Начну с того, что сделаю очень важное предостережение. Когда Вы используете какие-либо инструменты, особенно в части консалтинга, необходимо помнить, что инструмент работает на 100% только в руках его автора. Поэтому, существует такая рекомендация: несмотря на наличие различных методик, каждый бизнес-аналитик адаптирует их под себя. Конечно, взять просто чужой инструмент
и пойти с ним работать это гораздо лучше, чем пойти с чистым листом бумаги, но и хуже, чем вариант, когда этот инструмент был «выношен» самим консультантом. Именно поэтому многие опытные консультанты не дают свои инструменты для использования в чужие руки. Причина тут не только в том, что это их хлеб, интеллектуальная собственность и т.п., как может показаться на первый взгляд, но и в том, что есть риск неудачного применения в чужих руках. А это уже гораздо хуже: кто-то может сказать, что такой-то консультант
дал ерунду какую-то, толку никакого. Это я к тому, что всегда думайте и еще раз думайте, когда используете чужие инструменты в своей работе. Хотя я в этом плане совсем не жадный, и открыто делюсь своими наработками, в рассылке буду стараться заставлять немного думать, т.е. помогать Вам разрабатывать собственные инструменты, используя опыт других специалистов.
В этом выпуске, как Вы помните, мы планировали разработать анкету для первой встречи с рабочей группой компании, которая решилась на проект (описания бизнес-процессов или автоматизации). Отмечу, что первая встреча в данном случае - это вовсе не тот первый контакт, который был на предпродажной подготовке. Тут мы имеем ввиду первую встречу в рамках начатого проекта. Вариаций такой анкеты очень много. Встречаются
как совсем краткие, на одном листочке А4, так и большие опросники, на много листов. Как удобнее, решать Вам. Сейчас мы рассмотрим, как подойти к самостоятельной разработке такой анкеты. В первую очередь стоит подумать о разделах, а затем их заполнить. Можно выделить следующие разделы, которые рекомендуются для включение в анкету первого уровня:
Название и форма собственности
Структура компании
Виды деятельности
Виды продукции или услуг, с которыми работает компания
Виды сделок
Отраслевые особенности
Виды учета, которые существуют в организации
Количественные характеристики организации
Существующий уровень автоматизации
Планируемый уровень автоматизации
Состояние НСИ
Состояние организационно- распорядительной документации
Ключевые задачи, которые необходимо решить
Разберем эти разделы подробнее, чтобы Вы смогли самостоятельно разработать свою анкету, пользуясь приведенной информацией:
Раздел анкеты
На какие вопросы стоит обратить внимание
Название и форма собственности
Тут все понятно, формальные данные
Структура компании
Структуры бывают разные, в данном случае имеется ввиду далеко не только организационная структура (кроме того, вряд ли она есть и Вам ее смогут сразу предоставить, да и не так это важно на начальном этапе). В первую очередь необходимо обратить внимание на структуру взаимодействия собственных юридических лиц, подразделений, особенности товародвижения между ними, наличие филиалов и обособленных подразделений, их территориальное
расположение. Если будет и оргструктура, хуже не будет.
Виды деятельности
Производство, оптовая торговля, розница, комиссия, услуги (какие конкретно) и пр. Перечень желательно составить подробный.
Отраслевые особенности
Перечислять их заранее смысла нет, лучше оставить вопрос открытым – тут ошибиться сложно. Например, строительство, медицина, транспорт и пр. Стоит отметить, что и внутри отрасли существует множество особенностей, которые могут существенно влиять на процессы, протекающие в компании. Так, например, управление автопарком и оказание транспортных услуг
далеко не одинаковые виды бизнеса.
Виды продукции или услуг, с которыми работает компания
Как правило, это открытый вопрос, т.к. видов продукции очень много, а компания работает с конкретными. Например: книжная продукция, офисная мебель, сельскохозяйственные продукты и.т.п.
Виды сделок
На первый взгляд может показаться, что это неважный вопрос. Речь идет о видах договоров: «Купля-продажа, подряд и пр.». На самом деле не всегда так. Данный вопрос поможет дополнить информацию о видах деятельности, продукции и отраслевых особенностях, т.к. это взгляд с другой стороны.
Виды учета, которые существуют в организации
Это очень важный вопрос. При всей простоте, ответить на него не так легко. Дело в том, что признаки того или иного учета можно обнаружить практически в любой компании, вопрос лишь терминологии. Например, практически любой руководитель скажет, что у него ведется управленческий учет. При этом каждый будет подразумевать нечто свое, особенное. Возможные варианты видов учета следует перечислить. И кратко поговорить о них для
начала, чтобы понять сложность сложившегося учета на предприятии
Количественные характеристики организации
В этом вопросе есть поле для творчества. В качестве основных можно выделить:
Количество сотрудников
Количество видов выпускаемой (реализуемой) продукции
Количество автоматизированных рабочих мест
Количество хозяйственных операций (за период)
Количество контрагентов
И.т.д.
Существующий уровень автоматизации
Данный раздел следует развернуть как можно подробнее.
Перечень систем и решаемые ими задачи
Задачи, которые не решаются, но требуется их решение
Каким образом система поддерживается
Кто и когда их создавал
И т.д.
Планируемый уровень автоматизации
Если проект так или иначе связан с дальнейшей автоматизацией, следует описать видение того, к чему хотим прийти
Состояние НСИ
Следует поговорить о наличии различных утвержденных классификаторах, правилах заведения основных справочников (номенклатура, контрагенты и др), потребностях к их стандартизации и унификации.Состав основных справочников и классификаторов можно перечислить
Состояние организационно- распорядительной документации
Наличие такой документации может существенно помочь в любом проекте. Важно, чтобы она существовала не только формально, но была актуальной, а также применялась на практике.Видами такой документации могут быть различные положения, инструкции, учетная политика и пр.Если нет человека, который сразу может
ответить на этот вопрос, то, скорее всего, над документацией придется поработать.
Ключевые задачи, которые необходимо решить
Почему о ключевых задачах лучше говорить в конце, а не в начале (что было бы вполне логично)? Да, это так, но к этому времени рабочая группа будет лучше подготовлена, чтобы более четко сформулировать цели. Можно поговорить в начале, а в конце еще раз вернуться, и все повторить.
При составлении анкеты рекомендуется предоставить возможность человеку просто выбирать из уже имеющихся вариантов, чем всегда только ставить вопросы. В последнем случае будет много упущений. Например, если предложить отметить из списка «Оптовая торговля, розница, комиссия», сотрудник отметит без труда. Если просто задать вопрос: «Какие виды деятельности?» ответ может быть либо не полным,
либо вообще из другой области.
В каком составе следует проводить подобный опрос?
Первый ознакомительный опрос следует проводить в том составе, который, предположительно, войдет в рабочую группу. А поскольку мы этого еще не знаем, то можем только порекомендовать такой состав собрать на усмотрение руководства компании, инициировавшей проект. Если в процессе диалога будет заметно, что явно не хватает сотрудника, разбирающегося в задаваемых вопросах, следует это отметить и встретиться с ним
дополнительно (или поговорить по телефону/по почте, если вопрос простой).
Какой результат ожидается от первой рабочей встречи и что делать дальше?Результатом должно стать общее представление о деятельности компании в объеме, достаточном для планирования работ по проведению
полноценного обследования. Одинакового шаблона тут быть не может, все зависит от проекта и опыта консультантов. Возможно, что первой встречи будет для этого достаточно, а может и потребуется дополнительная информация.
Желательно решить вопрос с конфиденциальностью доступа к информации, иначе будет сложно работать. Например, нам будут показывать только шапки документов, в которых нет данных, упускать особенности ведения учета и пр. У всех сотрудников должно быть четкое распоряжение от руководства, что они должны рассказывать об учете все «как есть», без домысливания и упрощения. Вообще, вопрос конфиденциальности информации
и профессиональной этике консультантов очень важный, поэтому остановимся на нем в следующем выпуске.
Если информации достаточно для понимания границ обследования, можно приступать к подготовке комплекта анкет для сотрудников и по участкам учета. Но об этом в ближайших выпусках.
Ниже представлен фрагмент подобной анкеты:
Практическое задание:
Попробуйте составить подробную анкету для первичного знакомства с предприятием , используя свой опыт и рекомендации выпуска