Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес и психология

  Все выпуски  

Бизнес и психология #166


Электронный журнал Бизнес и Психология # 166 (21.01.08)
РА InterSolar. Эффективный PR и реклама в Интернете

Читай и действуй

Дорогие Читатели!


Читайте в сегодняшнем номере:
" А был ли тренинг…?"
События-тренинги-семинары
"Что делать, если на тренинге стало скучно."

Новости
Постотпускная депрессия - как вновь привыкнуть к работе.

И чем лучше отдохнул человек, тем в более глубокое уныние он впадает в первую рабочую неделю. Здесь может дать сбой ослабленный путешествием в далекие края иммунитет. А холод, короткий световой день, подведение итогов прошедшего года, счет несбывшихся надежд, полное отсутствие денег, которые были растрачены на подарки родным и друзьям, организацию торжества или путешествие - все это вызвает депрессию. Как помочь организму адаптироваться к рабочим будням и успешно начать новый год? Как создать рабочий настрой, когда дома еще стоит неубранная елка, когда привык поздно вставать, непрерывно есть и целый день ничего не делать? Адаптация к обычной жизни займет некоторое время и тут главное научиться превращать негативную эмоцию в позитивную... полностью или обсудить

Развенчан миф об эффективности антидепрессантов.

Страдающие депрессиями люди получили неприятный сюрприз. В Американское управление по контролю над продовольствием и медикаментами (FDA) поступили данные неопубликованных исследований, согласно которым эффективность популярных антидепрессантов была сильно преувеличена в ряде статей в прессе. Упор в этих статьях делался на благоприятных результатах, а неблагоприятные замалчивались. Для американцев, которые давно уже называют себя «нацией Прозака», эта информация может стать серьезным ударом. В статье об исследованиях 12-ти самых популярных антидепрессантов, опубликованной на этой неделе в журнале New England Journal of Medicine, доказывается, что врачи и пациенты получали искаженную информацию о том, действительно ли такие бестселлеры среди лекарственных препаратов как "Эффексор" компании Wyeth или "Золофт" компании Pfizer спасают от депрессии... полностью или обсудить

Трое сотрудников немецкой компании уволены за некурение.

Трое жителей Германии были уволены из небольшой компании всего лишь за то, что не курили. Как передает Reuters со ссылкой на местные СМИ, начальник фирмы, занимающейся компьютерами, признал, что трое его подчиненных являлись прямой угрозой для спокойной рабочей атмосферы: они постоянно требовали остальных не курить в помещении. Решение уволить некурящих сотрудников было принято владельцем компании по просьбе менеджера, который от своей привычки курить во время работы отказываться не собирался. В IT-компании, расположенной в городе Бозум, работало всего 10 человек, однако лишь трое из них не были привержены вредной привычке... полностью или обсудить

Реакция на неправду.

Все мы иногда говорим неправду – просто так или преследуя свои конкретные цели. Об этом может так никто и не узнать, но вот только собственный желудок - не проведешь. Как показали исследования, проведенные в Техасском университете – когда человек произносит слова, даже минимально не соответствующие правде, его желудок начинает активно «возмущаться» в прямом смысле этого слова. В-общем, не любит желудок обмана, и, зная эту особенность человеческого организма, ученые собираются изобрести детектор лжи нового поколения, основанный на реакции желудка... полностью или обсудить

Ученые обнаружили у обезьян платный секс.

Отмечается, что исследование длиннохвостых макак может рассматриваться как подтверждение теории "биологического рынка", выдвинутой Рональдом Ноэ (Ronald Noe) из университета Страсбурга и Питером Хаммерштайном (Peter Hammerstein) из университета Гумбольдта. Согласно Ноэ и Хаммерштайну, биологический рынок, товарообмен и "коммерция", могли существовать до появления человека и товарно-денежных отношений. В этом плане отношения между homo sapiens, когда пожилые, богатые мужчины приобретают благосклонность молодых женщин, могут рассматриваться как рудимент биологического рынка, на который наложились экономические и социальные факторы современного общества. .. полностью или обсудить

Бизнес-консультирование

Волков Евгений Новомирович, кандидат философских наук, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента факультета менеджмента Нижегородского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики и кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Преподаватель программы MBA и президентской программы по подготовке управленческих кадров.

А был ли тренинг…?

Обыденная точка зрения состоит в том, что если человек занимается какой-то деятельностью, да еще сравнительно успешно (его деятельность хорошо оплачивается, пользуется спросом и известностью), то он точно является авторитетным специалистом, и не только в своей области. Поэтому так хорошо идет реклама с участием известных спортсменов, актеров, певцов, которые авторитетно навязывают нам все — от средств против алкоголизма до кандидатов в парламент.

Глубочайшая ошибочность таких ориентиров выглядит вроде не так очевидно, когда авторитет (эксперт) оценивает то, чем он профессионально занимается, поскольку специалист говорит о своей сфере деятельности. Но вот вопрос — а чем он занимается на самом деле? Подобный вопрос фактически прозвучал в дискуссии, но я его хочу уточнить и предложить свою классификацию происходящего на рынке тренингов.

Одно из самых важных и, как ни странно, наиболее редко обсуждаемых явлений в психологических и образовательно-тренинговых видах деятельности — разделение ее продуктов на научные и ненаучные, а также на прошедшие и не прошедшие научную проверку на реальную эффективность.

Когда вопрос о таком разграничении все же ставится, то ясные и обоснованные ответы заменяются или мифами (например, вся история создания и развития нейролингвистического программирования (НЛП) — сплошное мифотворчество); или заявлениями о том, что к гуманитарной области обычные научные критерии неприменимы, в ней действуют «особые духовно-психологические» закономерности; или выдвигаются такие критерии, которые широко открывают двери фантазии и субъективности (вроде ощущения удовлетворенности у клиента).

Кстати, стоит упомянуть в связи с этим ситуацию с гомеопатическими средствами, которые фактически являются продуктами донаучной магии и не имеют убедительно доказанных эффектов, но продаются наравне с препаратами, созданными по научным технологиям и прошедшими строгую проверку на эффективность в лечении конкретных заболеваний. Сложилась эта ситуация, насколько я представляю, благодаря всего лишь традиции, которую в какой-то момент не решились ломать, а также тому обстоятельству, что гомеопатические пустышки показались с одной стороны безвредными, а с другой — доходными. Да и у многих потребителей они вызывают чувство глубокого удовлетворения, то есть им кажется, что они в чем-то помогают. И такова ситуация на рынке, жестко контролируемом государством и прямо влияющем на жизнь и смерть людей!

А что уж говорить о рынке почти что неосязаемых ЗУН (знаний, умений, навыков)!? Можно смело утверждать, что по тем разграничениям, которые я упомянул выше, тренинговый рынок (и вообще рынок образовательно-консультативных услуг, включая и психотерапию) на территории бывшего СССР находится на средневековом алхимическом уровне, и указанные границы проводить практически негде — нет для этого достаточного пространства и материала.

В хоть сколько-нибудь заметном предложении и спросе у нас трудно обнаружить тренинговые продукты, тренинговые подходы и программы, прошедшие настоящую научную проверку на эффективность. Возможно, в каких-нибудь крупных корпорациях, особенно транснационального типа, сотрудники и имеют шанс оказаться свидетелями — и участниками — этих суперэкзотических для наших мест явлений, но в целом…

Ситуация усугубляется еще и тем, что как 10–15 лет назад, так и сейчас, на наш рынок из-за рубежа вполне успешно пробиваются опять же в основном шаманские продукты, которые от первой «дикой» волны НЛП, Лайфспринга и прочего ДХЕ (Design Human Engineering) отличаются всего лишь более солидной организацией, «упаковкой» и большим количеством атрибутов цивилизованного бизнеса. При этом они в лучшем случае являются модификацией социально-психологического тренинга (СПТ), а чаще напоминают рационализированные сектантские вероучения, приложенные к бизнес-среде.

Буквально на днях мне случилось почитать учебные материалы для тренинга, произведенного в США и продаваемого по франшизе в России, причем весьма успешно, — одни позитивные аффирмации, морализаторство и примитивное ценностное и целевое самоопределение. Но все расписано по минутам, снабжено видеолекциями на DVD и презентациями — только раскрывай рот и глотай, точнее, развешивай уши и раскрывай кошелек.

Я не утверждаю, что подобные тренинги совсем бесполезны, эффект плацебо и некоторое структурирование и упорядочивание сознания они почти всегда обеспечивают. Проблема мне видится в другом — в гигантском разрыве между накопленным научным потенциалом социальной психологии, когнитивных наук, эпистемологии, эволюционных концепций и сложившейся системой обучения как тренеров (психологов, консультантов), так и менеджеров разного профиля и прочих оргуправленческих работников. Этот разрыв, соответственно, проявляется и в том, что тренеры предлагают клиентам, и в том, что заказчики ищут на рынке.

Средневековый характер нашего тренингово-консультативного сообщества заключается еще и в ремесленно-цеховом способе его функционирования, когда секреты профессии передаются от мастера к подмастерьям на декадниках или различных циклах, а каждый цех живет изолированной от других — и от настоящей науки — жизнью. Нет системы научных исследований, нет открытых критических дискуссий, нет объективного анализа и сравнения различных подходов и инструментов. В технических отраслях ремёсла остались лишь как подотрасль туристического бизнеса и культурные заповедники, а в сфере, которую можно обозначить как человекопользование, мы никак не можем перейти хотя бы к мануфактуре, не говоря уже об индустрии с системой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Ненаучные и псевдонаучные ремесленные продукты, имеющие множество негативных последствий, представлены и на тренинговых рынках куда более развитых стран, чем Украина и Россия. В книге Маргарет Сингер «Культы среди нас» специальная большая глава посвящена попыткам внедрения в американских корпорациях учебно-тренинговых программ, имеющих эзотерические и/или сектантские корни, а это ведь только часть проблемы. Но в тех же США и странах Западной Европы и потребитель несколько более просвещенный, и выбор качественных продуктов солидный, и критических информационных материалов достаточно.

Хочу предложить несколько зарисовок из собственного опыта, а после них — ряд предложений о путях выхода из сложившейся ситуации.

Во второй половине 1990-х годов мне довелось узнать от московских коллег, что ведущим тренерам поступают заказы от некоторых фирм на создание интенсивно-манипулятивных тренинговых программ почти тоталитарного типа — и кто-то на это соглашается. А года полтора назад обращается ко мне журналистка из одного сибирского города, которой, в свою очередь, жены сотрудников солидной корпорации нажаловались на то, что их мужей натренинговывают до потери всякого интереса к семье и прочим радостям жизни.

Связь, по крайней мере логическая, между этими двумя фактами мне кажется вполне очевидной. Как изощренные техники промывки мозгов мигрируют из арсенала спецслужб, тоталитарных режимов и экзотических сект в багаж бизнес-организаций и воплощаются во внешне приличные учебные программы, мне довелось наблюдать — и тщательно анализировать — и в качестве исследователя, и в качестве консультанта, и в качестве судебного эксперта.

Во всех трех названных качествах я неоднократно сталкивался с так называемым админтехом — сайентологическим вариантом менеджмента и соответствующей учебной программой. Это бредовое «творение» Р. Хаббарда до сих пор пленяет некоторых российских бизнесменов, вплоть до того, что в Нижнем Новгороде и Москве действует целый холдинг «Земляне», в котором руководители предприятий заставляют своих работников учиться только по заветам вечно живого дедушки Рона.

У российских и украинских бизнесменов в последние несколько лет появился и живой «Учитель» — итальянский мошенник Антонио Менегетти с «супернаукой» онтопсихологией. Со следами его таланта продавать воздух и губить профессиональную и семейную жизнь топ-менеджеров различных корпораций я встречаюсь на огромном пространстве от Кременчуга до Красноярска.

Упомяну еще сюжет из моей консалтинговой практики, когда пришлось помогать информацией и советами заместителю гендиректора, пытавшемуся нейтрализовать негативные последствия увлечения своего шефа развитием креативного потенциала сотрудников штаб-квартиры фирмы. Вылилось это увлечение в обращение к мошеннику, обрушившему на менеджеров трансформационный тренинг, за которым в дальнейшем намечались уже тренинги тантрического секса и прочие «высокоэффективные» методы увеличения «творческих способностей» специалистов по маркетингу, финансам и т.п. Дошло ли дело до них, мне не удалось проследить, но там на каждом рабочем столе в приказном порядке лежала такая классика эзотерики, как «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха.

Из подобных сюжетов можно составлять почти бесконечный сериал, а я еще не стал углубляться в тему так называемых мотивационных семинаров и тренингов, на которых, по сути, держится вся пирамидально-сетевая коммерция, хотя ими не брезгуют и компании с традиционными организационными структурами.

Что можно противопоставить этому мутному потоку и как преодолевать научно-технологическое отставание в таком виде образования, как тренинги? Пусть читатель решает, информирование это или реклама, но я проиллюстрирую ответы на примерах из собственной деятельности.

Во-первых, необходимо существенно усилить обучение научным принципам и научному мышлению во всех типах учебных заведений — от средней школы и вузов до курсов повышения квалификации и MBA. Если быть конкретнее, то это означает включение специальных курсов с прямым обращением к таким темам, как эволюционная эпистемология, критическое мышление (по последнему предмету в США выходят пятитомные учебники) и критерии разграничения науки, ненауки и псевдонауки. Вместе с несколькими украинскими и российскими коллегами такие курсы и тренинговые программы мы разрабатываем и реализуем уже три года, и они дают быстрый и мощный эффект.

Во-вторых, необходимо такой же центральной и базовой учебной дисциплиной сделать современную социальную психологию, но не в том виде, в котором она представлена в учебниках отечественных авторов, а на основе работ, написанных мировыми классиками — Э. Аронсоном, Ф. Зимбардо, С. Московичи и др. Дело в том, что эта отрасль науки далеко продвинулась в исследовании механизмов манипуляций, иллюзий и заблуждений в социальном взаимодействии, которые и являются основными дрожжами для псевдонауки и мошенничества. Я в этом направлении работаю и как переводчик (многим, возможно, известны такие книги, как «Психология влияния» Р. Чалдини или «Эпоха пропаганды» Э. Аронсона и Э. Пратканиса), и как ведущий антиманипулятивных тренингов. Мои украинские коллеги Елена Мерзлякова и Владимир Петухов тоже ведут антиманипулятивные СПТ, которые подтвердили хорошую результативность в рамках научного исследования. На базе нашего сотрудничества, кстати, сейчас начинает развиваться проект под названием «Институт социального и психологического здоровья», направленный на продвижение рациональных научных программ для обучения детей и взрослых критическому и самостоятельному мышлению.

В-третьих, необходимо импортировать и создавать на месте как можно больше действительно научных тренинговых продуктов и отвоевывать ими мозги и кошельки клиентов. Два направления такой работы я уже указал в первых пунктах.

В-четвертых, необходима регулярная инициализация критических дискуссий и широкая просветительская деятельность по перечисленным проблемам. Можно использовать и интернет (свой сайт я так и назвал — «Социальное влияние и социальное воздействие: научное знание и критика мифов»), и специализированные профессиональные издания


Еженедельник "АПТЕКА"

События, Тренинги и Конференции

Пожалуйста, пишите нам о предстоящих наиболее интересных событиях, и они окажутся здесь. Наш e-mail - business@psycho.all.ru

Авторский «Тренинг тренеров»

1 модуль «Навыки создания и проведения тренингов»

2 модуль «Управление групповой динамикой»
г. Москва

E-mail: info@katarsis.ru

+7(495)645-60-32;
+7 985 256 54 52

1 модуль 25 по 27 января 2008 г. (с 10.00 до 18.00);

2 модуль – 1 по 4 февраля 2008 г.:

Тренер:
Галина Сартан

«Психоаналитический клуб»

ПСИХОАНАЛИЗ: ОСНОВЫ ТЕОРИИ И КЛИНИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.
г. Нижний Новгород

E-mail: business@psycho.all.ru

Второй уик-энд февраля 2008 г.
Ведущий:
ПОПОВ АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ тренинг-аналитик&супервизор НФП (Национальной Федерации Психоанализа)

Коучинг

Что делать, если на тренинге стало скучно.

Не секрет, что на многие бизнес-тренинги сотрудники попадают по приказу «партии». Руководство заказывает тренинг и все в добровольно-принудительном порядке дружной стаей отправляются по месту проведения. И время от времени на тренинге воцаряется скука. В этом случае мы знаем, как Вам помочь!

Советы участникам: Прежде всего, активно скуку демонстрируйте. Пусть тренер поймет, как достала Вас его болтовня. Долго ищите, и, наконец, найдите или не найдите что-нибудь у себя в сумке или карманах. Сообщите группе о результатах своего поиска. Зевайте. Зевота вообще обогащает мозг кислородом и, потому, полезна. Посоветуйте тренеру говорить громче.
Почаще спрашивайте тренера «а когда мы, наконец, закончим». Особенно эффективно задавать вопрос пока этот выскочка что-то там вещает. В перерывах, строго по секрету от тренера, обсудите что он делает не так и что ему надо изменить чтобы Вам не было так тягостно. Молчите до последнего. Даже если тема Вас заинтересовала. Если он, гад виноват, что Вы из-за него вечер потеряли - пусть по крайней мере осознает
как сильно он своим существованием Вам навредил. Рисуйте узоры в тетради.Можно неприличные. И покажите неприличные узоры соседям.Тренеру тоже можно показать. А можно и держать в секрете до последнего от него - пусть помучается любопытством.
Достаньте пачку денег и демонстративно, медленно ее пересчитайте. Расправьте каждую купюру, сложите правильно. Пересчитайте еще раз. Наденьте хенд- фри и время от времени вставляйте странные незаконченные фразы.Особенно эффективными будут "я уже сто раз повторял, кролики - это не только", "когда же ты наконец его изведешь" Самое главное, ни в коем случае, ни под каким видом и предлогом не пытайтесь повлиять на ход тренинга. Пусть тренер как-нибудь выкручивается. Его группа, не ваша. Он за это деньги получает, вот пусть и развлекает. А вы спокойненько поскучаете положенное время, ну потеряете его, эка невидаль. Время все-таки не деньги… Зато отмстите!

Тренеру
- обязательно следует обидеться на группу и постараться это группе продемонстрировать. Надуйте губы. Нахмурьте брови. Вдруг они Вас и Вашей обиды испугаются.
- Подержите паузу. Пусть они поймут, как нехорошо себя ведут.
- Начните рассказывать анекдоты и смешные истории. Не обязательно в тему, главное постараться их развеселить.
- говорите громче
- ускорьте темп речи
- в следующий раз возьмите с собой ручную обезъянку.
- попросите выйти из зала самых непослушных.
- выйдите за дверь с заводилой и поговорите по душам, пусть группа увидит как Вы можете ее лидера пободать.


Одним словом старайтесь – это самое главное. Старайтесь группу расшевелить и зажечь. Во что бы то ни стало берегите свой авторитет и не задавайте группе вопросов. Вы ж не дурак, прекрасно разберетесь в чем проблемма. А если и не разберетесь - действуйте по наитию. Кто знает, может, группа и расшевелится.

Екатерина Высоцкая

До встречи, ждем ваших писем


А пока пишите
business@psycho.all.ru

Автор проекта Георгий Брегман
Главный редактор Андрей Камин
Выпускающий редактор Екатерина Демина

Тираж 24 394 с приложениями - 72 854

Информационная поддержка
Партнеры проекта:
Поиск на FindBook.ru Название

Автор

Издательство
[AD] Psychology Online Russia Портал Психология - Вся Россия
Центр Здесь и Теперь Психологический Центр "Здесь и Теперь"
[AD] Центр бизнес-технологий Катарсис


В избранное