ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ: СЕКРЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА Необходимые навыки
ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ: СЕКРЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА
НАВЫКИ ДЛЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА
Дальше разговор пойдет о том, какие конкретно навыки входят в это широкое понятие — умение организовывать свое время.
Целеполагание
Когда я не знаю, на какую гавань мне держать курс, ни один ветер не будет для меня попутным.
Луций Анней Сенека
Чтобы достичь чего-то, мы сначала должны знать, чего
именно мы. Только наличие четкой цели дает возможность достигнуть
многого. Человек без цели, старательно что-то делающий, как корабль в
открытом море, идущий на полном ходу, не зная курса.
У всех людей, добившихся значительного успеха в жизни, цель была. Более того, была мечта. Яркая, большая и невыполнимая.
Молодой Билл Гейтс на заре развития компании Microsoft
сказал: «Наше программное обеспечение будет установлено на каждом
компьютере в мире». Чье программное обеспечение установлено сейчас на
вашем компьютере?
Не спешите сразу браться за глобальное — начните с того,
что определите четыре главные ваши цели на этот год. Держите их на
виду, помните о них, — и старайтесь каждый день делать что-то для их
достижения.
Ставьте цели! Это верный путь к успеху.
Расстановка приоритетов
Можно всю жизнь делать вещи правильно.
Но лучше — делать правильные вещи.
Скорее всего, вам много чего хочется в жизни, причем
желательно получить все и сразу. Однако очень сложно пытаться сделать
одновременно много дел (да и для здоровья вредно). К тому же, попытка
достичь сразу многих целей может привести к тому, что не будет
достигнута ни одна.
Потому — необходимо выбирать главное. Отделять главное
от второстепенного, причем делать это быстро и правильно — очень ценное
для организации времени умение.
Заметьте: только небольшая часть всех ваших дел дает
наибольший результат. Вложившись именно в эти дела, вы сэкономите массу
времени. Окажется, что, во-первых, часть дел можно вообще не делать
(хорошая новость, правда?), во-вторых, значительную часть можно не
делать так тщательно и долго, и, в третьих, есть небольшое количество
действительно важных дел — и вот в них-то как раз нужно на них и нужно
направить все свои силы.
Выделяйте наиболее важные дела из общей массы. Вы
сэкономите огромный объем времени, не тратя его на второстепенное и
необязательное.
Чувство времени
Для эффективного тайм-менеджмента необходимо чувство
времени. Чувство времени — это некий внутренний голос, который
подсказывает, сколько времени уйдет на то или иное дело. Доехать до
работы — 40 минут, попить чая — 10 минут, ответить на письма — полчаса.
Это чувство подсказывает, как спланировать день, сколько взять на себя
работы. Заметьте, это не сознательный расчет, а именно чувство. Не нужно
умом гадать «Хватит на это полчаса, или нет», нужно именно
почувствовать «Вот на это уйдет полчаса».
Это чувство нам и нужно развить.
Чувство времени есть абсолютно у всех людей, просто
развито оно в разной степени. Притом не стоит думать, что это нечто
данное от природы и неизменное. Это навык, который можно и нужно
развивать.
Самый простой для этого способ — упражнение
«калибровка». Суть в следующем. Перед тем, как что-то сделать, задайте
себе вопрос «Сколько времени это займет?» И, запомнив ответ, приступайте
к делу. Когда закончили — сверьте по часам, насколько правильным было
предположение. В этом упражнении не нужно ничего писать, выполнять его
можно в любое время и в любом месте — оно очень простое и удобное.
Выполняя калибровку, вы будете все лучше и лучше «предсказывать» затраты
времени.
Развитие этого чувства очень быстро даст отдачу в виде лучшей организованности вашего времени. Пробуйте — это работает!
Планирование
…с 11.00 до 12.00 — совершить подвиг.
Из списка дел на день барона Мюнхгаузена
Если Вы наметили цель, и убедились, что она
действительно важна — надо начинать действовать. Но не вслепую — а
проработав эффективный план, чтобы тратить ресурсы (время, силы, деньги)
именно на то, на что нужно, и в правильный момент.
Это как строительство дома. Если плана нет, сначала
привезут черепицу, потом начнут делать фундамент. Когда сделают
фундамент, окажется что еще нет материала для стен — работа стопорится.
Пока сделают стены — сгниет черепица. Потом выясниться, что к фундаменту
забыли подвести канализацию…
Планирование личного времени может быть жестким и
гибким. Жесткое — наметить четкий план, где каждое дело привязано к
определенному времени, и этому плану следовать. Гибкое — наметить список
дел, а делать их в той очередности и тогда, когда это актуально
(подходят внешние условия, подходит ваше состояние).
Как планировать свое время, как сочетать жесткое и
гибкое планирование — решать вам. В целом можно сказать, что жесткое
планирование удобно в масштабах года. В мае пойти на курсы английского, в
июне — командировка, в августе — двухнедельный отпуск, за сентябрь
создать интернет-магазин. Гибкое планирование удобно для плана дня.
Скажем, за день нужно сделать некоторые дела — пишем список, — и в
течение дня дела из списка выполняем. В какой последовательности и когда
именно — решаем по ситуации.
Главное — план должен быть. Второе — план должен быть
гибким, чтобы его можно было при необходимости подогнать к
обстоятельствам. Начните планировать свои дела — этим вы освободите себе
огромное количество времени и обеспечите выполнение самого главного,
важного.