Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Прибыльные стратегии современного маркетинга" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Инструменты Своего Дела Выпуск №7 Перезагрузка!
Онлайн журнал "Инструменты своего дела"Выпуск № 7
СодержаниеОт редактораОрганизацияБизнес-идеи, опытФинансы бизнеса- Долги можно превратить в прибыль Маркетинг, реклама, PRРуководителю на заметку- «Психологическая математика» для босса Не хлебом единым..
================== От редактора ================
Перезагрузка!Приветствую вас дорогие читатели интернет-журнала "Инструменты своего дела". Меня зовут Владимир Карпов, автор и создатель проекта "Свое Дело" на smartstartbusiness.ru, ведущий данного журнала. Спешу сообщить о возобновлении выпусков журнала, но в несколько ином формате... С момента последнего выпуска журнала мне пришлось много поездить по стране с разнообразными консалтинговыми проектами. Работы и сейчас много, но грипп внес паузу в мою жизнь и обратил внимание на оставленные проекты. А так как я привык доводить все проекты до положительного результата, то я не собираюсь бросать данный проект и журнал. Возвращаюсь к новому формату. Первоначально журнал заполнялся интересными и полезными материалами отовсюду, на тему создания и управления своего дела. Сейчас я планирую постепенно перейти полностью на материалы собственного опыта и опыта моих коллег. Основная тема не претерпит изменений, так как в моих консалтинговых проектах присутствует работа по запуску и поддержке стартапов, но преимущественно оптимизация и развитие существующих бизнесов. Я благодарю всех, кто еще не отписался от моего журнала и предлагаю дождаться ближайшей серии выпусков, уверен будет интересно и полезно! О перезагрузке Ныне модное слово "перезагрузка" часто слышится в СМИ. По моему перезагрузка явление частое в бизнес среде. События реальной жизни, положение на рынке, кризис и прочие явления довольно часто провоцируют руководителей и собственников бизнеса пересматривать ряд положений в своих компаниях: от управления до позиционирования на рынке. Для успешного предпринимателя пересмотр/перезагрузка своего текущего положения и путей достижения ближайших целей является жизненной необходимостью, а порой и решающим фактором успешного продвижения компании на рынке. В более реальной деятельности это выглядит так. Когда текущее положение отдела, направления, продаж, продвижения, сотрудника и др. оставляет желать лучшего или не видно положительной динамики, то стоит проанализировать и возможно пересмотреть свое видение и инструменты управления с целью улучшения/изменения текущего положения. Еще стоит отметить, в сфере малого и среднего бизнеса необходимость постоянного пересмотра и перезагрузки текущих дел является важным фактором, от которого зависит выживание компании. Большой бизнес порой сам является источником движения на рынке и перезагрузка на этом уровне приводит к более глобальным изменениям и переделам. Как бы там ни было, ни выбрасывайте и не бойтесь этого понятия. Чаще пересматривайте свое текущее положение на предмет улучшений и получения больших результатов. Если вы в начале пути своего дела, не бойтесь экспериментировать, все менять, начинать с начала, главное при этом не останавливаться и постоянно действовать. Если у вас некий застой или хочется большего - пересмотрите, переберите все по косточкам, найдите причины застоя/остановки и возможности для роста и незамедлительно начинайте меняться и действовать. А еще иногда бывает полезным остановиться и задуматься "кто я и куда иду". Помогает лучше осознать себя и скорректировать свой путь. Удачи вам!
================== Организация ================ Психология управления9 секретов успеха для начинающих свой малый бизнес Будьте в курсе дел Присоединитесь к промышленной ассоциации, соответствующей виду вашей продукции или предложениям. Подпишитесь на все журналы, которые посвящены вашему бизнесу. Читайте и постоянно изучайте статьи о вашем бизнесе. Это проще всего делать с помощью Интернета. Убедитесь, что у вас есть финансовый план А также бюджет, и способ измерения того, что вы сделали за месяц. Если вы не знаете финансового состояния предприятия и не имели краткосрочных и долгосрочных финансовых целей, тогда вы позволяете судьбе диктовать вашему успеху, а мы знаем, что это не всегда хорошо. Управляйте сами своей судьбой! Прогнозирование своей наличности Звучит скучно и кажется трудным, но это не так. Относитесь к этому проще. Посмотрите на проектируемый доход или планируемую выручку за ваши будущие три месяца и затем просто положите рядом все ваши издержки, которые должны быть в бизнесе. Разница между ними и есть ваш ручеек наличных денег. Вы должны сделать это, чтобы устранить неожиданности. Большинство бизнесменов бьются в бизнесе как о кирпичную стену, потому что они потеряли понимание своих потоков наличных денег. Найдите себе наблюдательный совет или наставника Звучит глупо для малого предприятия? Но это не так! В совете могут быть члены семьи, которые вас поддерживают, или друзья. Попросите их быть высшим советом директоров и покажите свой бизнес-план и ваши результаты. Имейте кого-нибудь, кто мог бы понять ваши идеи и подвергнуть их критике. О эти бизнес-советники! Создайте баланс между работой, развлечениями и семьей Это является необходимым условием для долговременного успеха. У всех нас бывают горячие деньки, когда нужно в короткий срок сделать проект или продукт, но если работа на износ стала для вас постоянной, то это опасный признак того, что вы теряете перспективу. Вам необходимо осознать: вы должны производить дальнейшие шаги на регулярной основе и давать возможность подзаряжаться вашим батареям. Кроме того, уделяйте время своей семье, поскольку если она страдает, то почти наверняка ваш бизнес будет страдать тоже. Сеть Очень легко быть изолированным в домашнем бизнесе или в деятельности собственного малого предприятия. Заставьте себя выйти и встретиться с другими людьми, которые могут создать поддерживающую бизнес-структуру для вас. Одно из преимуществ работы с корпорацией является работа с командой и структурами поддержки, которые они создают. Вам нужно создать такую структуру для себя. Не думайте, что вы все можете сделать сами; общаясь с другими по вопросам бизнеса, вы можете найти большую идею, которая будет мотивировать вас. Дисциплина и мотивация Одним из труднейших аспектов в малом или домашнем бизнесе является обеспечение дисциплины и создание мотивации для работы каждый день. Всегда так легко отвлечься и отложить главные задачи, которые необходимо выполнять. Отделите ваше рабочее место и рабочие часы от остальных ваших обязанностей. Развивайте привычку использовать перечень необходимых дел на каждый день. Ставьте цели на неделю. Проследите, что вы сделали не так. Это один из ключевых элементов успеха. Не почивайте на лаврах Будьте готовы к постоянным изменениям. Сила – в изменениях. Ищите вещи, которые можно делать более эффективно, способы улучшить ваши услуги или продукцию. Постоянно проверяйте вашу конкурентоспособность и испытывайте себя в ней. Делайте то, что вы любите Если вы работаете в бизнесе, который вы ненавидите, то это явный сигнал о том, что вы не добьетесь успеха. Найдите такое место, где ваши истинные таланты и навыки будут использованы в деле и будут работать на него. Высказывание “если вы делаете то, что вы любите, то деньги последуют за вами” очень правильно. Помните, успех в большей степени зависит от отношения, чем от способностей, и никогда не забывайте, что неудача есть только возможность начать сначала более правильно и продуманно. Деловая Москва
================== Бизнес-идеи, опыт ================ Ответить за 30 секундСправки и консультации по мобильному телефону приносят компании «Информтел» более $6 млн. в год «Кто владеет информацией, тот владеет миром», – сказал в свое время Мейер Ротшильд. «Завоевывать мир» компания «Информтел» начала 10 лет назад. Идея создать платную справочную службу пришла в голову основателям компании после очередной поездки за рубеж. Дело происходило во Франции, где русского языка никто не понимал, а на английскую речь французы демонстративно не реагировали. Именно тогда и зародилась мысль: как хорошо было бы набрать на мобильном номер справочной службы и задать вопрос, над которым бьешься уже час в незнакомом городе: «Как пройти на rue de Castiglione?». С этой идеей владельцы компании «Информтел» и обратились в компанию «Вымпелком», оператора сотовой сети «Билайн». – У нас к тому времени уже был один совместный партнерский проект с компанией «Вымпелком», – рассказывает Дмитрий Низовцев, генеральный директор компании «Информтел». – Мы совместно занимались «обменным» роумингом. В те годы роуминг сети «Билайн» на Европу не распространялся, поэтому при выезде за рубеж владельцы мобильников были вынуждены обращаться к нам, чтобы на время путешествия заменить их телефон на европейский аппарат системы GSM. Партнерские отношения с компанией «Вымпелком» складывались успешно, «Информтел» успел зарекомендовать себя надежным и ответственным партнером. А потому предложение о создании «Экспресс-справки» для абонентов «Билайна» было встречено очень доброжелательно. Для новой службы «Экспресс-справка» арендовали помещение на окраине Москвы и купили несколько компьютеров. Оборудование для call-центра – 4 стационарных телефона и внешнюю антенну – предоставила компания «Вымпелком». Поначалу весь штат фирмы состоял из восьми операторов и одного системного администратора и директора. Первой услугой, как и планировали, стали ответы на вопросы: как пройти? где находится? на каком автобусе доехать? и т. д. Важным конкурентным преимуществом «Экспресс-справки» стало то, что ее операторы могли ответить на вопросы абонентов на английском, французском и испанском языках. Дмитрий Низовцев вспоминает, как однажды им позвонил англичанин, не знающий русского языка, со следующей просьбой: «Я остановился в Москве в гостинице «Космос», заблудился и уже минут двадцать пытаюсь объяснить милиционеру, где находится отель. Кто-нибудь из ваших операторов может поговорить с ним по-русски?». Клиент передал трубку милиционеру, и оператор объяснил ему, что от него хотел иностранец, а потом перевел клиенту разъяснения милиционера. Услуги операторов, владеющих иностранными языками, до сих пор пользуются большим спросом. В борьбе за своего клиента На первых порах в справочную службу «0633», созданную «Информтел», поступало не более 10 звонков в сутки, а операторы могли обслужить одновременно только четыре вызова. Чтобы расширить круг пользователей, «Информтел» активно включилась в рекламную кампанию новых услуг. Информация о новой «Экспресс-справке» распространялась в офисах продаж сотовой связи. Промоутеры не просто вручали буклеты владельцам сотовых телефонов, но и предлагали попробовать позвонить в справочную службу бесплатно, чтобы оценить оперативность и точность ответов. Впрочем, руководство компании уверено, что, кроме прямой рекламы, огромную роль в привлечении новых клиентов сыграло «сарафанное радио». – Перед нашими операторами изначально стояла задача: отвечать на вопросы клиента самым исчерпывающим образом, – говорит Дмитрий Низовцев. – Фраза «Мы не владеем этой информацией» была у нас под запретом. Если не владеем сейчас, значит, надо узнать ответ в ближайшее время. Именно поэтому все годы работы справочной службы – это постоянный рост: поиск новой ценной информации, появление новых услуг, постоянное обновление техники. Каждый позвонивший в справку должен чувствовать себя VIP-клиентом, который получит только качественные услуги. Неудивительно, что через один-два года обращаться в нашу справочную службу стало «модно». Чтобы стать лидером, «служба 0633» изначально сделала упор на скорость обслуживания. Среднее время ожидания на линии 0633 составляет всего пять секунд: оператор берет трубку после первого же звонка. Не затягивают здесь и с ответами на вопросы. Еще в первые месяцы работы компании было утверждено так называемое «правило 30 секунд»: если поиск ответа на заданный вопрос затягивается дольше 30 секунд, оператор берет тайм-аут, отключается от клиента и уже за счет справочной службы перезванивает ему и сообщает нужные сведения. Сейчас в «ассортименте» компании есть услуги, которыми клиенты пользовались за все время существования справочной службы 0633 всего несколько раз, например, услуги по организации ландшафтных работ. Однако, по мнению руководства, исключать их из перечня нельзя ни в коем случае. Ведь никто не знает, с каким вопросом позвонит клиент через минуту. Благодаря такой маркетинговой политике компании «Информтел» и системе работы с абонентами через полгода круг постоянных клиентов расширился до 500 человек, а через пять лет служба удовлетворяла запросы более 2 млн. пользователей в год. Конкурентное преимущество Сегодня справочных служб на рынке довольно много. Однако руководство «Информтел» считает достойными конкурентами немногих: службу 009 (обслуживает звонки и с мобильных, и с городских телефонов, является партнером ЗАО «Информтел») и 0909 (также обслуживает абонентов сотовых сетей). – Для большинства компаний, предоставляющих информационно-справочные услуги, этот бизнес не является основным, – объясняет Дмитрий Низовцев. – Чаще всего это вспомогательная служба, которая, например, служит для привлечения рекламодателей в печатные справочники. Мы же с этих услуг начинали, и они по сей день остаются стержнем нашего бизнеса. Поэтому и отношение к развитию информационных услуг у нас соответствующее: мы повышаем квалификацию персонала, ищем новые технические возможности, расширяем базу данных. Будущих операторов в «Информтел» готовят в течение четырех месяцев. В ходе занятий их учат общению с клиентами, улучшают дикцию, повышают стрессоустойчивость. Но руководство компании понимает, что главный ключ к успеху – техническая оснащенность по первому разряду. Поработав некоторое время на стационарных телефонах, выделенных компанией «Вымпелком», компания «Информтел» взялась за полное переоснащение справочной службы. – В 2000-2002 годах мы фактически создали совершенно новую службу, – говорит Дмитрий Низовцев. – «Экспресс-справка» полностью перешла на цифровые линии связи, тогда же изменился и весь подход к сбору и обработке справочной информации. Раньше основную информацию операторы искали в телефонных справочниках, распечатках из Интернета или добывали, обзванивая справочные службы аэропортов, вокзалов и финансовых учреждений. Именно на операторах лежала ответственность не только за переговоры с клиентами, но и за сбор и проверку информации. В 2001 году этому был положен конец: новый информационно-аналитический отдел взял на себя обязанности по формированию общего банка данных, а для управления им специалистами «Информтел» была создана уникальная программа – система управления знаниями UNIMA. – Банк данных, формирование которого началось в 2001-2003 годах, постоянно растет и расширяется, – говорит Дмитрий Низовцев. – Специалисты информационно-аналитического отдела работают круглосуточно. Они постоянно отслеживают сводки новостей, а, к примеру, информация о выполнении суточного плана полетов аэропортов поступает в UNIMA в режиме on-line по прямым каналам связи с аэропортами. UNIMA уже оценили многие другие компании (такие, как сеть ресторанов «Сбарро», аэропорт «Домодедово» и др.) и приобрели ее для своих внутренних нужд, заплатив немалые деньги. Программисты компании продолжают совершенствовать базу данных UNIMA. Для этого была создана отдельная фирма – разработчик программного обеспечения – «Юнима», входящая в группу компаний «Информтел». Что? Где? Когда? Весь «ассортимент» услуг «0633» можно разделить на три вида: справочно-информационные, консультационные и сервисные. Предоставление справочно-информационных услуг предполагает ответы не только на распространенные вопросы о курсе валют, расписании движения самолетов и поездов, адресах ресторанов и музеев, но и на самые неожиданные вопросы. В компании любят вспоминать анекдотичный случай. Студент на экзамене находит свободную минуту и, спрятавшись под стол, судорожно набирает цифры 0633. На вежливый вопрос оператора шепчет в трубку: «Что такое хронотоп?» – и через двадцать секунд получает квалифицированный ответ. За десять лет существования информационно-справочная служба 0633 компании «Информтел» сталкивалась и с более сложными вопросами. Существует ли дубовый мед? Нужно ли поливать бетон водой перед укладкой асфальта? Чему равна максимальная скорость самолета ТУ-134? и пр. Консультационные услуги – уникальная находка службы 0633. Толчком для создания этой службы стали нечетко сформулированные вопросы пользователей. К примеру, однажды на номер 0633 позвонил клиент и спросил: «Меня пригласили на официальную встречу в посольстве. Что делать?» Девушка-оператор не растерялась и, собрав все нужные сведения, дала квалифицированный ответ. Объяснила ему, что на официальный прием следует надевать темно-синий или темно-серый костюм в сочетании с неярким шелковым галстуком, и указала возможные места покупки костюма. Кроме того, предложила воспользоваться услугами такси, которое сначала отвезло его в парикмахерскую, потом в магазин, а под конец доставило счастливого клиента прямо к воротам посольства. Сегодня специалисты этой службы готовы давать консультации по 14 направлениям: юридическое, психологическое, страхование, здоровье и красота, мода, образование и т. д. Консультант может просветить клиента о новейших тенденциях моды, объяснить ему правила поведения за столом, высказать свое мнение по поводу страхования автомобиля или покупки загородного жилья. Консультанты, как и операторы, работают круглосуточно и специализируются каждый на своем направлении. В среднем консультация длится не более 3-5 минут, хотя бывают и исключения. – Самая продолжительная беседа психолога с абонентом длилась 4 часа 40 минут, – вспоминает Дмитрий Низовцев. – За сутки психологам приходится отвечать на 15-20 звонков. Чаще всего клиенты просят помочь им решить проблемы, возникшие во взаимоотношениях с супругами, детьми, любимыми, коллегами. Наши специалисты могут снять острую стрессовую ситуацию, причем находятся они в гораздо более тяжелых условиях, чем обычные психологи. Ведь нашим сотрудникам приходится проводить качественную профессиональную консультацию заочно, не видя своего собеседника. Сервисная служба начинает действовать, когда абоненту мало простого ответа на вопрос «Как мне попасть в ближайшее время из Москвы в Махачкалу?» и требуется что-то организовать. Клиенту могут купить билет на самолет и доставить его на дом, заказать такси и пр. Для этого компания заключила около ста договоров с различными сервисными компаниями – транспортными, фирмами по доставке цветов, страховыми компаниями, прачечными и т. д. Высокое качество сервиса обеспечивается за счет «программы ранжирования партнеров», действующей в компании уже более года. За каждый недочет в работе компания-партнер понижается в ранге. А если жалобы клиентов становятся постоянными, договор с партнером разрывается. К примеру, недавно «Информтел» пришлось расстаться с фирмой, предоставляющей услуги такси. Клиенты жаловались на хамство водителей и необоснованно завышенные цены. – Мы очень тщательно относимся к выбору партнеров. Ведь качество услуг, которые они оказывают, отражается и на мнении абонентов о нас, – объясняет Низовцев. Постепенно родилась идея организовать и собственные сервисные службы. Сегодня в группу компаний «Информтел» входят туристическое агентство «Информтел Вояж», рекламное агентство «Информтел Медиа», редакция журнала «Мобильные Системы», а так же Санкт-Петербургский филиал компании «Информтел СПб». Личный помощник – Услуги наших операторов можно сравнить с услугами личного секретаря или помощника, – говорит Дмитрий Низовцев. – Представьте себе рабочий день делового человека. Он постоянно перемещается по городу, звонит секретарю, просит уточнить, где находится то или иное учреждение, приказывает встретить в аэропорту партнера, заказать билеты на спектакль, выяснить, где в городе лучшая итальянская кухня. В нашем случае одного секретаря замещает целый штат информационной службы. По мнению Дмитрия Низовцева, сравнение личного секретаря и компании «Информтел», явно не в пользу первого. Во-первых, у секретаря телефон может быть занят, а у 0633 он доступен всегда. Во-вторых, секретарь не всегда может ответить на поставленный вопрос, а сотрудников информационной службы не смутит ни один сложный вопрос. В-третьих, зарплата личного помощника может колебаться от $1000 до $1500. На телефонные же звонки редкий абонент истратит такие деньги – даже несмотря на то, что услуги «Экспересс-справки 0633» были и остаются самыми дорогими на рынке: стоимость звонка в службу 0633 составляет $2,5 за минуту (без учета НДС). Для менее обеспеченных клиентов не так давно была создана служба 0833. Стоимость звонка в нее составляет $1,2 за минуту, однако и перечень услуг новой справочной значительно уже, чем у 0633. Хотя качество точно такое же, ведь база данных – одна на всех. Сейчас информационно-справочная служба 0633 сотрудничает со всеми крупными операторами сотовой связи. Получить справку могут абоненты Москвы, Центрального региона России, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Поволжья. Несложно рассчитать, что при средней загрузке справочной службы в 7000-8000 минут в сутки доход справочно-информационной службы за месяц составит $525-600 тыс. Впрочем, и расходы фирмы достаточно велики. Половину из $2,5 за минуту разговора забирает себе оператор сотовой связи. Из оставшихся $1,25 около половины уходит на то, чтобы получить достоверную информацию, – например, узнать фактическое время прилета самолета. Эти деньги уходят в справочные службы аэропортов, вокзалов и прочих компаний, которые не хотят делиться сведениями о своей работе бесплатно. Дмитрий Низовцев считает, что информационно-справочная служба – интересный, но очень трудоемкий бизнес. Неслучайно большинство желающих выйти на рынок сервисных услуг мобильных телефонов строят свой бизнес на основе систем IVR (Interactive Voice Response). То есть предоставляют абонентам так называемые автоматические сервисы: скачивание картинок и телефонных мелодий, конкурсы и викторины, информация о погоде и курсе валют. Этот бизнес гораздо менее затратный и окупается значительно быстрее. Тем не менее, десятилетний опыт компании «Информтел» показывает, что ни один автоматический сервис не может составить конкуренцию полноценной справочной службе – у абонентов всегда найдутся вопросы, на которые «автоматически» ответить невозможно. Дмитрий Низовцев 29 лет. В бизнесе с 1996 года. В 2001-2003 годах – технический директор компании
«Информтел». С 2003 года – генеральный директор компании «Информтел» и заместитель
генерального директора управляющей компании «ЗАО Группа Компаний “Информтел”».
«Информтел» Компания создана в 1998 году. Специализация – справочно-информационные, сервисные,
консультационные услуги для абонентов сотовых сетей. Номера телефонов справочных
служб компании – 0633 и 0833. «Служба 009» начала работу в декабре 2004 года. 009 – единый номер для звонков с мобильных и стационарных телефонов, что является уникальным предложением на российском рынке. Кроме стандартных информационно-справочных услуг «Служба 009» предоставляет абонентам услугу «Барышня, соедините!». По просьбе абонента оператор 009 соединяет пользователя с запрашиваемой организацией, если информация о ней есть в базе данных. Кроме того, можно связаться и с физическим лицом, данные которого являются закрытыми. Вас соединят с этим человеком, но его номер телефона не сообщат. Для того чтобы абоненты смогли получить полноценные консультационные услуги, компания «Служба 009» заключила договор с компанией «Информтел». В случае если абонент просит у оператора справки 009 дать ему квалифицированную консультацию, оператор переключает абонента на консультантов и даже на операторов службы «Экспресс-справка 0633». Свой бизнес
================== Финансы бизнеса ================
Долги можно превратить в прибыльКредит воспринимается многими руководителями как вынужденная мера. Когда можно обойтись своими силами, в долги предпочитают не влезать. Тем не менее, долги способствуют росту фирмы. Главное – рассчитать оптимальную сумму займа. Каждый участник хозяйственных отношений может одновременно выступать должником и заимодавцем, отмечают эксперты журнала «Консультант». Например, как только фирма заключает коммерческий договор – сразу становится либо дебитором, либо кредитором с прекращением действия договора процесс формирования прибылей или убытков не завершается. После этого организация уже должна перечислить государству налоги, либо ей придется требовать деньги с контрагентов, которые не хотят платить по договору в срок. Получается, что компания на каждом шагу сталкивается с долгами. Финансовое планирование – инструмент бизнеса В любом бизнесе финансовый директор должен распределять затраты и поступления по различным категориям. Поэтому финансовое планирование помогает регулировать соотношение доходов и расходов компании. Крупные организации, как правило, владеют большим капиталом. В таких компаниях производственными процессами обычно управляют финансово-экономические подразделения. А на средних и небольших предприятиях финансовым планированием, как правило, занимается генеральный директор. Планирование и учет долгов в обороте финансовых ресурсов требуют понимания внутренних процессов развития предприятия. На первый взгляд, можно сделать вывод, что долги не влияют на развитие фирмы. Но фактор, увеличивающий дефицит оборотных средств и определяющий возникновение и увеличение задолженности, появляется во временном разрыве между постоянными выплатами и поступлениями от продаж, то есть в момент возникновения долга. Но кроме обязательств на величину отрыва показателя валовых денежных поступлений от объема продаж (так называемый «кассовый разрыв») влияет узнаваемость товара потребителем. Естественно, разрыв тем больше, чем меньше покупателей знает о товаре. Поэтому финансовый директор должен не только запланировать затраты на покрытие кассового разрыва, но и учесть необходимость постоянного увеличения расходов компании на PR и рекламу.
Нужен ли фирме кредит? Величина кассового разрыва влияет на принятие руководителем решения о необходимости дополнительного кредитования фирмы. Расчет прибыли и погашение кредитных обязательств имеют разное значение для долгового планирования. Дело в том, что кредитные обязательства – составная часть образования стоимости товара или услуги. А прибыль важна для капитализации всей фирмы. Рассмотрим формулу чистой прибыли:
C* = C – (P + F + R) + (Q + V + N + H), где: C – валовая (кассовая) выручка предприятия от продаж своего продукта на рынке; P – наценка (добавочная стоимость) на стоимость товара (услуг); F – долги и другие кредитные обязательства; Q – основные средства производства (капитал); V – величина затрат на оборотные средства; N – налоговые выплаты; R – затраты на общественное мнение и рекламу; H – расходы на наемный труд; C* – чистая прибыль.
Если финансовый директор исключит из представленных значений затраты на долги и рекламу, то у него появится иллюзия увеличения чистой прибыли за счет изменения состава расходов. Но он должен учитывать, что кассовый разрыв начинает резко увеличиваться, если товарное предложение «устаревает», то есть наполняет систему спроса до порогового значения – так называемой предельной полезности предложения. Это происходит из-за того, что потребители не купили вовремя товар. В таком случае крупные производственно-технологические компании и естественные монополии снижают цены или сокращают производство. Для небольших и средних организаций подобные маневры могут иметь самые негативные последствия. Следовательно, необходимо получить краткосрочный кредит на покрытие кассового разрыва и увеличение затрат на рекламу, чтобы выжить в условиях рыночного ценообразования и конкуренции.
Как покрыть кассовый разрыв Как известно, сегодня деньги всегда дороже, чем завтра. Поэтому необходимо пополнять кассовый разрыв за счет кредитов. Например, предприятие А для пополнения кассового разрыва тратит на единицу продукции в общей сложности 100 у. е. Фирма включает в наценку 100 процентов затрат. Первый период выпуска продукта при технологическом цикле производства равен сроку от момента поставки сырья, обработки, складирования до предпродажной подготовки и составляет 1 месяц. Но результат расчетов будет некорректным, если к этому сроку не прибавить еще 15 дней, которые необходимо «зарезервировать» на продажу продукта. Если покрыть кассовый разрыв первого периода с помощью кредита, то долг увеличит оборотные затраты. Но заем исключит и проблемы, связанные с постоянными расходами. Полученный кредит нужно плавно распределять во времени. Это восполнит первоначальные потери из-за роста наценки, вызванной повышением спроса за счет увеличения узнаваемости продукта. Предприниматель формирует кредитный портфель исходя из постоянных затрат. При этом чистая прибыль организации может оставаться неизменно высокой в балансовых показателях предприятия, а равномерное погашение обязательств позволяет перераспределять оборот без дефицита и снижения прибыли. В кредитный портфель не всегда входит только банковская ссуда. Он может состоять из товарного кредита, беспроцентных займов, из накопленных сумм чистой прибыли предприятия и векселей. Компания вправе использовать чистую прибыль, но она должна выделять ее часть в качестве необходимого резерва. Выплатить любой кредит, растянутый по времени погашения, всегда более выгодно, чем вести финансовый учет предприятия по принципу убыточности. Согласно этой пресловутой модели планирования свою учетную политику формирует большинство российских предприятий. На первый взгляд, это несколько снижает налоги. А в некоторых случаях, например при банкротстве компании, позволяет ей отложить расчет по обязательствам на неопределенный срок. Убыток легко создать, например, при ускоренном возврате кредитов, снижении затрат на рекламу и соответственном увеличении времени реализации продукции предприятия.
Долги – мощный финансовый рычаг Бизнес будет развиваться эффективно, если фирма увеличивает оборотные средства за счет привлечения займов. Появится эффект «финансового рычага». Предприятие, использующее только собственные ресурсы, ограничивает их оборачиваемость на треть. Кредит увеличивает поступление чистой прибыли от «своих» средств в зависимости от соотношения собственных и заемных денег в пассиве и от величины процентной ставки. Эффект финансового рычага можно рассчитать по следующей формуле:
ЭФР = 2/3 (ЭЦ - СРСП) х ЗС/СС,
где ЭЦ – экономическая целесообразность, равная отношению прибыли до выплаты процентов и налогов к активам; СРСП – средняя расчетная ставка процента; ЗС – заемные средства; СС – собственные средства. Другими словами, для того чтобы повысить эффективность использования собственных средств, предприятие должно регулировать соотношение своих и заемных денег. Действие финансового рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения «силы» финансового рычага применяют отношение валовой выручки (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом чистой прибыли составляет запас финансовой устойчивости. Важно, чтобы собственная рентабельность превышала проценты по долговым обязательствам. Если этого не происходит, фирма может просто разориться на выплатах кредиторам. Если же данное условие выполнено, то компания получает немалую прибавку к прибыли. Таким образом, при финансовом планировании важно обращать внимание на кредиторскую задолженность фирмы. В итоге долги могут повысить финансовую устойчивость организации и увеличить ее прибыль. О.А. Волкова, Федеральное агентство финансовой информации
================== Маркетинг, реклама, PR ==================
Искусство телефонных продажТелефонный маркетинг — явление не новое, но тем не менее обладающее огромным потенциалом. Именно с помощью телефонных опросов и переговоров можно создавать и обновлять базы данных. Как показывает практика, наиболее целесообразно использовать технологии телемаркетинга для решения следующих задач: ∙ сбор информации о потенциальных клиентах предлагаемых товаров и услуг Помимо этого, телефонный маркетинг позволяет достаточно оперативно и в необходимом объеме собрать вторичную информацию. В этом случае телефонный опрос осуществляется после рассылки необходимой информации и позволяет выяснить степень глубины ее восприятия. Что же обеспечивает успех продаж по телефону? Существуют шесть основных преимуществ и шесть недостатков торговли по телефону. Это руководство поможет Вам понять, когда для достижения максимальной выгоды уместно воспользоваться телефоном, а когда необходимо встретиться с клиентом лично. Шесть преимуществ телефонных продаж Что же побуждает покупателей сказать Вам «да» по телефону? Какие условия необходимо создать для того, чтобы клиент почувствовал себя комфортно во время телефонного разговора и воспринял необходимую информацию? И, наконец, почему довольно большое количество людей откликается на предложения телемаркетинга? 1. Покупателям нравится заказывать и покупать товары через Интернет и каналы
«домашнего шоппинга» благодаря простоте использования данного канала. Телемаркетинг
— это легко и просто; заказ можно сделать, не выходя из дома. Менеджеру, работающему в сфере телемаркетинга, необходимо усвоить главное правило — клиент не должен чувствовать, что Вы звоните ему только ради того, чтобы продать товар или услугу. Покупателю нужно убедиться, что на другом конце провода — увлеченный человек, а не просто продавец. Зачастую большинство задаваемых менеджеру вопросов не касается продукции. Соответственно, успешность продажи зависит от умения менеджера вовлечь клиента в разговор на нужную тему. Чтобы продажи шли успешно, необходимо искать собственные эксклюзивные методы и приемы ведения телефонной торговли. К сожалению, очень сложно разработать шаблонные вопросы, так как все люди разные и то, что хорошо для одного, будет ужасным для другого. Поэтому разговор с каждым новым клиентом должен строиться индивидуально, когда по тембру голоса, по звучащим в ответ на первую фразу менеджера ноткам становится понятно, насколько можно вовлечь человека в процесс телефонных переговоров. Если на первый вопрос поступает заинтересованный ответ, выстраивайте дальнейший диалог. При этом используйте в полной мере свои голосовые возможности, черты характера, что, в свою очередь, позволит заметно повысить эффективность презентации Вашего товара по телефону. Шесть недостатков торговли по телефону Хотя переговоры по телефону можно отнести к эффективному средству массовой коммуникации, тем не менее зачастую затраты не оправдывают ожиданий. Очень часто в ответ на первую прозвучавшую фразу можно услышать непререкаемое «нет», а затем короткие гудки. Какие же опасности поджидают менеджера по телефонным продажам? Торговля по телефону связана с некоторым риском для потенциальных покупателей. Цена обмана некоторых сall-центров достаточно высока, и такие случаи сильно вредят любому бизнесмену, занятому в этой сфере. Вот шесть наиболее значимых причин неудач телефонной торговли. 1. У покупателей сложилась установка — не воспринимать всерьез телефонные
опросы, просьбы, предложения. Это главный недостаток телефонных продаж. Общество
и СМИ характеризуют телефонную торговлю в не самом лучшем свете, с негативной
окраской, что очень усложняет задачу убеждения клиента в значимости Вашего звонка.
В связи с этим многие клиенты, прежде чем принять решение, просят прислать памятку о товаре по почте или факсу. Огромный недостаток телефонной торговли заключается в том, что вне зависимости от того, как менеджер описывает продукцию, покупатели все равно будут колебаться до тех пор, пока сами не увидят продукт. Поэтому многие торговые компании предлагают бесплатное испытание товара, бесплатную упаковку и гарантируют возврат денег: покупка без этих условий менее привлекательна. Если покупатель совершил первичную покупку, необходимо продолжать его информировать, и дальнейшие отношения следует строить на доверительной основе. Но если клиент желает проверить полученную информацию, то неспособность предоставить продукт для демонстрации может осложнить дальнейшие отношения. Резюме Телефонные продажи могут стать эффективным средством получения нужной информации. Планируя использование телемаркетинга, учитывайте: ∙ специфику товара или услуги Лаборатория рекламы, маркетинга и PR
================== Руководителю на заметку ================
«Психологическая математика» для боссаДля того чтобы управлять коллективом, нужно обладать хорошими организаторскими
способностями. Ведь если четко не поставить задачу перед подчиненными, босс
вынужден будет сам доделывать за них работу. В таком случае о каких-либо позитивных
перспективах для бизнеса можно даже и не мечтать. О. Волкова, ФАФИ
================== Не хлебом единым.. ================
Управление увлечениемБизнесмены часто придумывают себе занятия для души, к которым относятся как к коммерческим проектам. Почему бы и нет? Если хобби приносит прибыль – это интересно вдвойне. Психологи считают, что хобби – это компенсация неудовлетворенных потребностей, нейтрализация внешних влияний (в основном рабочих и бытовых проблем), которые мешают нормально жить и самовыражаться. Самое распространенное хобби – коллекционирование. Наибольшего размаха этот «способ нейтрализации» достигает у топ-менеджеров: не столько из-за силы «внешних влияний», сколько вследствие финансовых возможностей. Президент компании «Арбат Престиж» Владимир Некрасов собрал свыше 7 тыс. картин русских и советских художников. Коллекции бумажных денежных знаков Дмитрия Ушакова, члена совета директоров холдинга «Интеррос», может позавидовать Исторический музей. Личная библиотека генерального директора холдинга «Алтан» Валерия Покорняка насчитывает свыше 2 тыс. изданий сказок и легенд народов мира. Председатель совета директоров «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили коллекционирует граммофоны и старинные музыкальные инструменты: шарманки, органы, клавесины. С прагматичной, то есть предпринимательской точки зрения минус всех этих увлечений – замораживание средств. Конечно, коллекцию можно считать долгосрочной инвестицией. С другой стороны, как отмечают психологи да и сами коллекционеры, нет смысла что-либо собирать, если не перед кем похвалиться. Недаром Дмитрий Ушаков выставлял часть своей коллекции в офисе компании «Росхлебопродукт», когда был ее генеральным директором, а Давид Якобашвили и Владимир Некрасов планируют открыть собственные музеи. Но и выставки – это дополнительные затраты. Между тем личное увлечение может быть прибыльным занятием, то есть не просто окупать само себя, но и приносить доход. Это один из возможных вариантов личных инвестиций, но от обычной диверсификации вложений (тот же Якобашвили является совладельцем фирмы «Эпицентр маркет», выпускающей средства индивидуальной защиты, а его партнеры по «Вимм-Билль-Данну» Михаил Дубинин и Александр Орлов финансируют строительство коттеджного поселка) он отличается необычной мотивацией. «Наш инвестор занимается полиграфическим бизнесом, ему скучно и неинтересно в той деловой и чиновничьей среде, где он вращается, он хочет быть причастным к рождению чего-то нового»,– говорит главный редактор издательства «Ультра. Культура» Илья Кормильцев. При этом работа «Ультра. Культуры», выпускающей так называемую нонконформистскую литературу, построена на коммерческих началах. Основанное в ноябре 2002 года, уже к началу 2005-го издательство вышло на самоокупаемость. «Мы с самого начала рассматривали книгу не как текст, а как продукт, и думали о брэндинге»,– поясняет Илья Кормильцев. Отношение к хобби как к коммерческому проекту не искажает его главного мотива – найти способ психологической разгрузки. Появление занятия для души вовсе не означает, что основной бизнес в результате будет заброшен. Оба дела прекрасно совмещаются в прямом и переносном смысле. СФ подобрал именно такие примеры: пять историй бизнесменов, работающих в разных отраслях, с разными «коммерческими» увлечениями. Вне нашего поля зрения оказался самый, пожалуй, популярный сейчас бизнес для души, личные рестораны, как раз по причине его распространенности, несколько затрудняющей выбор. Хотя упомянуть некоторые проекты стоит: «Цвет ночи» Михаила Фридмана и Александра Гафина из «Альфа-групп», «Венецию» председателя совета директоров компании «Вашъ финансовый попечитель» Василия Бойко. Разумеется, бизнес для души не хуже и не лучше бескорыстных увлечений, таких как коллекционирование. Просто это иной способ самовыражения. «Деньги – это показатель успеха,– замечает Вадим Дымов, совладелец компании „Дымов”, построивший в Суздале керамическую мастерскую.– Другого критерия пока не придумано».
До поры до времени Евгений Швидлер не раскрывал, что приобрел виноградники на юго-западе Франции, в районе Бержерак. Случилось это в 2001 году, когда он, будучи президентом «Сибнефти», возглавил еще и совет директоров компании Millhouse Capital, под управление которой перешли многочисленные активы акционеров нефтяной компании. Некоторые из них – например, три алюминиевых завода, вошедших впоследствии в холдинг «Русал»,– были куплены при активном участии Швидлера. Но если в России он управлял высокодоходными активами, то во Франции выбрал одно из нескольких десятков хозяйств не самого известного аппеласьона, требовавшее к тому же серьезной модернизации. Тем не менее, по словам авторитетного энолога Мишеля Ролана, приглашенного курировать винный дом Chateau Thenac, Евгений Швидлер попросил его сделать «лучшее вино во Франции» и «с удовольствием» стал финансировать все необходимые работы. В ожидании первых результатов своей личной авантюры Швидлер развернул активную деятельность на привычном поприще. В 2003 году Millhouse Capital распродала пакеты акций «Аэрофлота», «Русала», «Руспромавто», «Иркутскэнерго», Красноярской ГЭС и, скупив ряд заводов, сформировала холдинги «Продо-трейд», «Юнимилк» и «Фармстандарт». На территории Chateau Thenac к тому времени заработала новая винодельня. Уже в 2004 году вина из хозяйства Швидлера начали брать призы на местных и национальных конкурсах (например, Concours des Grands Vins de France), а в июне 2005-го получили две медали на престижном London International Wine and Spirit Fair Competition. Только после этого Евгений Швидлер решился рассказать о своем увлечении и представил свои вина в Москве. Впрочем, на презентации он почему-то не появился. За него замысел проекта постарался разъяснить Мишель Ролан (к слову, сам владелец пяти виноделен): «В Бордо стать первым невозможно, а в Бержераке – вполне». После продажи «Сибнефти» «Газпрому» у Евгения Швидлера вряд ли появится больше времени на личное увлечение – он остается главой фонда Millhouse Capital, перед которым благодаря вырученным миллиардам открываются новые перспективы. Зато на него появилось больше денег: хозяин Chateau Thenac был в числе акционеров «Сибнефти». Впрочем, как и положено частному предприятию, финансовые показатели дома все равно останутся закрытыми. Коммерческие успехи пока также не разглашаются. Известно лишь, что российский дистрибутор Chateau Thenac компания «Виником» планирует продать в этом году 150 тыс. бутылок вина от экс-президента «Сибнефти».
«Сегодня „Букбери” – это крупнейшая частная книготорговая сеть Москвы, которую посещают сотни тысяч человек в месяц»,– не без гордости сообщается на интернет-сайте сети. На днях у нее появился десятый магазин, год назад их было пять. Тогда совладельцем «Букбери» стал Александр Мамут – в то время председатель совета директоров инвестиционной компании «Тройка Диалог», а ныне член совета директоров «Ингосстраха». Любопытно, что незадолго до этого он продал принадлежавший ему пакет акций «Тройки». Приобретение доли в «Букбери» (насколько известно СФ, она меньше контрольной) для Мамута было настолько личной сделкой, что известный финансист – основатель банка «Империал», экс-председатель наблюдательного совета МДМ-банка, совладелец «Ингосстраха» – до сих пор ее не комментирует. В одной из журнальных биографий Александра Мамута отмечалось, что, по словам знающих людей, финансовый бизнес для него всего лишь способ заработать деньги, «чтобы обеспечить свой внутренний комфорт». Еще о Мамуте отзываются как о человеке с хорошим художественным вкусом и творческими наклонностями. Статус главы авторитетной инвестиционной компании и члена бюро правления РСПП не помешал ему принятиь участие в записи последнего альбома Евгения Гришковца и группы «Бигуди» на бэк-вокале вместе с диджеем Ритой Митрофановой. «Тройка» размещала региональные займы, акции и облигации промышленных корпораций, консультировала «Российские железные дороги» – «Букбери» открывала новые магазины и устраивала литературные вечера с известными и начинающими писателями и поэтами. «Тройку Диалог» Александр Мамут покинул в начале октября этого года, одновременно он был избран в совет директоров «Ингосстраха» – впервые за все время, что он является совладельцем этой компании. Перед менеджментом «Ингосстраха» была поставлена задача к 2008 году повысить капитализацию почти в пять раз – до $1 млрд. В октябре же заработал очередной «Букбери» – в центре «Дрим хаус» на Рублево-Успенском шоссе. Не стоит думать, что место для магазина выбиралось «под хозяина»: у Мамута нет дома на Рублевке. Но он любит лично покупать книги в собственных магазинах и чаще всего заходит в «Букбери» на Никитском бульваре – возможно потому, что это самый большой магазин сети, в котором легко затеряться среди полок и остаться неузнанным. По словам сотрудников «Букбери», иногда Александр Мамут советует обратить внимание на какую-нибудь недавно прочитанную им книгу. Какие вопросы он обсуждает с другими акционерами и руководством «Букбери» – остается за кадром.
«Для души можно найти более спокойное занятие, например купить яхту,– рассуждает Эрнест Коскин, член совета директоров холдинга „Русский текстиль” и соучредитель компании 2Loop Films.– Да, в кино есть некий fun. Но при этом – жесткая конкуренция, высокие риски. Здесь нужно делать максимально выверенные шаги. Потому что в этом мире, где вокруг тебя происходит много яркого, очень легко потерять деньги». Увлечение Эрнеста Коскина кино тем не менее началось с эмоций, а не с расчета. В 1996 году его компании достался заказ на пошив военной формы для массовки фильма Peacemaker («Миротворец»), над которым работала студия DreamWorks. Вслед за выполнением заказа последовало приглашение приехать на съемки в качестве консультанта. «С точки зрения менеджмента это было великолепное зрелище,– вспоминает Эрнест Коскин.– Настолько поучительное, что захотелось самому попробовать, причем там же, в Голливуде». Во время одной из поездок в США Коскин познакомился с молодым режиссером Мариусом Балчунасом. Вместе они учредили в Лос-Анджелесе компанию 2Loop Films, в 1999 году представили свой первый фильм No Vacancy на Московском международном кинофестивале и получили первый приз на внеконкурсном показе. Следующая картина May собрала в 2001 году восемь призов на фестивалях фантастических фильмов. Дальше Эрнест Коскин взял «тайм-аут». Он и его российские партнеры задумали перейти от импорта хлопка, торговли тканями и швейного бизнеса к текстильному производству и приобрели четыре фабрики. Так появился холдинг «Русский текстиль». А на 2Loop Films тем временем готовили новые проекты, чтобы было что предложить инвесторам. По замыслу Коскина, компания должна была перейти на нормальный студийный режим – три-пять фильмов в работе одновременно, а содержать ее за счет своего основного бизнеса он не считал правильным. Пока шли переговоры с инвесторами, 2Loop Films летом 2005 года приступила к съемкам одного из задуманных фильмов – «Оптимист», по мотивам советской мелодрамы «Старший сын». Бюджет – $2 млн, планируемые сборы – $20 млн. Картина только что закончена и готовится к международному прокату. Эрнест Коскин лично следит за ее русским переводом. Он не считает себя продюсером – на то есть специалисты, но тем не менее контролирует весь процесс создания фильмов. Бюджет его следующей картины составит $37 млн, эти деньги уже собраны и в съемках будут участвовать звезды первой величины. «Чтобы развиваться дальше, мне нужен прецедент – высокобюджетный фильм,– поясняет Коскин.– А на текстильном направлении… Было бы хорошо наконец-то „подвинуть” Китай».
«Когда у меня раньше спрашивали о хобби, я не знал, что сказать,– вспоминает Анатолий Арзиманов, гендиректор ОАО „Ярпиво”.– Не было у меня иного увлечения, кроме работы». «Ярпивом» он руководит более 20 лет. В 1996 году Арзиманов решил, что предприятию нужен солидный инвестор, переговорил с холдингом ВВН и помог ему приобрести контрольный пакет акций «Ярпива». В пивоварне началась радикальная реконструкция, длившаяся вплоть до 2004 года. За это время объемы производства «Ярпива» выросли в десять раз. Компания заработала достаточно для того, чтобы вложиться еще в один пивоваренный завод (в Воронеже), а Анатолий Арзиманов, будучи владельцем 12% ее акций,– для того, чтобы реализовать свою давнюю мечту. «Подростком я ходил в одну конноспортивную школу, но исключительно как зритель: туда не каждого принимали»,– рассказывает гендиректор «Ярпива». В мае 2004 года он купил убыточный совхоз «Красный холм» в Ростовской области, на землях которого задумал построить коневодческую ферму, спортивную школу, несколько туристических коттеджей и небольшой ипподром на 200 мест. «Чтобы учились дети, проводились скачки, люди отдыхали и получали бы удовольствие,– поясняет Арзиманов.– Но, хотя это и личное увлечение, мне здесь тоже нужна самоокупаемость». Гендиректор «Ярпива» собирается выращивать, тренировать и продавать скаковых лошадей – разумеется, не сам, а с помощью специалистов. В конюшнях Анатолия Арзиманова сейчас содержатся три десятка породистых коней, в том числе арабских и английских кровей, и они уже участвуют в соревнованиях. В этом году питомцам ярославского пивовара дважды доставались призовые кубки Чемпионата русских троек. А на закрытии скакового сезона на Центральном московском ипподроме жеребец с «Красного холма» занял второе место. Сразу после этих побед, по словам Арзиманова, к нему стали поступать предложения от потенциальных покупателей. То есть его личный бизнес-план начал осуществляться. «Ярпиво» между тем старательно наращивает продажи. В прошлом году компания впервые за десять лет узнала, что такое стагнация производства. Незамедлительно началась «работа над ошибками» – реформирование системы сбыта, разработка новых программ мотивации дистрибуторов и организация федеральных промокампаний. Анатолий Арзиманов рассчитывает, что в этом году объем производства «Ярпива» (включая продукцию воронежского завода) увеличится на 8–10%. А в другой своей ипостаси он думает о проведении собственных соревнований, ведь к зиме строительство ипподрома при «Красном холме» должно быть закончено.
Вадим Дымов, основатель компании «Дымов», не знает, с чего начать рассказ, когда его спрашивают, почему он занялся керамикой. Полтора года назад Дымов купил в Суздале старый дом, в котором стояла печь, украшенная изразцами. Потом обратил внимание, что в городе, который всегда полон туристов, почему-то никто не делает сувенирную керамику в старинном русском стиле. Но совладелец крупнейшей на Дальнем Востоке мясоперерабатывающей компании «Ратимир» вряд ли добрался бы до Суздаля, если бы в 2001 году не купил в Москве давно не работавший завод для создания нового производства. Когда Дымов приобрел дом с печью, его московское предприятие уже вовсю торговало колбасами и ветчинами. «Почему керамика? Наверное, потому что я увлекаюсь историей и люблю красивые вещи, сделанные вручную»,– рассуждает он. Пока строилась мастерская, Вадим Дымов объявил конкурс на воссоздание суздальского стиля в местном художественном училище. Разыскал опытных гончаров. Нашел, кому поручить управление предприятием. «Никакого бизнес-плана у меня не было, а вот ощущение неизбежной востребованности присутствовало с самого начала»,– рассказывает Вадим Дымов. Сейчас «Суздальская керамика» делает посуду и изразцы на заказ для рестораторов, дизайнеров и просто ценителей hand-made: ее сотрудники собрали богатый архив образцов, начиная с XV века. Дымов только-только завершил оснащение мастерской. А пока устанавливались станки и печи, увеличил мощности своего московского завода и построил на партнерских началах мясоперерабатывающую фабрику в Красноярске. Теперь он думает, что делать дальше – производством какой продукции можно было бы заняться. Мастерская Дымова уже стала достопримечательностью Суздаля. В октябре, во время своего очередного путешествия по России, туда заглянул британский принц Майкл Кентский с супругой. Увиденное – качество изделий вкупе с ценами – впечатлило принца настолько, что он посоветовал владельцу «Суздальской керамики» открыть магазин в Лондоне и даже предложил свое содействие. Но Вадим Дымов к тому времени уже решил, что первый магазин откроет в Москве. Пока же он предпочитает не называть свое начинание бизнесом и говорит, что творческий поиск не завершен. «Мы готовим не только ассортимент, а целую концепцию,– говорит предприниматель.– Наши магазины должны не просто торговать керамикой, а демонстрировать, как можно ее использовать на современной кухне, сочетать с модным стеклом и прочими аксессуарами. Я хочу создать спрос на аутентичные русские вещи». Иван Просветов, Секрет фирмы Владимир Карпов |
В избранное | ||