Продолжаем изучение книги Густава Лебона «Психология народов и масс»
Книга I. Психология
народов
Отдел второй. Как
психологические черты рас обнаруживаются в различных элементах их цивилизаций.
Глава III. Как
преобразовываются учреждения, религии и языки.
Изменения, испытываемые верованиями при переходе от одного
народа к другому, часто бывают даже столь значительны, что вновь принятая
религия не имеет никакого видимого родства с той, название которой она
сохраняет.
Лучший пример представляет нам буддизм, который после того,
как был перенесен в Китай, до того стал там неузнаваем, что ученые сначала
приняли его за самостоятельную религию и потребовалось очень много времени,
чтобы узнать, что эта религия — просто буддизм, видоизмененный принявшей его
расой. Китайский буддизм вовсе не буддизм Индии, сильно отличающийся от буддизма
Непала, а последний, в свою очередь, удаляется от буддизма Цейлона. В Индии
буддизм был только схизмой предшествовавшего ему браманизма (от которого он в
сущности очень мало отличается), точно так же, как в Китае — схизмой прежних
верований, к которым он тесно примыкает.
То, что строго доказано для буддизма, не менее верно для
браманизма. Так как расы Индии чрезвычайно различны, то легко было допустить,
что под одинаковыми названиями у них должны были быть чрезвычайно различные
религиозные верования. Несомненно, все браманистские племена считают Вишну и
Шиву своими главными божествами, а Веды — своими священными книгами; но эти
главные божества оставили в религии только свои имена, священные же книги —
только свой текст. Рядом с ними образовались бесчисленные культы, в которых
можно находить в зависимости от расы самые разнообразные верования: монотеизм,
политеизм, фетишизм, пантеизм, культ предков, демонов, животных, и т.д. Если
судить о культах Индии только по тому, что говорят Веды, то невозможно было бы
составить ни малейшего представления о божествах и верованиях, господствующих
на громадном полуострове. Заглавие священных книг почитается у всех браминов,
но от религии, которой эти книги учат, вообще ничего не остается.
Даже сам ислам, не смотря на простоту его монотеизма, не
избег этого закона: существует громадное расстояние между исламом Персии,
Аравии и Индии. Индия, в сущности политеистическая, нашла средства сделать
политеистической наиболее монотеистическую из религий. Для 50 миллионов
мусульман-индусов Магомет и святые ислама являются только новыми божествами,
прибавленными к тысячам других.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.