Продолжаем изучение книги Густава Лебона «Психология народов и масс»
Книга I. Психология
народов
Отдел второй. Как
психологические черты рас обнаруживаются в различных элементах их цивилизаций.
Глава II. Различные
элементы цивилизации как внешнее проявление души народа.
Из этого еще вовсе не следует, что цивилизация в упадке, и
здесь мы опять видим отсутствие параллелизма между эволюцией искусства и
эволюцией остальных элементов цивилизации. Ни в одну историческую эпоху
цивилизация не была так высока, как в настоящее время, и ни в одну эпоху, может
быть, не было более банального и менее индивидуального искусства. Так как
исчезли религиозные верования, идеи и потребности, делавшие из искусства
существенный элемент цивилизации в эпохи, когда оно считало за святыни храмы и
дворцы, то и само искусство стало чем-то побочным, предметом развлечения,
которому невозможно посвящать ни много времени, ни много денег.
Не будучи более предметом необходимости, оно может быть
только ремесленным и подражательным. Нет в настоящее время ни одного народа,
который бы имел национальное искусство, и каждый в архитектуре, как в
скульптуре, живет только более или менее удачными копиями с отдаленных времен.
Искусство — только низший род промышленности, когда оно
перестает быть выражением потребностей, идей и чувств известной эпохи. Я
удивляюсь теперь искренним произведениям наших средневековых художников,
рисовавших святых, рай и ад — предметы очень существенные тогда и составлявшие
главный центр существования; но когда художники, у которых уже нет настоящих
верований, покрывают наши стены теми же сюжетами, силясь вернуться к технике
другого века, то они делают только жалкие подражания, совершенно не интересные
для настоящего времени и которые будет презирать будущее. Милые наивности
ребенка вызывают отвращение, когда им начинает подражать старик.
То, что сейчас сказано нами о живописи, приложимо и к нашей
архитектуре, пробавляющейся в настоящее время подражаниями формам,
соответствующим потребностям и верованиям, каких у нас уже нет. Единственная
искренняя архитектура наших дней, потому что она только одна соответствует
потребностям и идеям нашей цивилизации, это архитектура пятиэтажного дома,
железнодорожного моста и вокзала. Это утилитарное искусство также характерно
для известной эпохи, как были некогда готическая церковь и феодальный замок; а для
будущей археологии большие современные гостиницы и готические соборы будут
представлять одинаковый интерес, потому что они будут последовательными
страницами тех каменных книг, которые оставляет после себя каждый век, и вместе
с тем, она отбросит с презрением, как негодные документы, жалкие подделки,
составляющие все современное искусство.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.