Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Секреты исключительного сервиса


Appreciative inquiry - Воодушевляющее управление

Автор: Виталий Антощенко

Дата публикации: 24 июля 2014 г.

В данной статье мы хотим познакомить нашего уважаемого читателя с новой для России теорией управления, которая впервые была опубликована в 1986 году в США Дэйвидом Куперрайдером и получила название Appreciative inquiry. В SQI Russia, помогая внедрять эту технологию в компаниях наших Клиентов, мы дали ей более привычное для русского уха название - Воодушевляющее управление.

В чём состоит главная задача менеджмента? Основная задача – управлять изменениями в организации. Изменения вокруг нас происходят независимо от нашей готовности к ним или нашего желания. Компания или идет вверх, или катится вниз. Маловероятно, что какой-то компании удастся оставаться в точке равновесия относительно длительное время.

Всё, что нам надо – это уметь эффективно и результативно управлять изменениями в наших организациях. Существует много теорий управления и инструментов, созданных в помощь руководителям, для выполнения ими своих функций, как и людей, отвечающих за контроль над изменениями.

Скорее всего, вы согласитесь с тем, что люди добиваются лучших результатов, когда им нравится то, что они делают, когда они понимают поставленную задачу, видят цель и ощущают свою сопричастность к конечному результату. Не менее важную роль играет и позитивная атмосфера в коллективе, основанная на позитиве от ожидания осуществления задуманного.

В чём заключается инновационность подхода управления с помощью технологии Воодушевляющее управление (AI)

В классической схеме управления мы склонны решать проблемы. То есть мы обнаруживаем то, что плохо. Вторым шагом разбираемся в чём причины, вызвавшие эти проблемы. Затем начинаем искать пути, как решить проблему. Потом приступаем к ее устранению. При таком подходе компании, а вместе с ними и люди, которые в них работают, существуют в атмосфере вечных проблем. Согласитесь, что такая обстановка не может не давить или угнетать. Вокруг одни проблемы и постоянная необходимость с ними бороться. Базовая парадигма, лежащая в основе существования такой организации – это проблема, которую надо решить.

В технологи Воодушевляющего управления (AI) первым шагом является поиск того, что компания или сотрудник делает хорошо, что у него получается лучше всего и при каких обстоятельствах. Всё внимание фокусируется на положительном опыте и том, что его обеспечило.

Далее, опираясь на успешный опыт сотрудника, мы рисуем будущее таким, каким мы хотим его видеть. Затем, планируем, как должна быть построена структура, которая обеспечит, придуманный нами позитивный образ – результат в будущем. На заключительном этапе начинается реализация необходимых изменений в организации. Базовая парадигма компании, которую мы закладываем при таком подходе, может быть названа: «Как сказку сделать былью».

Суть метода Воодушевляющего управления (AI) заключается в четырёх этапах, проводимых в организации. В английском варианте они ещё называются 4D от первых букв названия каждого из 4 этапов – Открывать (Discovery), Мечтать (Dream), Проектировать (Design), Реализовывать (Deploy).

Характерная черта первого этапа заключается в том, что когда мы разговариваем со своими сотрудниками, мы задаем очень аккуратно составленные вопросы, которые направлены исключительно на позитив. В отличие от классической схемы, в которой мы анализируем проблемы, мы с сотрудником не тратим время на преодоление защитной позиции сотрудника, который старается себя защитить и объяснить существующие проблемы внешними обстоятельствами. Такие объяснения совершенно бесполезны с точки зрения управления, потому что, как правило, они лежат вне зоны влияния компании.

В технологии Воодушевляющего управления (AI), напротив, сотрудник воодушевлен, открыт и заинтересован работать на развитие компании.

Пример такого разговора может выглядеть так: «Очевидно, в вашей работе есть взлёты и неудачи, но в данный момент я хочу, чтобы вы вспомнили о самых успешных моментах в вашей работе, в которых вы чувствовали себя наиболее вовлечёнными и успешными. Расскажите мне о них. Как это происходило? Как эта работа была организована? Что потребовалась от Вас, чтобы обеспечить такой высокий уровень результата? В чём вы видите основы для этого успеха?»

Данный подход на первом этапе работы коренным образом отличает то, что все задаваемые вопросы позитивны.

Второй этап служит инструментом, помогающим преодолеть склонность людей ограничивать полет своих фантазий рамками существующей реальности. Мы представляем, как будто мы проснулись через какое-то время, а пока мы спали, с нашей организацией случилось чудо, она преобразилась до неузнаваемости и стала такой, какой мы хотим её видеть. «Сейчас 2020 год, придя в компанию, что, по-вашему, изменилось и стало другим, как вы это определили?»

Проводя работу по первым двум этапам, мы добиваемся одновременно двух результатов: задействуем всех сотрудников компании в процессе планирования и показываем, что организация, действительно, основывается на людях, работающих в компании, которые расцветают, когда коллеги видят лучшее в друг друге, могут поделиться своими мечтами и интересами, и самое главное – объединены работой по созданию лучшей реальности.

Основное отличие Воодушевляющего управления (AI) от других методик по визуализации и планированию заключается в том, что образы будущей организации привязаны к успешному опыту из прошлого самой организации. Позитивные образы будущего, которые мы представляем, сами по себе способны вызвать сильное воодушевление и являются еще одной точкой опоры описываемой технологии.

После того, как сформирован стратегический фокус будущего развития компании, всё внимание переключается на создание «дизайна» системы, который обеспечит работу новой структуры. Ключевая особенность этого этапа в том, что новая структура проектируется на основе большой мечты, построенной в партнерстве с коллективом сотрудников, который и будет ее воплощать в жизнь.

На 4 этапе, как правило, происходит самое удивительное. Опыт показывает, что для реализации позитивных изменений нет нужды в специальных распоряжениях. Сотрудники сами с огромным воодушевлением предлагают инновационные способы лучшей организации своей работы с целью повышения уровня обслуживания Клиентов и создания крепких рабочих команд внутри компании.

Технология Воодушевляющего управления (AI) позволяет совершить квантовый скачок – прыжок из одного состояния организации в другое, который невозможно совершить за счёт постепенных изменений разных частей организации. Правда, для этого необходимо создать нечто подобное сетевой структуре обмена информацией для обеспечения возможности сотрудникам обмениваться информацией, кооперировать свои усилия и созидать сообща.



Посетите наш сайт


В избранное