Продолжаем изучение книги А.И. Пригожина «Методы развития
организаций»
ПОДУМАЕШЬ, ANDERSEN!
Еще раз о западном консалтинге в России.
Много нервных разговоров и неуместной жестикуляции вокруг
скандала со знаменитой и старейшей аудиторско-консультационной фирмой Arthur
Andersen. Помню, году в 1976-м эта фирма первой из зарубежных компаний такого
профиля делала презентацию своих возможностей в Институте проблем управления АН
СССР. Для нас это было открытие нового бизнеса. А всего-то навсего
демонстрировалась новейшая по тому времени система документооборота. И уже
тогда на них посыпались вопросы из зала, главным образом и подозрительного, и
провокативного свойства: "А чем вы гарантируете надежность вашей системы,
а то вы тут у нас наработаете, напроектируете, а потом уедете, и какой с вас
спрос, если система не срабатывает?" Калифорнийцы отвечали с недоумением,
но терпеливо: "Мнение клиента для нас - закон. Если он чем-то недоволен,
то мы бросаем лучшие силы на исправление даже малых промахов наших
специалистов. К недовольным клиентам у нас повышенное внимание. А гарантии? Что
гарантии? Разве могут быть гарантии больше, чем деловая репутация? В бизнесе
это главный капитал".
В зале я видел усмешки и ироничные перемигивания. Нам тогда
такие гарантии казались эфемерными, недействительными.
Шло время. Лет 10 назад случился конфуз с не менее громадной
и уважаемой "Ernst & Young" - из той же "Большой
шестерки". Потом эта "шестерка" уменьшилась до
"пятерки". Объединились "Coopers & Librand" и
"Price Waterhouse", тоже не от хорошей жизни. Вот и еще про одного
члена этой "пятерки" - KPMG - пошли толки о ее роли в сомнительной
финансовой отчетности фирмы "Xerox". Ну и что?
А вот что. Все подобные скандалы связаны только с
аудиторской частью этих гигантов. Они любят называть себя
аудиторско-консалтинговыми, но специалисты знают, что консалтинг занимает у них
весьма скромную долю. А из этой доли значительная часть приходится на
финансово-бухгалтерский консалтинг как сопроводительный по отношению к аудиту,
фактически он и является частью аудита. А вот управленческое консультирование в
этой "пятерке", как и в окружающей ее "двухсотке", совсем
невелико как по обороту, так и по численности персонала, да и по прибыли тоже.
Консультационно-управленческие подразделения у этих фирм выделены в отдельные
подразделения с оттенком местной аристократии и большой учености, в отличие от
рутинной и довольно однообразной аудиторской работы, предельно
технологизированной, хотя и кропотливой. Консультанты по управлению там
выглядят как интеллектуалы бизнеса, высоколобые творцы структур, стратегий,
мотиваций.
Есть ли у клиентов претензии к этим последним? Как не быть?
Бывают, конечно, но они совсем не похожи на нечто аморальное или
противозаконное, как это бывает с аудиторами. Причины таких претензий восходят
к методологии консультирования, социокультурной адекватности его в тех или иных
странах, нарушению сроков сдачи отчетов или неконкретности рекомендаций.
Так что аудит и консалтинг не только разные виды работ и
профессий, но и уязвимые точки, типичные слабости у них мало сопоставимы.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.