400
Переменныерасходы.
5500
11000
16500
22000
27500
55000
Доходы отреализации.
10000
20000
30000
40000
50000
100000
Прибыль
-12900
-8400
-3900
+600
+5100
+27600
Прибыль получаем, вычитая из доходов оба вида затрат. Как видно из таблицы, производство становится прибыльным только при выпуске не менее сорока и более изделий в месяц, а при выпуске до 40 единиц продукта – оно убыточно. Выпуск ста изделий позволит получить неплохую прибыль. Точка перехода от убытков к прибыли называется точкой безубыточности. Ну а если выразить минимальное количество выпускаемых изделий в деньгах, то получим минимально допустимый объем
производства. Как видите, определить минимальный объем производства или продаж (для торговли) довольно просто. Естественно, для более точных расчетов необходимо учесть еще очень много различных факторов (не учтены налоги, доходы владельца бизнеса и пр.). Но для предварительной оценки перспективности задуманного бизнеса, этого вполне достаточно.
Необходимо теперь сравнить минимальный объем производства с потребностями рынка. И если продать даже минимальное количество изделий будет сложно, лучше такой бизнес не начинать.