Продолжаем изучение учебного пособия Андрея Тарковского «УРОКИ
РЕЖИССУРЫ»
ЗАМЫСЕЛ И ЕГО
РЕАЛИЗАЦИЯ
Что же все-таки это такое, замысел? Как, в каких условиях он
возникает, как он фиксируется в сознании автора и как он потом реализуется в
конечном счете в кинофильме? Это уже более конкретный разговор.
Я вам могу рассказать, скажем, в виде примера о том, что
происходило с «Зеркалом».
В свое время был написан литературный сценарий «Белый, белый
день» Мишариным и мною. Я еще не знал, о чем будет картина, не знал как
сценарно это будет оформлено и какую роль займет там образ, даже не образ,
линия — это точнее, линия матери. Но я знал только одно, что мне все время
снился один и тот же сон про место, где я родился. Снился дом. И как будто я
туда вхожу, или, вернее, не вхожу, а все время кручусь вокруг него. Эти сны
были страшно реальны, причем даже в тот момент, когда я знал, что это только
снится мне. Какое-то странное смещение было. И эти сны были всегда ограничены
только этой тематикой. Это был буквально один и тот же сон, потому что всегда
это происходило на одном и том же месте. Мне показалось, что это чувство носит
какой-то материальный смысл, что не может так просто преследовать человека
такой сон. Там что-то есть, что-то очень важное. Мне казалось, по какой-то
начитанности, что, реализовав этот странный образ, мне удастся освободиться от
своих чувств, потому что это было довольно тяжелое ощущение, нечто
ностальгическое. Что-то тянет тебя назад, в прошлое, не оставляя ничего
впереди. Это всегда очень тяжело. Я подумал, что, рассказав об этом, я тем
самым от этого освобожусь. Кстати, и у Пруста я вычитал, что это очень помогает
освободиться от таких вещей, да и у Фрейда об этом написано. Ну, думаю,
давай-ка я напишу рассказ. Однако постепенно все началось оформляться в фильм.
Причем произошла очень странная вещь. Действительно, я освободился от этих
впечатлений, но эта психотерапия оказалась хуже причины ее необходимости. Когда
я потерял эти ощущения, то мне показалось, что я и себя в каком-то смысле
потерял. Все осложнилось. Чувства эти пропали, а вместо них не образовалось
ничего. Хотя, честно говоря, я где-то предполагал нечто подобное, и даже в
сценарии было написано о том, что не надо возвращаться в старые места, что бы
это ни было: дом, место, где ты родился, или люди, с которыми ты встречался. И
хотя это придумано было умозрительно, в конечном счете оказалось достаточно
справедливым. И самое-то главное — оказалось, что смысл фильма и идея его вовсе
не в том, чтобы освободиться от воспоминаний. Это еще раз доказывает, что
иногда автор сам не совсем точно представляет себе, о чем фильм.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.