Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О бизнесе, деле, деятельности.

  Все выпуски  

О бизнесе, деле, деятельности. Применение ТРИЗ в бизнесе. Интервью Владимира Петрова


Сегодня компании по всему миру активно берут на вооружение инструменты, повышающие креативность сотрудников и инновационность бизнеса. В том числе и старый, добрый ТРИЗ. О применении в бизнесе Теории решения изобретательских задач рассказывает один из ведущих в мире специалистов в данной сфере Владимир Петров.

Владимир Михайлович, какие проблемы возникают при осуществлении проектов ТРИЗ?

По многочисленным признаниям моих коллег, главная проблема не дефицит денег и ресурсов, не ограничения по срокам, не противоречивость поставленных задач (ТРИЗ как раз и заточен на преодоление подобных ограничителей). Главная проблема скрытое или открытое противодействие проекту со стороны рядовых сотрудников компании-заказчика. Во многих фирмах существуют подводные карьерные рифы, противодействующие группировки, война амбиций, в т. ч. профессиональных и интеллектуальных. А тут, представьте, приходит человек со стороны и, по сути, предлагает: я вам придумаю то, до чего вы сами не смогли додуматься. В такой ситуации успех внешнего консультанта по ТРИЗ это, в лучшем случае, немой упрек старожилам компании.

А в худшем?

Санкции, вплоть до увольнений. Вспоминаю показательный в этом смысле проект, который мы с коллегами в свое время выполнили для Fordа. Вместе с сотрудниками одного из подразделений компании мы успешно решили две задачи, а с третьей справились самостоятельно и передали решение заказчику. Руководитель подразделения восхитился простотой решения, но при этом возмутился, что его собственные специалисты до этого не додумались, и пообещал всех уволить. Нам стоило большого труда убедить его, что т. н. простое решение (то, про которое потом говорят: А разве могло быть иначе?) на практике всегда самое сложное.

После этого случая мы пришли к выводу: всегда нужно вовлекать в проект сотрудников заказчика. Задача специалиста ТРИЗ помочь им самостоятельно придумать идею либо подтолкнуть к правильному решению, незаметно вложив его в их головы. Проект должен помогать, а не мешать их карьере.

Какие ошибки делают компании при попытке применения ТРИЗ?

Типичная ошибка: компания тратит деньги на обучение сотрудников, но не дает им возможности реализовать полученные знания или кладет разработки в стол. Либо не контролирует, применяются ли на практике методы ТРИЗ. Любой навык легко утратить, если его не использовать. Вторая ошибка убеждение, будто ТРИЗ позволяет решать любую задачу автоматически. Увы, это лишь инструмент, помогающий думать более эффективно. Третья ошибка привлечение неспециалистов, как я выражаюсь, детей лейтенанта Шмидта. Пролистав по диагонали одну-две книжки по ТРИЗ, они уже обещают горы свернуть. К сожалению, таких консультантов на рынке достаточно. Между тем, чтобы человек смог прийти в незнакомую компанию и сделать изобретение, ему следует не только изучить теорию, но и несколько лет активно попрактиковать методы ТРИЗ хотя бы на своем рабочем месте. И предлагать свои услуги, только когда знания трансформируются в умения и навыки.

В каких ситуациях имеет смысл привлекать внешнего консультанта по ТРИЗ?

Сошлюсь на западный опыт. Здесь самый востребованный вариант сотрудничества обучение специалистов компании методам ТРИЗ. Популярны пяти- и десятидневные семинары, на которых кроме теории обсуждаются реальные проблемы компании-заказчика. Также обучение может сочетаться с сопровождением задач, индивидуальным и командным коучингом и т. д. Второй вариант называется на Западе фасилитация облегчение взаимодействия внутри группы. Фасилитатор-ведущий дает основы ТРИЗ, необходимые для решения конкретной практической задачи, и помогает группе найти ответ. Реже заказчики поручают консультанту решить задачу в одиночку.

Какой процент сотрудников инженерно-конструкторских служб компании имеет смысл обучить методам ТРИЗ, чтобы получить максимальную отдачу?

Если служба занимается R&D как минимум, 80% специалистов. Если обеспечением производства, то достаточно 1015%. Хотя могут быть уместны и другие пропорции в зависимости от специфики компании и рынка, на котором она работает, и от решаемых задач. Замечу, что есть разные цели обучения: от решения единичной локальной задачи до распространения в компании инновационной философии ТРИЗ. Крупные компании, такие как Samsung Intel, General Electric, Siemens Motorola, , Ford, Procter&Gambel и др., убедились, что методы ТРИЗ приносят хорошую отдачу, и делают на них серьезную ставку. Например, Samsung не только скупает русскоязычных специалистов по всему миру, но и готовит собственных преподавателей, проводит массовое обучение сотрудников.

Как работает ТРИЗ в больших и малых компаниях?

В больших компаниях всегда присутствует изрядная доля социализма: в них меньше следят за тем, какой реальный вклад человек вносит в бизнес. С одной стороны, там легче проводить семинары с полным отрывом от производства (в т. ч. в формате пятидневки), с другой сложнее внедрять изменения. В небольших фирмах каждый человек на виду. Отвлечь специалистов для обучения там удается максимум на полдня в неделю. Зато небольшие компании настроены на развитие и открыты изменениям.

Как сочетается ТРИЗ с другими методами генерации идей, например с подходами, которые популяризирует Эдвард де Боно?

Де Боно предлагает методы повышения креативности и не более того. ТРИЗ мощная самодостаточная система, которая содержит собственные приемы стимулирования творческого мышления. Другое дело, что ТРИЗ может прекрасно сочетаться с отдельными подходами в менеджменте, такими как Шесть Сигм, Бережливое производство или Теория ограничений. Например, методика Шесть Сигм поможет специалисту по ТРИЗ более точно выявить причины брака (хотя для решения этой задачи в ТРИЗ есть и собственные инструменты).

Какие методы стимулирования лучше всего подходят генераторам идей?

Лучше всего спросить это у генератора идей. Но имеют значение и национальные традиции: американцев, в основном, вдохновляют деньги, а корейцы готовы выдавать идеи за почетную грамоту или флажок лидера на столе.

Насколько креативны, на ваш взгляд, западные менеджеры?

В целом, конкуренция заставляет их или быть креативными, или терпеть неудачу. В то же время западный менеджмент очень разный и имеет свои особенности в каждой стране. Израильтяне отличаются быстротой реакции, мышления, нежеланием признавать авторитеты и гипертрофированной уверенностью в своих возможностях, граничащей с наглостью. Для немцев характерны точность, четкое планирование, педантизм. Для американцев практический подход.

Как развивается ТРИЗ сегодня?

Еще Генрих Саулович Альтшуллер говорил, что теория решения изобретательских задач не должна стоять на месте. В противном случае, она умрет. В 1980 году в Петрозаводске прошел первый семинар разработчиков и преподавателей ТРИЗ, на котором в течение нескольких дней два десятка ведущих специалистов в этой области занимались усовершенствованием АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач). В дальнейшем в Петрозаводске каждый год проводились конференции ТРИЗ. А в 2005 году эстафету подхватил Саммит разработчиков ТРИЗ, на ежегодных конференциях которого мастера ТРИЗ со всего мира жестко и нелицеприятно обсуждают теоретические работы и практические достижения минувшего года. Благодаря этому удалось существенно расширить наше понимание законов технических систем, разработать технологию прогнозирования на базе ТРИЗ, улучшить анализ систем для постановки задач и др. А в минувшем году под руководством вашего покорного слуги была подготовлена новая редакция алгоритма решения изобре тательских задач. АРИЗ-2010 более практичный и простой в освоении инструмент, чем АРИЗ-1985-


В избранное