Продолжаем изучение
книги Иосифа Пригожина «ПОЛИТИКА: ВЕРШИНА ШОУ-БИЗНЕСА»
ПЕРВЫЕ ШАГИ
К началу XVI
столетия относится значительный подъем скоморошьего промысла. К тому времени
стали образовываться ватаги, то есть артели скоморохов. Они представляли собой,
по сути, первые большие артистические группы, своеобразные концертные бригады,
которые состояли из песельников, плясунов, кукольных комедиантов, и насчитывали
до пятидесяти человек, а подчас и более. Скоморошьи ватаги подразделялись на
«подвижные» и «оседлые».
«Подвижные»
скоморохи были вынуждены заниматься искусством ежедневно, переходя из города в
город, из деревни в деревню, зарабатывая своим творчеством себе на жизнь, а
«оседлые» — занимались земледелием, различными промыслами (в том числе
изготовлением музыкальных инструментов), выступали лишь на праздниках и
свадьбах.
Одни «оседлые»
скоморохи жили в посадах и слободах, селились свободно, как цеховые ремесленники.
Другие жили «за боярином», то есть при боярских и княжеских дворах и были
вынуждены обслуживать своих именитых покровителей. «Еже нам, молодым на
потешение, сидючи в беседе смиренные, подпиваючи мед, зелено вино, — где пиво
пьем, тут и честь воздаем тому боярину великому и хозяину своему ласковому».
Таким образом, в XVI
веке сложились две тенденции в творчестве скоморохов: демократическая, чисто
народная, оппозиционная в отношении «сильных мира сего», и прислужническая,
угодническая в отношении бояр и князей, купцов и богатеев. Наибольшую
значимость среди скоморохов приобрели певцы, а также острословы, глумотворцы
сатирики.
Скоморохи — певцы,
древнейшие представители русской поэзии, откликавшиеся в своих песнях на
крупнейшие события народной жизни, и скоморохи-глумотворцы, исполнители глумов,
то есть юмористических или сатирических сценок, в особенности должны привлечь
наше внимание, поскольку в их творческой деятельности заключались элементы публицистики,
юмора и сатиры, родственные природе эстрадных жанров современного шоу-бизнеса.
Скоморошья сатира,
особенно широко представленная в творчестве бродячих скоморохов, приобретала
порой значительную социально-политическую силу. «Уже в начале XVII века
отдельные скоморошьи позорищи, — отмечал Е.М. Кузнецов — представляли бояр, воевод,
купцов в резко сатирическом освещении». К XVII веку относится известный
скомороший глум о боярине и купце, отразивший время, предшествующее периоду
народного движения под предводительством Степана Разина. Многие из них
унаследовали лучшее из опыта скоморошьего творчества, в недрах которого
складывались некоторые особенности эстрады. Возникнув и сформировавшись как
искусство, близкое и понятное широким массам, скоморошья сатира сохранила такие
свойства как социальная направленность, общедоступность, демократичность,
многожанровость и в наши дни.
В 1648 году царь
Алексей Михайлович издал специальный указ «Об исполнении нравов и уничтожении
суеверий», запрещающий не только скоморошество, но и проведение народных
гуляний. Он приказывал «уняться от неистовства и всякое мятежное бесовское
действие, глумление, скоморошество со всякими бесовскими играми прекратить.
Чтобы мирские всяких чинов люди и жены, дети их... скоморохов с домрами и
гуслями, и волынками, и со всякими играми в дом к себе не призывали...».
По этому указу можно
судить о некоторых особенностях социальной направленности народной музыкальной
эстрады, нашедших отражение в творчестве скоморохов, которые «медведей водят, с
собаками пляшут» да на дудках играют» и поют «бесовские песни», тем самым
«христиан от церкви отвращают». В том же указе говорится и о художественных
средствах и инструментарии НАРОДНОЙ ЭСТРАДЫ: «А где объявятся домры и сурны, и
гудки, гусли и хари (маски), и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть
изломать и, изломав, те бесовские игры сжечь, а которые люди от того всего
богомерзкого не отстанут и учнут впредь таковы богомерзкие дела держаться, по
Государеву указу тем людям чинить наказания. Где такие бесчиния объявятся, и
кто на кого такое бесчиние скажет, тех людей бить в батоги».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные
в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения
могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.