Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Левитас: Больше денег от Вашего бизнеса" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Февраль 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
Статистика
-7 за неделю
Читайте в №146
Электронный
журнал Бизнес и Психология #
146 (06.02.06) РА InterSolar. Эффективный PR и реклама в Интернете |
Читай и действуй |
Дорогие Читатели!
|
Новости | ||||||
Чтобы не волноваться перед публичным выступлением Шотландский ученый нашел способ бороться с волнением, возникающим при необходимости выступить на публике. Не нужно делать вид, что вы говорите с одним человеком, или концентрироваться на какой-то точке в зале. Лучший способ расслабиться перед публичным выступлением - заняться сексом. Однако, предупреждает Стюарт Броди, психолог из Университета Пейсли в Шотландии, для достижения наилучших результатов это должен быть полноценный половой акт. Броди наблюдал за 50 добровольцами, мужчинами и женщинами, которые на протяжение двух недель вели записи своей половой активности, и проанализировал влияние этой активности на кровяное давление при сильном стрессе, например, во время выступления на публике... полностью или обсудить |
||||||
Еще одно «письмо счастья»?
В прежние времена письма эти с удивительным постоянством возникали то в одном конце Союза, то в другом. Тогда принято было считать, что такое могло прижиться только в Стране Советов, потому что выглядело все это очень по-русски - прямо «по щучьему велению», причем даже и с печки для этого слезать не надо... Но теперь эта зараза распространяется кругом - всем хочется стать богатыми и счастливыми, даже тем, которые время от времени вспоминают, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». А вот что думают об авторах подобных писем психологи. По их мнению, составляют и рассылают «письма счастья» люди, несомненно, взрослые, но инфантильные. Наверное, в детстве не наигрались, вот теперь и развлекаются. Автор - человек, который отстает не только в психическом развитии, но и в умственном. Он ведь даже не смог написать простенькие предложения, не говоря уже о том, чтобы придумать более-менее интересный текст... полностью или обсудить |
||||||
Мобильная связь отрицательно влияет на семейную жизнь
Круглосуточная доступность мобильных телефонов и пейджеров может навредить психологической атмосфере в семье. К таким выводам пришли ученые из Университета Висконсина-Милуоки (США), основываясь на результатах двухлетнего исследования. Команда специалистов изучила более 1300 человек, сообщает Reuters Health со ссылкой на издание Journal of Marriage and Family. Руководитель исследования - Ноэль Чесли, профессор социологии этого университета. Как выяснилось, активные пользователи мобильников и пейджеров часто перестают разделять дом и работу - в рабочее время решают домашние проблемы или же занимаются профессиональными заботами, находясь в кругу семьи. Люди, как правило, разрываются между службой и домом, и поэтому не удовлетворены семейной жизнью. Примечательно, что более всего эта проблема затрагивает работающих женщин... полностью или обсудить |
||||||
23 января – самый грустный день в году Особую «прелесть» этому дню придает и тот факт, что выпал он на понедельник. Такие подсчеты сделал британский психолог Клиф Арнэл. Надо сказать, что для своих выводов эксперт университета Кардифф использовал весьма сложную формулу. Он учитывал хмурую погоду, накопившиеся у людей с праздников долги, оставшиеся позади каникулы, невыполненные обещания, данные себе в Новый год, отсутствие стимула, нежелание предпринимать активные действия и другие факторы. В результате хитрых вычислений получилась дата – 23 января. При этом психолог дает несколько советов, как отчасти усмирить неизбежную январскую тоску. Так, ученый утверждает, что если собрать силу воли в кулак и заставить себя заняться какой-нибудь активностью – сходить в спортзал, покататься на лыжах или коньках, то можно добиться не только бодрости тела, но и духа. А вот социальная организация CSV ("Добровольцы на службе общества") предлагает людям бороться с депрессией, участвуя в различных благотворительных акциях... полностью или обсудить |
||||||
Инерция сна
Группа ученых-исследователей из Университета штата Колорадо продемонстрировала, что нет ничего удивительного в том, что многие обжигаются по утрам кофе или никак не могут собраться. Оказывается, "короткая" память, отвечающая за механические навыки и когнитивные способности, не включается в работу в самые первые минуты перехода от сна к бодрствованию. Это явление получило название "инерция сна". То есть совсем неслучайно никому не нравится по утрам расставаться с мягкой постелью, облаком снов и погружаться в реальность с ее пробками, конфликтами и цейтнотами. Быстрое прощание с кроватью ранним утром может оказаться самым опасным и чреватым последствиями поступком, который вы совершаете в течение дня. .. полностью или обсудить |
Бизнес-консультирование | ||||||
В этом номере представляем Вашему вниманию статью Николая Нарицына. Что такое моббинг и как с ним бороться. "...Если говорить буквально в двух словах – это "травля толпы" по отношению к одному человеку. В частности – на рабочем месте. Но, прошу прощения за некий цинизм, изводить кого-то – это немалый труд; что же заставляет людей в ущерб собственной работе (и вроде бы собственной выгоде) тратить на это время, силы и нервы?.." |
"ЧТО ТАКОЕ МОББИНГ И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ"
"Моббинг - (от английского mob – толпа) - психологические притеснения, преимущественно групповые, работника со стороны работодателя или других работников, включающие в себя постоянные негативные высказывания, постоянную критику в адрес работника, его социальную изоляцию внутри организации, исключение из его служебных действий социальных контактов, распространение о работнике заведомо ложной информации и т.п."
Энциклопедия трудового права
Слово "моббинг" в нашем деловом лексиконе сравнительно новое. Однако понятие, обозначающееся этим термином – старо как мир. Если говорить буквально в двух словах – это "травля толпы" по отношению к одному человеку. В частности – на рабочем месте.
О моббинге как явлении написана масса статей, в которых подробно анализируются причины его возникновения в том или ином трудовом коллективе. Среди этих причин – и неоднозначно очерченный круг деловых обязанностей сотрудников, и плохая организация труда, и отсутствие нужной мотивации у сотрудников, и стремление руководства выжить того или иного работника… Однако у данного малоприятного явления есть и еще одна сторона – психологическая. Во многом объясняющая то, в силу каких "законов нашего бессознательного"
возникает сама потребность, внутренний стимул к моббингу. Ведь, прошу прощения за некий цинизм, изводить кого-то – это немалый труд; что же заставляет людей в ущерб собственной работе (и вроде бы собственной выгоде) тратить на это время, силы и нервы?..
Основных "внутренних стимулов" к моббингу не так много. Начнем с главного – страха. Это одна из наиболее сильных наших эмоций. И в частности, в коллективах нередко проявляется настороженное отношение к тому, кто подчеркнуто "не такой, как все". То бишь – тот самый этологический "принцип белой вороны": "В нашу стаю затесался чужак, мы не знаем, чего от него ожидать. Поэтому – ату его!" И здесь непременно надо отметить, что моббинг по причине такого страха не возникает в тех сообществах, что набраны "с
нуля" – там по сути еще пока нет "своих и чужих". А вот если коллектив, что называется, устоявшийся, а еще вероятнее – застоявшийся, где господствует своего рода "психологическое болото" – в нем возникновение моббинга очень даже вероятно, как только в этом коллективе появляется некто с достаточно неординарным поведением, внешностью и т.п.
Еще одной причиной, запускающей механизм моббинга, является тщательно скрываемое до поры до времени внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам (вот тут можно перечислить весь список "недостатков организационной структуры предприятия", предоставляемый обычно бизнес-консультантами: от "неясных целей и стратегий" до нечетко очерченного круга служебных обязанностей), но бесконечно копиться внутри коллектива не может – требует выхода, разрядки. И как только кто-то из сотрудников
своим поведением, внешностью или чем-то еще спровоцирует некую агрессию в свой адрес – эта разовая агрессия, подогреваемая тем самым накопившимся всеобщим напряжением, частенько перерастает в настоящую эмоциональную травлю.
А еще одна причина моббинга – это… безделье. В самом широком смысле этого слова. Когда сотрудники заняты выполнением поставленных перед ними задач (и в идеале озабочены перспективой финансовых выплат за это выполнение), им нет нужды тратить время и силы на "психологический террор". Они делом заняты. А когда работники недогружены, "недоозадачены", и главное, не ориентированы в своей работе на какой-то позитивный конечный результат" – то надо как-то структурировать свое рабочее время? Кстати, в таком случае
моббинг частенько обрушивается со стороны недогруженных сотрудников на перегруженного: мол, мы ничем не заняты, а он сидит, работает! Не иначе как хочет начальству угодить: а ну-ка, вот мы его ужо!..
Здесь необходимо пояснить, почему желание "угодить начальству", пусть и гипотетическое, подчас воспринимается остальными как "сигнал к объявлению вам войны". Это практически всегда бывает в тех коллективах, где достигнуть финансово-карьерного роста можно, лишь "снискав благосклонность непосредственного начальства". И среди сотрудников возникает негласное соревнование – кто скорее окажется у шефа в любимчиках, кто активнее ему угодит. И агрессия (подчас откровенно упреждающая) неизменно обрушивается на любого
сотрудника, покажется остальным "более удачливым соперником в этой борьбе". Его начнут травить прежде, чем он на самом деле успеет оказаться в начальственных любимчиках.
Это еще и одна из причин того, почему в подобных коллективах в первую очередь травят новичков. Прежде всего, новый человек – чужой, значит, вызывает неосознанный страх. Затем, он несет с собой некую "неизвестность" – кто его знает, что у него на уме? И это, особенно в коллективе, снедаемом внутренней напряженностью, опять-таки становится пусковым механизмом для "психологического террора". И наконец, этот новичок зачем-то к нам прислан, зачем-то его присутствие понадобилось боссу (не говоря уже о ситуациях,
когда новый сотрудник является прямой креатурой начальства)…
Кстати о начальстве. До сих пор речь шла о так называемом "горизонтальном моббинге" – давлении со стороны коллег. Но есть еще и "вертикальный моббинг": один из его вариантов - прессинг "сверху". Строго говоря, это явление называть "моббингом", сиречь травлей ТОЛПЫ, некорректно (почему сейчас и придумали отдельный термин – боссинг). Ибо если на вас оказывает психологическое давление начальник – он, как правило, делает это не в толпе. И здесь немного другие механизмы, причины и стимулы.
Чаще всего, занимаясь боссингом, шеф решает какие-то свои глубоко личные проблемы. К примеру, ему необходимо избавиться от неугодного сотрудника. Но если сотрудник неугоден тем, что плохо соблюдает условия своего трудового договора – всегда можно подумать о том, как уволить его по закону. Если же работник стал неугоден шефу по каким-то личным мотивам – то здесь уже прокол прежде всего самого шефа: он не умеет грамотно строить свои отношения с подчиненными. Это как в поговорке про двух спорящих, из которых больше
виноват тот, кто умнее. Так и здесь: руководитель (хотя бы в идеале!) должен обладать бОльшим умением избегать конфликтов и выстраивать конструктивные стратегии общения. А если он вместо выстраивания таких стратегий "выдавливает" работника, к тому же ценного для всей структуры в целом, - что можно сказать о профессиональной пригодности такого шефа как руководящей единицы?..
И самым частым поводом для боссинга (хотя и не всегда открыто декларируемым) обычно является то, что шеф некогда находился с жертвой своего давления в отношениях, выходящих за рамки служебных, а затем по разным причинам пришлось снова возвращаться к официальной дистанции. А психологически отдаляться - всегда неприятно… Вот начальство подобным образом и избавляется от бывших "близких знакомых."
Еще одной подспудной причиной боссинга может стать и откровенное желание шефа самоутверждаться за счет своих подчиненных. Но в этом плане давление с его стороны скорее станет поводом для горизонтального моббинга "во вверенном ему коллективе". К примеру, шеф даст двум сотрудникам одно и то же задание, втянув их в негласное соревнование. И будет откровенно развлекаться, глядя, как они стараются не столько оптимально выполнить задачу, сколько "снести с дистанции своего конкурента". И это лишь один из примеров.
Во всех подобных случаях сотрудники будут "есть друг друга", А начальник станет ощущать себя этаким могущественным кукловодом, дергающим марионеток за ниточки. Остается только вопрос – что делает эта психологически ущербная личность с недореализованной самооценкой в кресле РУКОВОДИТЕЛЯ, особенно в штате крупной и серьезной структуры?.. Ибо выгода подхода по принципу "разделяй и властвуй" – весьма сомнительна, особенно для компании в целом. Такая ситуация легко выходит из-под контроля, как бы вы ни были уверены
в обратном.
Однако бывает еще и другой вид "вертикального моббинга" – со стороны подчиненных по отношению к начальству. Это опять же чаще возникает в том самом "застоявшемся коллективе", где уже есть и свои неформальные лидеры. И если в такой коллектив назначили нового руководителя, а подчиненным он "не понравился" – руководителю позавидовать будет сложно. Особенно если он рьяно возьмется за дело (пусть даже из самых конструктивных побуждений!) и начнет с ходу вносить какие-то активные изменения в привычный уклад. Потому
что в "психологическом болоте" нет стимулов к социальному росту, нет никакого движения вперед, но зато у всех есть свои "насиженные места" и, что называется, "зряплата". Тем паче если ее размер не зависит от того, делает что-то сотрудник или просто "находится на рабочем месте от сих до сих". Любой руководитель, попытавшийся слишком активно это болото расшевелить, вызовет в свой адрес в первую очередь страх – тот самый страх, который провоцирует желание избавиться от его источника. И подчиненные как минимум
начнут бойкот: по принципу "слушаю приказ, пока при вас". Поэтому, если вы не хотите провоцировать такое подспудное, но мощное сопротивление – поостерегитесь объявлять о серьезных нововведениях, пока не осмотритесь и не разберетесь, что к чему.
Но возникает такой общий вопрос: а что можно предпринять, чтобы если не совсем избавиться от моббинга во всех его проявлениях, от хотя бы уменьшить его частоту возникновения и интенсивность, сделать его не столь разрушительным для компании в целом? Если говорить в общем (а иначе в рамках статьи и не получится) – то ответы по сути уже известны: ясно формулировать задачи и цели компании, четко обрисовывать задачи сотрудников (не допуская пересечения и нездорового соревнования), заботиться о психологическом климате
внутри коллектива, о грамотной "организации труда"… Но не всякий руководитель, к сожалению, готов тратить на это время, силы и средства. А в итоге получается, что основная причина наличия в структуре моббинга, боссинга и т.п. – недальновидность руководства компании. В том коллективе, где новый сотрудник – не конкурент за внимание начальства и не "темная лошадка", способная нарушить давно устоявшееся спокойствие, а дополнительная сила в достижении общих целей, где все сообща двигают одно общее дело, и активная
работа каждого становится выгодна всем остальным - моббинг куда менее вероятен. Вот почему еще на уровне собеседования рекомендуется присмотреться к психологическому климату внутри организации, а также к стратегическим целям и задачам фирмы. И если возникнет хоть небольшое подозрение, что руководство решает какие-то свои проблемы, далекие от развития структуры и получения прибыли, учтите: в этом коллективе вероятность моббинга едва ли не стопроцентная. И далеко не факт, что его жертвой не окажетесь лично вы.
Чтобы оказаться жертвой моббинга (если к нему в принципе есть предпосылки), достаточно хоть в чем-то оказаться "не таким, как все". Чаще всего - либо необоснованно претендовать на то, что вы "лучше всех", либо неоправданно ощущать себя "хуже всех".
Наиболее скандальный и заметный моббинг возникает по отношению к ярким демонстративным личностям – они нередко ведут себя так, будто они и вправду "лучше всех", причем во всех отношениях. А возникающую в ответ агрессию поначалу воспринимают даже… с удовольствием: как же, их персоне уделяется отдельное внимание, пусть даже, мягко говоря, не совсем конструктивное!
А наиболее тяжело переносят объявление "подковерной войны" люди, склонные к сомнениям и трудностям в выборе, а также с нестандартным мышлением и сложными взаимоотношениями с реальностью: что называется – "не от мира сего". Такие личности могут быть великолепными специалистами в своей области, но держатся в обществе несколько обособленно – потому что сам процесс общения для них уже представляет трудность. И такого "типа с непонятным поведением" начинают травить – иногда просто "на всякий случай". А "тип" переносит
травлю молча, но тяжело от нее страдает. И если не находит каких-то иных путей ухода от давления толпы – в лучшем случае теряет работу, а в худшем – приходит к тяжелой болезни психосоматической природы или к суициду.
Но это крайности, а промежуточных ситуаций может быть очень много. И если вы по тем или иным причинам стали жертвой моббинга – что тогда делать?
Это опять же разговор не для статьи, но несколько общих рекомендаций заочно сформулировать можно.
Прежде всего, не соблазняйтесь на необоснованные советы типа "если на вас направлен моббинг, то вы сами тут ни при чем". Да, само явление чаще всего спровоцировано проблемами руководства компании. Но почему агрессия толпы оказалась направлена именно на вас? Самоедством заниматься тут, конечно, не нужно, но некоторый анализ ситуации, окружения и собственной личности (может быть, с помощью специалиста) провести будет полезно. Потому что если даже вы будете вынуждены сменить работу – не окажется ли, что
и на новом месте вы спровоцируете в свой адрес такую же агрессию?
Затем, стремитесь к тому, чтобы в своей области быть безусловным профессионалом, а также иметь четкое представление о ваших непосредственных рабочих обязанностях. И разумеется, эти обязанности выполнять. Тогда вас хотя бы не смогут обвинить в упущениях профессионального характера.
И еще: хотя бы на первых порах, придя на новую работу, общайтесь с коллективом как можно более ровно и формально вежливо. Не стремитесь сразу навязывать свое эмоциональное расположение, ввязываться во внутренние разборки или привлекать излишнее внимание экстравагантным поведением и т.п. А если вам это внимание так уже необходимо – найдите пока способ реализовать эту потребность вне вашего рабочего места; разумеется, если вы этим местом дорожите.
А главное – не прекращайте постоянно наблюдать за тем, что происходит на вашей работе вообще и вокруг вас в частности. При желании вы всегда можете увидеть и услышать чуть больше, если научитесь не столько говорить, сколько молча наблюдать. И разумеется, думать над увиденным и анализировать полученные сведения. То есть получается, что человеку с интеллектом, да еще такому, который умеет этим интеллектом пользоваться, стать жертвой моббинга практически не грозит!
Пожалуйста, пишите нам о предстоящих наиболее интересных событиях, и они окажутся здесь. Наш e-mail - business@psycho.all.ru |
IV Международный Зимний Фестиваль
телесных практик
«Зимние каникулы» |
г.
Москва, E-mail: psyon@km.ru |
с 5 по 11 февраля 2006 года открытие в 20.00
|
г.
Н. Новгород, Центр психологического сопровождения бизнеса "Чувствина и Буденная" |
29 марта 2006 г. |
Книга по теме | ||||||||
|
Моррелл Джеймс
Как делать прогнозы в бизнесе
Жизнеспособность и эффективность бизнеса зависят от точности прогнозирования (и своевременного реагирования!) любых изменений бизнес-среды: соотношение сил на рынке, изменение клиентуры, финансовое положение в стране, демографические проблемы и многое другое. Микро- и макроперемены, структура прогноза, выстраивание стратегии и тактики развития бизнеса - вот проблемы, которым посвящена книга Джеймса Моррелла -крупнейшего специалиста в области бизнес-прогнозирования. Для предпринимателей, менеджеров. обсудить - оценить - заказать |
До встречи, ждем ваших писем |
|
|
Автор проекта Георгий Брегман Тираж 24 394 с приложениями - 72 854 |
Информационная поддержка | ||
Партнеры проекта: | ||
[AD] |
Psychology Online Russia Портал Психология - Вся Россия | |
Психологический Центр "Здесь и Теперь" | ||
[AD] |
Центр бизнес-технологий Катарсис |
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: business.school.psy Архив рассылки |
Отписаться
Вебом
Почтой
Вспомнить пароль |
В избранное | ||