Продолжаем изучение книги Генриха Сауловича Альтшуллера «ТВОРЧЕСТВО
КАК ТОЧНАЯ НАУКА. ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ»
ОТ АРИЗ - К ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Работа над АРИЗ была
начата в 1946 году. Впрочем, самого понятия «АРИЗ» тогда еще не было, проблема
ставилась иначе: «Надо изучить опыт изобретательского творчества и выявить
характерные черты хороших решений, отличающие их от плохих. Выводы могут быть
использованы при решении изобретательских задач».
Почти сразу удалось
обнаружить, что решение изобретательской задачи оказывается хорошим (сильным),
если оно преодолевает техническое противоречие, содержащееся в поставленной
задаче, и, наоборот, плохим (слабым), если ТП не выявлено или не преодолено.
Далее выяснилось
нечто совершенно неожиданное: оказалось, что даже самые сильные изобретатели не
понимают, не видят, что правильная тактика решения изобретательских задач
должна состоять в том, чтобы шаг за шагом выявлять ТП, исследовать его причины
и устранять их, тем самым устраняя и ТП. Столкнувшись с открытым, кричащим о
себе ТП и увидев, что задачу удалось решить благодаря его устранению,
изобретатели не делали никаких выводов на будущее, не меняли тактику и,
взявшись за следующую задачу, могли потратить годы на перебор вариантов, даже не
пытаясь сформулировать содержащееся в задаче противоречие...
Рухнули надежды
извлечь из опыта больших (великих, крупных, опытных, талантливых) изобретателей
нечто полезное для начинающих: большие изобретатели работали тем же примитивным
методом проб и ошибок.
Начался второй этап
работы, проблема теперь звучала так: «Надо составить программу планомерного
решения изобретательских задач, годную для всех изобретателей. Эта программа
должна быть основана на пошаговом анализе задачи, чтобы выявлять, изучать и
преодолевать технические противоречия. Программа не заменит знаний и способностей,
но она предохранит от многих ошибок и даст хорошую тактику решения
изобретательских задач».
Программы решения
изобретательских задач были еще далеки от нынешнего АРИЗ, но с каждой новой
модификацией они становились четче и надежнее, постепенно приобретая характер
программ (предписаний) алгоритмического типа. Были составлены первые таблицы
применения приемов устранения технических противоречий. Главным материалом для
исследований стала патентная информация, описания изобретений. Начали проводиться
учебные семинары, постепенно накапливался опыт обучения АРИЗ.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.