Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Самоорганизация и самоменеджмент Важно или не важно?


Этот материал снова посвящен целям. Такая актуальная сегодня тема – цели и все, что связано с целеполаганием. Множество вопросов, какие важные цели в жизни, какие – нет.

Порассуждаем вместе.

Для этого стоит вооружиться бумагой и ручкой и записать те цели, которые в данный момент вы считаете важными для себя (позже мы вернемся к написанному).

Если задание уже выполнено, можем начинать рассуждения.

Мой опыт показывает, что определить, является ли цель важной, позволяет всего два условия.

Условие первое. Цель должна соотноситься с личными смыслами и приоритетами.

Казалось бы, очевидная вещь! Но очень часто цели появляются как будто с потолка, выстраиваются не зависимо от нашего желания, потому что «надо» или «должно быть». В нашей жизни полно таких целей, рожденных из убеждений, чужих моделей поведения, общественных стереотипов.

История первая, рассказанная моей учительницей музыки. Эта история прочно засела в моей памяти, но, увы, ничему меня не научила. Суть такова. Моя учительница музыки однажды размышляла о том, как по примеру своей однокурсницы-отличницы, пошла учиться в вечернюю школу параллельно с обучением в музыкальном училище. Учеба и дорога к школе отнимали много времени, но цель есть цель. «Я умом понимала, что это время лучше потратить на музыку, тем более, что всегда хотела поступать в консерваторию, - говорила она, – но отучилась и получила аттестат, который мне не пригодился. Вот теперь и думаю, зачем я пошла в вечернюю школу?»

Позже этот вопрос стал метафорой, характеризующей действия по достижению ненужных целей, к которым я сама много раз шла. Перестать задавать себе метафорический вопрос про вечернюю школу, меня отучили приоритеты. Точнее, понимание, что любые цели вырастают из приоритетов, а не появляются из ниоткуда.

Из наших приоритетов формулируются наши цели. И никак по-другому. Если цель с нашими приоритетами никак не связана, эта цель лично для нас неважная.

Впервые работать с собственными приоритетами я начала примерно лет десять назад. И, хотя это было робкое действие (да, да, мы часто боимся или не решаемся признаться себе в том, чего на самом деле хотим), все равно оно помогло не делать лишних и напрасных шагов по достижению тех результатов, которые моими не являются. Сейчас я точно знаю, что осознание СВОИХ приоритетов автоматически заставляет отбрасывать то, что не важно и сосредотачивать внимание, силы и энергию на том, что важно.

Вы уже знаете, ЧТО в числе ВАШИХ приоритетов?

Тогда соотнесите те цели, которые вы обозначили для себя в начале этого материала как важные с собственными приоритетами, и получите ответ, что важно, а что таковым для вас не является.

Условие второе. Цель и ресурсы на ее достижение должны соотноситься с желаемым результатом.

История вторая. Мне довелось за последние два года поговорить с тремя подростками-старшеклассниками о предстоящем поступлении. Все они достаточно амбициозные молодые люди, имеющие представление о том, чего хотят от жизни в долгосрочной перспективе и, конечно, у них в ближайших планах есть поступление в вуз.

Часть нашего диалога строилась примерно так:

- Ты, наверное, сейчас много время тратишь на подготовку к сдаче ЕГЭ?

- Нет, только школьные занятия.

- Но ты уже знаешь, какие предметы сдаются и какой примерный походной балл по предметам в тех вузах, которые тебе интересны?

- Сначала сдам школьные экзамены, потом посмотрю.

Или

- Нет, у меня еще два года впереди, успею.

В моих глазах несколько вопросительных знаков. Можно ли в такой ситуации говорить о сознательном выборе в соответствии с собственными желаниями?

Да, подростки - еще дети, и у них только формируется чувство ответственности. Но я вижу, что нет простого понимания цель – действия – результат. Этому, к сожалению, не учат в школе, дома, не учат нигде. Когда опытным путем, наконец, дойдет, пройдет полжизни, а может больше.

Я с позиции своего опыта вижу ситуацию по-другому: к счастью, есть еще два года до поступления. Это время (ресурс), чтобы подобрать вузы, обучающие по нужной специальности (цель), посмотреть, с какими результатами ЕГЭ по каким предметам принимаются абитуриенты, и начать активно готовиться (действия), чтобы попасть в желаемый вуз (результат).

Вместо этого мои собеседники предпочитают тратить время на интернет-общение и поглощение прочего ненавязчивого контента. А на мой вопрос, связано ли как-то время в сети с будущими желаемыми результатами, отвечают отрицательно.

Они дети. Но они копируют самые распространенные модели поведения взрослых. Ведь среди большинства сериалоголиков и телевизоролюбов нет кинокритиков и сериаловедов, но есть любители убить свое время. При этом у большинства взрослых, прожигающих свою жизнь перед телевизором и в интернете, есть и определенные цели, и желания, на которые не остается ни времени, ни сил. Когда важной цели не отводится соответствующие ресурсы (время и силы), любая цель переходит в разряд неважных.

Соотнесите свои важные цели с затрачиваемым временем на их достижение. Есть прямая зависимость? Если нет, наивно ждать результата.

Подведем итоги

Важность или неважность любой цели определяется двумя условиями. Условие первое, если цель работает на ваши приоритеты, она имеет личную значимость. В этом случае велики шансы результата без дополнительных поисков мотивации, постоянных сомнений в правильности выбранного пути. Очень часто важные цели не достигают результата, если нет простого понимания взаимосвязи в цепочке: цель – действия – результат. Любую самую важную цель можно превратить в неважную своим отношением к ней. Важность цели всегда подкрепляется теми ресурсами (прежде всего, ресурсами времени и сил), которые мы готовы на нее выделять. Это второе условие.

Источник: https://selforganization.ru/vazhno-ili-ne-vazhno  


В избранное