Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес и психология

  Все выпуски  

Бизнес и психология #150


Электронный журнал Бизнес и Психология # 150 (13.03.06)
РА InterSolar. Эффективный PR и реклама в Интернете

Читай и действуй

Дорогие Читатели!


Читайте в сегодняшнем номере:
" Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах" отрывок
" Организационное поведение: от теории к практике"

Новости
Чем активнее мать, тем умнее ребенок

Немецкие ученые предполагают, что физическая активность матери полезна для развития мозга будущего ребенка. В эксперименте на мышах доказано, что у потомков физически активных самок развивается на 40% больше нервных клеток, чем у потомков самок, которые вели малоподвижный образ жизни во время беременности. Количество нервных клеток увеличивалось преимущественно в гипокампе, области мозга, ответственной за обучение и память. Авторы исследования пока не могут точно объяснить подобный эффект. Они подчеркивают, что результаты экспериментов на животных нельзя полностью применить к людям. Активность - вот ключевое понятие во всем, что касается развития и здоровья мозга. Ученые предполагают, что активные люди реже страдают болезнями Альцгеймера и Паркинсона... полностью или обсудить

Что с нами делает недосыпание?

Интернет, виртуальное общение, ночные передачи по телевизору: современное общество бодрствует почти круглосуточно. Но лишь недавно мы начали осознавать, какой вред наносит здоровью подобный ритм жизни. Ученые выяснили, что недостаток сна повышает риск огромного количества заболеваний, включая рак, ИБС, сахарный диабет и ожирение. "Недосыпание нарушает все функции организма. Наш организм, в силу своего биологического строения, не в состоянии приспособиться к дефициту сна", - говорит Eve Van Cauter из Чикагского Университета (США). Людям требуется разное количество сна - одному достаточно вздремнуть несколько часов, другой чувствует себя ужасно, если не проспит десять часов. Большинству людей ежедневно нужно спать 7-9 часов... полностью или обсудить

Алкоголь, наркотики, телевизор, психика - есть ли связь?

Подростки, которые любят смотреть видеофильмы и делают это в большом количестве, употребляют алкогольные напитки, по меньшей мере, в три раза чаще, чем те, кто относится к кино более равнодушно, заявляют исследователи из Dartmouth Medical School. Несмотря на то, что в ходе предыдущих исследований уже изучали проблему влияния рекламных технологий на потребление алкоголя и получили достаточно противоречивые результаты, влияние индустрии развлечений на формирование "питейных" привычек еще никто не оценивал. А меж тем, прием алкоголя в подростковом возрасте во многом предопределяет алкоголизм в последующем. Кроме того, ученые пришли к выводу о том, что среди пациентов, страдающих от пристрастия к каким-либо веществам или психических расстройств, психическое состояние и качество жизни лучше у тех, кто получает лечение по поводу данных состояний, чем у лиц, не обращающихся за помощью... полностью или обсудить

ФАКТОР СИМПАТИЧНОСТИ КАК ПОРОЖДЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

Если от одного вида малыша-панды Таи Шан, живущего в Национальном зоопарке, ваше сердце не растает, то, посмотрев на толпу восхищенных зрителей, вы, наверное, все-таки разомлеете. Звонкий голос смотрителя перекрывает гомон: "Так, ребята! По пять охов и ахов на человека, и пропускайте других поближе". "Пандомания" не единственная причина, по которой 2005 год стал исключительно симпатичным. Летом фильм о другом черно-белом очаровашке – императорском пингвине – стал самой кассовой из документальных картин всех времен. Продажи таких маленьких, миловидных автомобилей как Toyota Prius и Mini Cooper резко возросли, а несимпатичных внедорожников – сократились. В фасонах женской одежды миловидность победила чувственность и гламурность. И даже Кинг Конг стал немного симпатичнее. .. полностью или обсудить

Бриллиантов - килобайт

Производители ноутбуков работают над "женской формулой": изящный, яркий и... умный Ноутбук давно стал не просто функциональным прибором, но и элементом стиля человека. Но почему-то подавляющее большинство производителей портативных компьютеров упрямо штампуют свою продукцию в стиле unisex. Только недавно в продаже стали появляться ноутбуки, специально предназначенные для женщин. Маркетологи настаивают, что среди пользователей ноутбуков 42% - женщины. Почему же производители "умной" электроники столь явно пренебрегают гендерными различиями своих потребителей? В начале года один из молодых львов маркетинга с ходу объяснил автору: "Женский компьютер - отрицательная контаминация... полностью или обсудить

Бизнес-консультирование

В этом номере представляем Вашему вниманию отрывок книги "2Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах" И. Нонака, Х. Такеучи. Как японские компании захватили мировое лидерство во многих отраслях, например в автомобилестроении и электронной промышленности? В чем секрет их успеха? Общепризнанные эксперты в области бизнеса Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи первыми связали эффективность японских компаний с их способностями к созданию нового знания и использованию его для производства успешных продуктов и технологий. Авторы убеждены в том, что создание знания - один из важнейших источников международной конкурентоспособности. Они показывают, что причина успешности японских компаний, примерами из опыта которых иллюстрируется теория создания знания, кроется в своеобразии японского подхода, и в полном соответствии со своей теорией раскрывают секрет этого своеобразия.

Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах

"Компания - создатель знания" одна из первых, если не первая серьезная книга по вопросам создания организационного знания, издающаяся на русском языке. Это знаменательное событие: у русскоязычного читателя появилась возможность познакомиться с еще одной работой, которая, без сомнения, относится к современной классике менеджмента. Эту книгу вы найдете в любой серьезной библиографии по управлению знанием. Остается только пожалеть, что с момента выхода книги в 1995 г. до издания ее на русском языке прошло семь лет. Впро чем, это объяснимо: управление знанием в контексте организации -- тема относительно новая для всего мира, а для России -тем более. Заметный интерес к ней в России возник всего не сколько лет назад. За рубежом работы но этой теме сейчас выходят регулярно, проводятся конференции, семинары и выставки, консалтинговые фирмы предлагают решения, в некоторых университетах уже можно получить соответствующую ученую степень.

Тема управления знанием в организации уже успела вызвать массу разнообразнейших ЭМОЦИЙ -- от живого, искреннего интереса до более чем скептически иронических улыбок. Да и как тут не иронизировать, ведь и само определение знания - проблема сложная, философская и неоднозначная. Как справедливо писала в 1997 г. торонтская газета "Globe and Mail", "опи сать такой неопределенный предмет, как знание, до безумия трудно"1.

Что касается организации, то чего уже только не делали, чтобы повысить ее эффективность, чего только не "прикладывали" к ней: и всеобщее качество, и изощренные методики управления персоналом, и реинжиниринг процессов... Авторы отмечают, что на тот момент, несмотря на огромное внимание, которое уделялось изучению бизнес-организаций, практически не было глубоких исследований механизмов и процессов создания в них знания.

Нонака и Такеучи убеждены в том, что создание знания - один из важнейших источников международной конкурентоспособности. Они показывают, что причина успешности японских компаний, примерами из опыта которых иллюстрируется в книге теория создания знания, кроется в своеобразии японского подхода, и тут же, в полном соответствии со своей теорией, раскрывают секрет этого своеобразия.

Авторы разделяют знание на формализованное и неформализованное, что само но себе не является новостью. Главное же здесь - значение, которое они придают неформализованному, т. е. субъективному, знанию, накапливающемуся в головах людей. В книге дан обзор различий между представлениями о знании в западных и японских философских традициях и освещены некоторые исторические и культурные вопросы. Мы увидим, в чем заключаются преимущества и недостатки увлечения формализацией знания на Западе и особого внимания к неформализованному знанию в Японии. В частности, западные менеджеры привыкли работать с формализованным знанием - знанием, которое кодифицировано, разложено "по полочкам", т. е. бумажным и электронным документам, хранящимся в базах данных и базах знаний. По мнению авторов, акценты должны сместиться на работу с неформализованным знанием, и хотя они вовсе не отрицают значение и практическую пользу работы со знанием формализованным, все-таки подчеркивают, что внимание к субъективному, скрытому знанию в наше время крайне недостаточное, а "выявление и использование неформализованного знания позволяют решить множество очень важных задач... дают возможность увидеть организацию не как машину для обработки информации, а как живой организм. В этом контексте понимание, зачем компания существует, в каком направлении она развивается, в каком мире она хочет жить и как этот мир создать, становится важнее, чем обработка объективной информации. В высшей степени субъективные понятия - понимание, предчувствия и догадки - представляют собой составную часть знания. Знание подразумевает не только образы и символы, по и идеалы, духовные ценности и эмоции. Эти неясные и абстрактные элементы важны для постижения японского взгляда па знание".

Авторы показывают, как взаимодействие обоих видов знания создает благоприятную среду для создания нового. Подробно описаны четыре вида взаимодействия неформализованного и формализованного знания (социализация, экстернализация, комбинация и интериализация), а также пять условий, благоприятствующих созданию знания (намерение, автономия, встряска и созидательный хаос, избыточность, разнообразие). Вводится понятие модели организации, в которой управление проходит путь "из центра- вверх -вниз", в этой модели в центре собы тип находятся менеджеры среднего звена. Они, но мнению авторов, являются проводниками идей между оторванными от реальности и выдвигающими порой идеалистические концепции руководителями высшего звена и приземленной, рутинной деятельностью рядовых сотрудников, которые эти концепции должны реализовывать. Авторы описывают новую организационную структуру - гипертекст-организацию.

Когда книга вышла в США в 1995 г., читательским интересом она явно не была обделена. Фирмы па Западе, пережившие чудеса реинжиниринга, смотрели на успешные японские компании как на возможный источник новых удивительных управленческих решений. Да, работа пользовалась большим успехом среди крупных процветающих американских корпораций, возможно, причина была в том, что и компании, описанные в кни re, тоже были крупными и процветающими, но применим ли опыт крупных успешных японских фирм, описанный в книге, на неяпонских предприятиях? На небольших предприятиях? Не все же компании крупны и успешны.

Выступая на конференции в Лондоне в 1996 г., Такеучи еще раз сказал о том. что помогает японцам эффективно работать со знанием индивидуумов, распространять и использовать его в пределах компании. Это, прежде всего, создание временных (на срок от нескольких месяцев до года) команд, в которых люди коллективно работают над одной задачей и свободно обменива ются идеями. К тому же японцы больше общаются между собой на работе "вживую", чем, например, в США, где офисные компьютеризированные системы общения получили большее распространение. Собираясь вместе, японцы готовы высказывать свои мысли, пусть часто это требует больше времени и порой действует недостаточно эффективно, но, как отметил Такеучи, "в США существует культура гениев-суперзвезд, которые выдают новые потрясающие идеи. И это хорошо, если вы - Билл Гейтс, но не во всякой компании есть свой Билл Гейтс" *'. Закончив работу над проектом, японцы стремятся собран" идеи и полученный опыт. Такеучи в определенной мере упрекает западные компании за принесение знания неформализованного в жертву знанию формализованному. "Западные компании уделяют слишком много внимания приобретению формализованного знания за счет неформализованного. Западные компании хотят видеть все в формализованном виде - операционные цели, финансовую отдачу. Им нужно научиться понимать ценность того, что остается скрытым, невысказанным и неоднозначным" 2. Кстати, как раз в эти годы в американских компаниях проводились обширные сокращения за счет увольнения пожилых сотрудников, которые унесли с собой те самые невысказанные идеи и неформализованный опыт и оставили в компании определенный вакуум. Их приходилось порой принимать на работу вновь, но уже в качестве консультантов.

Интересно вспомнить пример из этой книги, когда Цуджи. президент Sharp, ссылаясь на японскую пословицу "Молоток бьет по торчащему гвоздю", которую часто считают выражением ЯПОНСКОГО конформизма, говорит: "...но что будет, если гвоздь не торчит? Он проржавеет там внутри. Так что. если у вас появилась хорошая мысль, лучше ее высказать, чем похоронить". Эта новая поговорка о ржавеющем гвозде показывает, какую пользу мы можем извлечь из этой книги - внимание к людям в профессиональной среде: не забивать их но самую шляпку в болото рутины, а поддерживать их творческие способности. Надо отметить, что в последнее время "управляющие знанием" при дают особое внимание не столько разнообразным поощрениям, сколько созданию атмосферы доверия в организации. Поддерживая взаимодействие сотрудников и осторожно задавая ему тон, руководитель способствует созданию и распространению знаний, в условиях каждой конкретной организации яв ляющихся уникальными. Руководитель должен нанимать и всячески поддерживать сотрудников, открытых для восприятия чужих идей и опыта и готовых к обмену своими, а также способных применить на практике результаты своей интеллектуальной деятельности. Руководитель сам должен быть ЧУТКИМ, внимательным, восприимчивым, любопытным, но тактичным, готовым к оценке, организации, синтезу и передаче знаний туда и тогда, где и когда это необходимо. И это верно не только для компаний масштаба General Electric.

Часто сотрудники разных отделов работают над одной задачей параллельно, не общаясь друг с другом, да и сидящие в одной комнате индивидуумы часто не имеют понятия, чем занят их сосед, а тот уже две недели терзается, потому что не знает, где взять книгу, которая давно уже заброшена в ящик соседнего стола. Это явление может иметь место не только но причине плохих межличностных отношений, но и потому, что рабочая атмосфера в организации такова, что выгоднее "тянуть одеяло на себя", "скрывать знание" и т. и. Поэтому, например, создание межотдельческих команд, описанных Нонакой и Такеучи, не везде будет принято "на ура".

Книга, возможно, станет несколько неожиданной для той ча сти читателей, которые полагают, что создание знания в организации - вопрос исключительно "технологический". Вы увидите, что авторы НИ разу не ставят создание организационного знания в прямую зависимость от технологических решений, применяемых в компании, а тем более - от их изощренности. Создание знаний связано со взаимодействием индивидуумов внутри организации и с окружающей средой, и технологии являются здесь не ключевым элементом, а просто одним из возможных инструментов.

Примеры и их доступный анализ, приведенные в книге, поворачивают нас, наконец, лицом к людям - творцам и потребителям организационного знания. Мы увидим, что никаких готовых решений нет, а есть только особый подход к организации работы людей создание условий, в которых они не только "создают знание", но и готовы "отдать его" на благо компании, т. е. особой культуры поведения и работы людей в каждой конкретной организации. Не случайно консультанты но управлению знанием утверждают, что в их решениях вопросы технологические занимают около 10-20%, а все остальное - назовем это сухим словом - мероприятия по созданию новой организационной культуры.


почитать обсудить

События, Тренинги и Конференции

Пожалуйста, пишите нам о предстоящих наиболее интересных событиях, и они окажутся здесь. Наш e-mail - business@psycho.all.ru

IV ЗИМНЯЯ ШКОЛА РАТЭПП

"ПЕРЕКРЕСТОК"
г. Ижевск,
тел. 8 (3412) 22-14-17

e-mail: izumrud7@udm.net

14 по 18 марта 2006 г.
Оргкомитет:
Антонова Елена
Городецкая Юлия

Интенсивный марафон - тренинг

"Скажи Деньгам Y € $ !!!"
г. Москва,

E-mail: money_yes@mail.ru

18 марта 2005 года с 11.00. до 20.00..
Тренер:
Игорь Юдин - бизнесмен, бизнес - консультант, преподаватель и супервизор практики Международного уровня ОППЛ.

«Школа корпоративных тренеров»

"Использование притчи в бизнес-тренинге"
г. Н. Новгород,
Центр психологического сопровождения бизнеса "Чувствина и Буденная"

29 марта 2006 г.
c 17.00 до 19.00
Тренер:
Дмитрий Никулин

Питер-топ

Книга по теме


Джеральд Гринберг, Роберт Бэйрон
Организационное поведение: от теории к практике

Концепции организационного поведения почти четверть века. Однако жизнь организаций – по-прежнему загадка. сколько тонким является внутренний мир организаций, насколько сложны отношения между людьми, в них работающими, авторы книги прибегает к помощи многих наук: от социологии и психологии до биологии. Столь же необъятен круг организационных вопросов, в числе которых аспекты мотивации, карьерного развития и обучения персонала, лидерство, культура, этика, инновации и изменения в организациях. В этой книге каждый из этих аспектов рассматривается сквозь призму современных исследований, тенденций и примеров многочисленных компаний. обсудить - оценить - заказать
До встречи, ждем ваших писем


А пока пишите
business@psycho.all.ru

Автор проекта Георгий Брегман
Главный редактор Андрей Камин
Выпускающий редактор Екатерина Демина

Тираж 24 394 с приложениями - 72 854

Информационная поддержка
Партнеры проекта:
Поиск на FindBook.ru Название

Автор

Издательство
[AD] Psychology Online Russia Портал Психология - Вся Россия
Центр Здесь и Теперь Психологический Центр "Здесь и Теперь"
[AD] Центр бизнес-технологий Катарсис


В избранное