Продолжаем изучение книги Генриха Сауловича Альтшуллера «ТВОРЧЕСТВО
КАК ТОЧНАЯ НАУКА. ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ»
СИТУАЦИЯ - ЗАДАЧА - МОДЕЛЬ ЗАДАЧИ
Модель задачи 23
При переходе от
ситуации к задаче и далее к модели задачи резко уменьшается свобода выбора (т.
е. свобода перебора пустых проб) и
нарастает «дикость» в постановке задачи.
Пока мы имели дело с
ситуацией, было множество возможностей: а если пойти по пути усовершенствования
гидродомкратов? А если построить пневматический домкрат? А если сделать
гравитационный домкрат, в котором проволока будет растягиваться тяжелым грузом?
А если допустить потерю прочности при нагревании, но потом как-то восстановить
эту прочность?... Переход к задаче отсекает множество подобных возможностей.
Должен быть сохранен электротермический способ, имеющий множество преимуществ;
нужно лишь убрать единственный недостаток.
Следующий шаг еще
более сужает выбор: мы заведомо будем использовать температуру в 700, все
компромиссы исключены, будет такая температура! Но вопреки природным свойствам
взятого вещества эта высокая температура не испортит проволоки... Задача не
только резко сузилась, она стала «дикой», «очевидно нелепой»,
«противоестественной». Однако это всего лишь означает, что мы отбросили огромное
число тривиальных вариантов и вышли в парадоксальную область сильных решений.
При построении
модели задачи используются термины вепольного анализа: «вещество», «поле»,
«действие» (с конкретизацией - какое именно). Это позволяет сразу, еще до
решения, представить себе ответ в вепольной форме. В самом деле, даны тепловое
поле и вещество, т. е. в модели задачи - неполный веполь. Ясно, что в ответе
будет: «Необходимо ввести второе вещество».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.