Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Управление бизнесом. Советы и решения. Культура и культурный человек в бизнесе


Слово «культура» связано в повседневной речи, с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о политической и физической культуре, о музеях, театрах, библиотеках. Часто мы употребляем слово «культура» как синоним «культурности», то есть что-либо, находящееся на высоком уровне («культурный человек», «культурное общество», «культурно вести себя»). С помощью культуры люди удовлетворяют свои потребности (материальные и духовные) и строят отношения между собой. Культура как система искусственных средств отличает человека от животных, которые в своей жизнедеятельности опираются на естественные средства. Человек сам создает новые цели, выходящие за рамки своих биологических потребностей, и сам не только создает, но постоянно совершенствует средства деятельности. Личная культура- это совокупность личных средств, методов деятельности, образцов поведения, идей и мыслей. Культура общности (социальной группы, сословия, народа и т.п.)- это совокупность средств и способов деятельности, поведения, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для ее членов, считаются «обязательными» (напр. правила общежития и др.). В современном обществе наряду с господствующей системой культуры, разделяемой большинством членов общества, существуют многочисленные субкультуры, выражающие интересы различных слоев и групп. Для них характерны специфические средства жизнедеятельности, способы существования. Например, различные этнические, половозрастные, криминальные и т.п.слои и группы создают и используют только им присущие жаргоны, или языковые субкультуры. Программируя поведение человека, культура не лишает его свободы выбора действий. Все дело в том, насколько человек способен к свободному выбору и созиданию, к осуществлению того, к чему «толкает» его свободный выбор. Благодаря коммуникации и наличию общечеловеческих ценностей культура объединяет отдельных людей, социальные группы, народы и государства. У людей формируется чувство принадлежности к культурной общности, к которой они принадлежат. Сохранение культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. Единство культуры- важное условие крепости государства. Именно этот принцип в настоящее время игнорируется обществом и государством, что явно и непременно приведет к нарушению принципа единства культуры и государства. Сплошь и рядом, то, что является функциональным по отношению к потребностям и целям одних социальных групп людей, будет дисфункциональным для других. Для того чтобы пояснить весь ежедневный вред российской культуре и государству, требуется явно не одна отдельная тема, начиная с неконтролируемых и нерегулируемых потоков мигрантов. Культура- многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. В современном обществе крайне неприятно смотреть на потерю личной культуры и, к сожалению, положительных тенденций возврата или развития её не наблюдается. Причины общеизвестны: в первую это то что практически личной культуре не учат ни в общеобразовательной, ни в высшей школе, ни в семье. Вы знаете российские средства массовой информации достаточно хорошо и передач о культурном воспитании на достаточном уровне, то есть на уровне действительно воспитывающем, можно обозначить только одним понятием – крайне редко. Как показало исследование основных языков потоков мигрантов в большинстве языков слова «культура» нет и никогда не существовало, начиная с самых древних словарей . И какого развития ли хотя бы сохранения древней или современной культуры вы ожидаете? Вам предлагается самим оценить уровень личной культуры вашего окружения самым простым способом. Ниже представлены некоторые понятия общепринятой личной культуры и если вы будете выполнять в повседневной жизни хотя бы половину, то вы довольны близки к тому, чтобы считать себя культурным человеком. Это относится и к вашему окружению. ∙ Хорошие манеры - это во многом вопрос такта. Нелепо и бестактно даже из самых добрых побуждений восклицать, обращаясь к инвалиду-калеке или к человеку, сраженному тяжким горем: «Привет, Виктор! Ну, как поживаешь?! Выглядишь просто превосходно!» - поскольку правдивый ответ может сделать ситуацию очень напряженной. ∙ Хорошие манеры. «Как вы поживаете?» давно и слишком часто воспринимается не как вопрос, вызванный искренним интересом, а всего лишь как вежливая формула приветствия, поэтому наилучшим ответом будет: «Отлично, благодарю вас» или «Спасибо, хорошо». ∙ Хорошие манеры. Когда приглашенных на прием не очень много, в обязанности хозяйки входит познакомить друг с другом как можно больше людей. Однако на таких крупных мероприятиях, как, например, свадебный прием, повторять и называть сотни имен, которые все равно невозможно запомнить, было бы неверно. Исключение делается только по очень веским причинам: например, другу дома будет обидно, если его не представят почетному гостю или тому человеку, который его особенно интересует. ∙ Хорошие манеры. Только что прибывшего гостя не принято знакомить с тем, кто уже уходит. Если двое приглашенных заняты беседой, третьему не следует к ним подходить, чтобы процедура представления не прервала их разговор. ∙ Хорошие манеры. Если вы случайно встретили на улице своего знакомого, вполне достаточно просто улыбнуться и кивнуть. В общественном месте - в театре, ресторане, магазине - можно остановиться и поговорить, конечно, при условии что вы не будете мешать окружающим и не загородите им проход. Когда ваш знакомый находится довольно далеко от вас, не стоит кричать, приветствуя его, - просто улыбнитесь и помашите ему рукой. ∙ Хорошие манеры. Мужчину всегда представляют женщине. «Галина, познакомься, пожалуйста, с моим одноклассником Олегом Ивановым». «Виктория, рекомендую - мой сосед по общежитию Алексей Петров».» Господин Виктор Иванович, вы позволите представить вас моей матери, Ольге Викторовне?». ∙ Хорошие манеры. Того человека, который моложе, всегда представляют тому, кто старше. «Виктор Иванович, позвольте познакомить вас с моей племянницей,Еленой». «Тетя Нина, это мой сосед по общежитию Анатолий Серов». ∙ Хорошие манеры. Представление на приемах всегда обязательно в том случае, если присутствует почетный гость, которого представляют всем приглашенным. Коль скоро вы пришли уже после церемонии приветствия гостей, непременно представьтесь сами, поскольку в высшей степени неучтиво прийти на прием, устроенный в честь почетного гостя, и не поприветствовать его. ∙ Хорошие манеры. В том случае, когда вы приводите с собой гостя, неизвестного остальным приглашенным на вечер, постарайтесь представить его как можно большему числу людей. Это вовсе не значит, что вы должны обойти всех без исключения, но, согласитесь, что было бы несправедливо взваливать это бремя на хозяйку, которая должна будет все время твердить про себя незнакомое имя, чтобы представить вашего гостя остальным собравшимся. ∙ Хорошие манеры. На официальных приемах с большим числом приглашенных незнакомого человека не принято представлять каждому гостю. Его знакомят лишь с несколькими людьми, а он может вступить в разговор с теми, кто находится рядом с ним, причем не обязательно с теми, кому был представлен. ∙ Во время еды. За столом нужно сидеть слегка наклонившись вперед и на всем сиденье, а не на краешке его. Разговаривая с соседом слева, не поворачиваться спиной к тому, кто сидит справа. Сидеть за столом нужно прямо, поворачивая при разговоре только голову. Ноги перед собой не вытягивают, а держат их вместе возле стула. На столе могут находиться кисти рук, но никак не локти. Локти по возможности прижаты к туловищу. Если едят только одной рукой, то вторая находится на столе. Пальцы сложены вместе. ∙ Во время еды. Сидя за столом, не критикуют то, что на столе, и тех, кто за ним сидит. Не следят за тем, кто сколько ест. В кушаньях не роются, а кладут в рот все подряд. ∙ Во время еды. Едят и пьют спокойно, бесшумно, не гримасничая. Рот не набивают пищей и слишком большими кусками. Жевать нужно с закрытым ртом. С полным ртом не разговаривают и не смеются. ∙ Во время еды. Салфетку берут с тарелки, когда начинают подавать на стол. Ее кладут, сложив вдвое на колени, а не засовывают за воротник. Закончив есть, салфетку кладут на стол слева от тарелки. Бумажную салфетку слегка сминают и кладут на тарелку из-под еды. ∙ Во время еды. Ложку держат между большим и указательным пальцем, причем ее ручка слегка упирается в средний палец. Ко рту ее подносят немного наискось (не боком) и в рот ее не засовывают. Ложку наполняют настолько, чтобы ее можно было донести до рта, не пролив не капли. ∙ Во время еды. Вилку держат в левой, а нож в правой руке. Когда едят одной вилкой, ее держат в правой руке. Ручки ножа и вилки находятся в ладонях. Кончиком указательного пальца можно упираться в стык ручки и острия, но не ниже. Так же держат вилку, выпуклостью кверху. ∙ За столом. Приглашая гостей, нужно подумать о том, как их рассадить. Места возле хозяина, как по правую, так и по левую руку от них считаются почетными. У прямоугольного стола эти места находятся в центре длинных его сторон. Хозяева сидят друг против друга. При этом дама сидит по правую руку хозяина, а мужчина - по левую руку хозяйки. ∙ За столом. Рассаживая гостей, стараются по возможности сажать мужчин и женщин вперемежку. Придерживаются и второго основного правила: супружеские пары разъединяют, за исключением новобрачных и празднующих годовщины супружеской жизни. Виновники торжества сидят на почетном месте в центре. ∙ За столом. Если гостям известны их места, они стоят возле них и не садятся, пока не сядет хозяйка. Мужчина помогает сесть своей соседке. Для этого он отодвигает ее стул от стола и, когда она сядет, снова пододвигает стул к столу, стараясь им не стучать. Естественно, что молодежь не садится, пока не сядут старшие. ∙ На столе. Существуют определенные правила накрывания стола. Прежде всего, посуда, находящаяся на столе, должна располагаться по прямой линии. Края основных тарелок, а также ножей и вилок доходят до кромки стола или отстоят от нее на 1-2 см. Весь прибор располагается под рукой; те предметы, которые понадобятся раньше, находятся дальше от тарелки, откуда из удобнее брать. Хлебную тарелку ставят слева от основной. Мисочки с салатом или компотом (готовые порции) находятся также слева, но дальше от края стола. ∙ На столе. Ножи кладут справа от основной тарелки лезвием к ней, вилки — слева, острием вверх, чтобы не испортили скатерть. Рыбный нож кладут справа от ножа для жаркого. Если до рыбы или жаркого подают закуски, то и для них нужны вилка и нож, немного меньшие, чем для жаркого. В соответствии с очередностью подачи блюд, они самые крайние, т.е. находятся дальше всего от тарелки. Ножей и вилок никогда не кладут на стол более трех пар. Если в особо торжественных случаях предусмотрено еще блюдо, которое едят при помощи ножа и вилки, их приносят позднее. Ножи и вилки кладут на расстоянии 1 см друг от друга. ∙ На столе. Ложки кладут на стол выпуклостью вниз. Находящиеся за тарелкой суповая и десертная ложки должны лежать параллельно краю стола, ручками вправо. Суповая ложка может быть положена справа от тарелки рядом с ножом (правее последнего). Ко всем блюдам, которые не сервируют порциями, подают ложку, вилку, совочек, щипчики и т.д. Масло сервируют со специальным ножом так же, как соль и горчица — с соответствующими ложечками. ∙ На столе. Блюда с гарниром и жарким подают с ложкой и вилкой. Если в хозяйстве нет соответствующих приборов, вместо них употребляют обычные. ∙ На столе. Место стакана — справа, позади прибора. Стакан для пива ставят на металлическую, стеклянную, пластмассовую подставку, которая предназначена для защиты скатерти от пивной пены. Для морса, сока или лимонада подают либо специальные узкие, так называемые лимонадные, стаканы, либо тюльпанообразные бокалы. ∙ На столе. Рюмки ставят тоже справа в ряд или полукругом. Важно только, чтобы они располагались в соответствии с порядком употребления напитков, т.е. тот бокал, который понадобится раньше, должен стоять крайним справа и т.д. Расставляя бокалы, следите, чтобы они не мешали брать ложку. Если на столе различные напитки, то и рюмки должны быть разными. Бокалы для вина выбирают в соответствии с сортом вина. Для сладких и десертных вин — тюльпанообразные на ножке, для красных — тоже в форме тюльпана, но большего размера и с более широкой верхней частью. Бокал для белого вина должен быть еще больше и на более высокой ножке. Самый высокий бокал — для шампанского. В общем, чем крепче напиток, тем меньше рюмка. Поэтому водку и ликеры предлагают в маленьких рюмках. Коньяк же принято наливать в большие бокалы, сужающиеся кверху. Наливают коньяк на самое донышко. Водочные рюмки могут быть как толстостенными без ножки, так и тонкими на ножках. Если они без ножки, под них кладут маленькие салфетки. ∙ Что и как едят. Сидя за столом, не режут хлеб ножом, а отламывают маленькими кусочками. Ветчину едят ножом и вилкой (ее не кладут кусочек хлеба), небольшие кусочки хлеба можно намазать маслом. Когда едят паштет, отделяют кусочек вилкой. Намазывать его на хлеб можно только в семейном кругу. ∙ Что и как едят. Когда едят суп - тарелку наклонять нельзя. В следствии этого небольшое количество супа остается в тарелке. Ни во время еды, ни после не кладут ложку на стол, оставляют ее всегда в тарелке. ∙ Что и как едят. Бульоны, супы, которые подают в чашках, пьют, не пользуясь ложкой. Ложка нужна только тогда, когда хотят достать из супа гренки, яйцо, кусочки мяса. ∙ Что и как едят. Рыба (в холодном или в горячем виде) не допускает ножа. Ножом пользуются только для маринованной селедки. ∙ Что и как едят. Если к рыбному блюду подаются специальные приборы - лопатка и вилка, то лопатку берут в правую руку, вилку в левую. Вилкой придерживают кусочек, лопаткой отделяют кости. Если подаются две вилки, то правая используется для отделения костей, левой отправляют кусочки рыбы в рот. ∙ Что и как едят. Если на вашей тарелке окажется рыба целиком, то вначале отделяют от скелета верхнюю часть филе, съедают, потом отделяют позвоночник и косточки, откладывают в сторону, после этого съедают вторую часть. ∙ Что и как едят. Раков, крабов, моллюсков или омаров можно есть руками. ∙ Что и как едят. Если раки, крабы, моллюски или омары приготовлены так, что для их употребления требуются приборы, то их подают специально - щипцы, вилку для омаров или нож для раков. ∙ Что и как едят. Если вы заказали краба и его подали без панциря, то есть с помощью специальной вилки и ножа не составит большого труда, в противном случае приборы вам не понадобятся - руками будет удобней и не вызовет осуждения у окружающих. В этом случае вы просто должны знать, как это следует правильно делать. ∙ Что и как едят. Для того чтобы очистить краба, нужно крепко держать его голову одной рукой, а другой - согнуть конец хвоста. От этого тонкий панцирь краба лопнет посередине, после чего его легко можно удалить и есть мясо без проблем. ∙ Что и как едят. Раков на стол обычно принято подавать целиком. Чтобы отделить хвост, нужно его немного отклонить в сторону, слегка вращая. ∙ Что и как едят. Для употребления всевозможных моллюсков особенных приборов не требуется. В крайнем случае можно воспользоваться обычной вилкой, чтобы извлечь из раковин мясо. ∙ Что и как едят. Устриц в ресторанах подают уже открытыми, а иногда даже отделенными от ракушки, тогда их употребление не составляет особых затруднений. Если же устрицы поданы к столу в неразделанном виде, то для них существует специальная вилка. Этой вилкой мясо легко отделяется от скорлупки. ∙ Что и как едят. В большинстве ресторанов омаров подают к столу уже подготовленными к употреблению, вам потребуется только вилка для омаров, чтобы извлечь из клешней мясо. Можно обойтись и без вилки - просто высосать мясо из панциря. ∙ Что и как едят. Для рыбы существуют специальные приборы. Разные виды рыб употребляются по разному. Копченые и маринованные виды рыб достаточно тверды, поэтому их лучше разделывать ножом. Если рыба жареная или тушеная, используется специальный прибор, которым рыбная мякоть отделяется от костей. Можно использовать две вилки или специальный нож-лопатку, которую следует держать в правой руке, а вилку - в левой. Если же на стол подана только одна вилка, то помогайте себе кусочком хлеба. ∙ Что и как едят. Артишоки удобнее есть руками. Листья артишока отрывают пальцами, а затем макают в приготовленный для этого соус и высасывают. Единственное правило хорошего тона, которое следует не забывать в данном случае, высасывать мякоть нужно, по возможности, бесшумно. Твердые части листьев артишока аккуратно складывают на тарелку для отходов. ∙ Что и как едят. Птицу едят с помощью ножа и вилки. ∙ Что и как едят. Мясо с овощами принято есть, не выпуская из рук ножа и вилки. ∙ Что и как едят. Зеленый салат не принято резать ножом; если листья слишком велики, то разрезают их вилкой. ∙ Что и как едят. Спагетти едят с помощью вилки и ложки. Ложку держат в левой руке. Край ложки опускают в тарелку, на вилку наматывают спагетти в углублении ложки. Намотав на вилку немного макарон, ложкой отрезают эту порцию от остального. ∙ Что и как едят. Рубленые котлеты или тефтели ножом не режут, а едят их, отделяя вилкой небольшие кусочки, причем вилку в этом случае вполне допустимо держать в правой руке. ∙ Что и как едят. Компоты принято наливать в чашки-компотницы. Их не пьют, а едят ложечкой вместе с жидкостью. Если в компоте присутствует вишня или черешня, то косточки следует аккуратно выплюнуть в ложечку, а затем сложить на блюдце. ∙ Что и как едят. Ни в коем случае не следует пить компот из чашки, затем съедать фрукты, остатки от которых складывать обратно в чашку - это очень дурной тон. ∙ Что и как едят. Если вам предлагают яблоки на каком-нибудь приеме, следует знать, что их принято есть, пользуясь ножом и вилкой. Сначала яблоко делится на четыре части, затем каждая четвертинка надевается на вилку и, по очереди, очищается от кожуры ножиком, который при этом должен быть очень острым. Каждый очищенный кусочек едят с тарелки при помощи ножа и вилки. Это одно из правил этикета, которое следует соблюдать именно в общественных местах по той простой причине, что очищенное от кожуры и порезанное на мелкие кусочки яблоко не хрустит. ∙ Что и как едят. Для употребления хвоста лангуста подходит обычный столовый прибор. Вилкой вы вынимаете мясо из половины панциря, а затем употребляете его обычным способом, применяя нож и вилку. ∙ Цветочный этикет. Важно соблюдать цветочный этикет. Например, если вы идете в гости, какой букет и как преподносить? Букет собственного изготовления или купленный в магазине для подарка может быть небольшим, полностью завернутым в бумагу или целлофан. ∙ Цветочный этикет. Во время вручения цветов букет надо держать стеблями вниз, цветками кверху. ∙ Цветочный этикет. Если женщина сопровождает мужчину, он передает Цветы хозяйке после того, когда женщины поприветствуют друг друга. ∙ Цветочный этикет. Если при посещении дома надо поздравить цветами молодую девушку, дарят матери девушки такой же ценный букет, как и дочке. ∙ Цветочный этикет. Женщина дарит мужчине цветы при его чествовании в связи с большой датой или при значительной разнице в возрасте. ∙ Цветочный этикет. Когда юбиляр — мужчина, цветы вручают его жене. ∙ Цветочный этикет. Мужчина вначале держит букет в левой руке, а после своего приветствия переносит его в правую руку и вручает хозяйке правой рукой. ∙ Цветочный этикет. Получив в подарок цветы, хозяйка дома должна тут же их поставить в вазу на видное место. ∙ Цветочный этикет. Прежде чем войти в квартиру, следует снять бумагу с цветов или открыть их наполовину, но можно оставить букет в целлофане — все допустимо. ∙ Цветочный этикет. При выборе цветов надо учитывать, что розы дарят в бутонах, которые готовы раскрыться. Поштучно дарят амариллисы и орхидеи. Орхидею катлея преподносят в готовой подарочной упаковке. Герберу срезают без листьев, поэтому в букете ее надо дополнить зеленью. ● Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Культура речи – это прежде всего какие-то её признаки и свойства, совокупность и система которых говорят о её коммуникативном совершенстве. Культура речи – это, во-вторых, совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения. Культура речи – это, в-третьих, область лингвистических знаний о культуре речи, как совокупности и системе её коммуникативных качеств. Культура речи - часть более широкого понятия - речевой культуры, которая, в свою очередь, входит в культуру речевой деятельности, общения, в общую гуманитарную культуру. Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка. Говорящий должен владеть литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Рассмотрим основные из них: 1. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой «е», иногда ошибочно подменяют ударным [э], или наоборот. « Афера, белесый, бытие, желчь, гренадер, завороженный, истекший, заселенный, опека, маневры, оседлый, новорожденный». 2. В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный. Твердое произношение: альтернатива ,антенна, бизнес, бестселлер, генетический, демиург, диспансер ,индексация, компьютер, кодекс, кредо, менеджер, модель, продюсер, рейтинг, сервис, стресс, тезис, тест. Мягкое произношение: брюнетка, бенефис, бухгалтерия, герцог, деканат, дезинфекция, декада, депеша, камердинер, компетенция, прогресс, претензия, пресса, термин, терминал, техас, текст, шинель, экспресс. 3. Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются: акциз [с], лизинг [к], киборг [к], демиург [к]. 4. Произношение сочетания чн как шн требуется в женских отчествах на - ична: Ильинична, Никитична, Кузьминична и других, а также в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, очечник. 5. Сочетание «жд» в слове «дождь» и производственных от него может быть двояким: [жд] или [шт]. 6. Не ошибайтесь в ударениях! Ауди́т, а́вгустовский, апостро́ф, асимметри́я, балова́ть, блоки́ровать, бюрокра́тия, вероиспове́дание, гастроно́мия, гене́зис, газопрово́д, грейпфру́т, добы́ча, догово́р, доне́льзя, дремо́та, духовни́к, ерети́к, житие́, завсегда́тай, за́говор, заку́порить, звони́ть, избало́ванный, испове́дание, и́сподволь, исче́рпа́ть, и́конопись, ка́мбала, катало́г, ко́лле́дж, кварта́л, ква́шение, кладова́я, кла́ла, краси́вее, ку́хонный, ке́та́, кулина́ри́я, лубо́чный, ма́рке́тинг, марки́ровать, ма́стерски, ме́неджмент, ми́зерный, мыта́рство, наме́рение, некроло́г, норми́ровать, нефтепрово́д, обеспе́че́ние, обетова́нный, облегчи́ть, опто́вый, отку́порить, парфю́м, па́сквиль, пицце́ри́я, подро́стко́вый, поутру́, предвосхи́тить, премирова́ние, пломбирова́ть, прину́дить, ра́джа, рэкети́р, све́кла, сосредото́чение, сре́дство, столя́р, тамо́жня, тво́ро́г, толи́ка, тя́жба, те́фте́ли, углуби́ть, украи́нский, уме́рший, уста́вный (фонд), фено́ме́н, хода́тайствовать, хо́леный, христиани́н, цеме́нт, щаве́ль, экзальти́рованный. 7. Обозначения лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию сохраняют форму мужского рода и в том случае, если относятся к женщине. Например: доцент Иванова, директор Петрова, заведующий кафедрой Вербицкая... 8. При выборе вариантного окончания имен существительных именительного падежа множественного числа следует знать, что окончание ы (и) - книжное: бухгалтеры, договоры, шоферы, лекторы, инспекторы, слесари, но профессора, директора (эти слова утратили оттенок книжности). 9. Предпочтительными являются следующие формы имен существительных родительного падежа множественного числа: балкар, бурят, грузин, лезгин, калмыков, киргизов, монголов; гусар, драгун, партизан, минеров, санитаров; ботинок, ботфорт, валенок, сапог, чумек, погон, носков, гольфов, клипсов; ватт, вольт, гектаров, граммов, кулонов, футов; абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, шампиньонов. 10. Предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно» требуют после себя имени существительного или местоимения в дательном падеже. Например, вопреки указаниям, согласно приказу. В сфере деловых отношений мы имеем дело и с бумагами, и с людьми. Если деловые бумаги имеют более или менее устоявшиеся формы (их стиль подчинен нормативам, стандартам, гостам, которые и определяют формы документов), то люди могут быть разными: хорошими и плохими, добрыми и злыми, добросовестными и не очень – в конце концов, просто нервными и психически неуравновешенными. Но в официально-деловых ситуациях проявления личностных качеств, особенностей характера и настроения должны быть сведены к минимуму. Соответственно, выполнение задачи обеспечить максимально комфортное общение для всех участников официально-деловых отношений напрямую зависит от коллективной культуры в той или иной организации. В чем же выражается эта культура? И что нужно знать и о чем помнить, чтобы сохранить деловую атмосферу как внутри коллектива, так и при общении с посетителями и клиентами извне?Культуру в коллективе обеспечивает так называемый этикет делового общения (деловой этикет), поэтому в первую очередь нужно помнить, что основу делового этикета составляет официально-деловой стиль русского языка, или деловая речь. Следовательно, речевое общение должно быть таким, чтобы его можно было зафиксировать письменно, отразить в документе (в культуре речи это называется письменное восстановление речевой ситуации). Главное требование речевого общения в процессе официально-деловых отношений – понятное, лаконичное и четкое изложение информации не только на бумаге, но и в устном разговоре. Чтобы выполнить это требование необходимо соответствие следующим условиям: 1. При общении нужно уметь грамотно говорить и писать. Это не значит быть филологом, вполне достаточно согласованно организовывать слова в предложении и иметь представление о предметном содержании употребляемых слов. 2. Деловой язык должен быть максимально обезличен, т.е. текст следует излагать от третьего лица. При этом следует избегать употреблять лично-указательные местоимения, в том числе и 3-го лица (он, она, они), поскольку их использование, когда речь идет о нескольких существительных того же рода, может противоречить точности и ясности изложения. 3. Для деловой речи недопустима неоднозначность, терминологическая вариативность и лингвистическая двусмысленность. Необходимо избегать нечетких названий, определений и каких-либо образных выражений при деловом общении, тогда возможность ошибки и недоразумения как повода для конфликта будет практически исключена. 4. При общении необходимо избегать разговорно-просторечных выражений, следует придерживаться стилистически нейтральных элементов (специальных терминологии, номенклатурных наименований, канцеляризмов и т.п.). Это, в свою очередь, исключает употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных высказываний, образных выражений и аллегорических сравнений, которые могут быть неправильно поняты собеседником. Высказывания, носящие оценочный характер по отношению к личности собеседника, в официально-деловой ситуации недопустимы. 5. Речь должна быть предельно информативной, строгой и сдержанной, что возможно лишь при выполнении предыдущих условий Также для обеспечения информативности необходимо четко определить основной предмет и тему речевого общения: заявление о предоставлении услуг, требование к качеству их выполнения, жалоба на это качество и прочее. Если при устном общении ситуация все же выходит из-под контроля, и угроза скандала возникает несмотря на все усилия соответствовать нормам делового этикета, следует или прекратить данное общение, или перейти к «сухому языку документа» буквально – т.е. вступить в официально-деловую переписку. Тогда субъектам деловых отношений, коими являются стороны-участники делового общения, будет весьма затруднительно выйти за рамки официально-делового стиля. Требования официально-делового стиля отнюдь не исключают из практики общения доброжелательных, дружелюбных и приветливых отношений между людьми. Напротив, правила официально-делового стиля только способствуют установлению на рабочих местах здоровой, нравственной атмосферы взаимного уважения, что в конечном итоге благотворно сказывается на качестве и производительности трудовой деятельности. И ещё несколько пожеланий: 1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. 2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни. 3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы. 4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным. 5. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. За консультацией по любому вопросу вы можете обращаться через «Контакты» на сайтеwww.logmarket.christihouse.ru, www.otvet.christihouse.ru или по электронной почте: cchd@yandex.ru. Можно также запросить адрес для Skype. В современных условиях совершенно не будет лишним обратиться для консультации к профессионалам, не доводя до ситуации когда обращаться уже довольно поздно. Бесплатные объявления о бизнесе: http://www.logmarket.christihouse.ru Бесплатные объявления о недвижимости: http://www.estate.christihouse.ru Любые вопросы на любую тему и квалифицированные ответы:http://www.otvet.christihouse.ru

В избранное