Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новый проект Юрия Мороза" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Управление бизнесом. Советы и решения. Белые, голубые, синие, серые воротнички
Проблемы социальной структуры постоянно привлекают к себе внимание российских социологов. "Неодинаковость" положения групп, разная в этой связи их общественная оценка составляют суть стратификации. Стратификация - это система, в которой категории людей в обществе находятся в определенной иерархии, представляющей собой социальное неравенство. В настоящее время огромные слои населения потеряли свое место в старой социальной структуре вследствие ее распада, а нового не обрели. В связи с этим и не происходит оформление классов и групп как единого целого, так как, даже попав объективно в ту или иную социальную группу (страту), люди не связывают с ней своего будущего, не принимают ее правил игры, интересов и целей. Нельзя полноценно вести любой бизнес не зная и не учитывая социальную структуру современности. Социальная структура современной России, которая может представлена на настоящее время в понятии современных менеджеров, условно разделяется на следующие категории. Менеджеры или "белые воротнички" (7,2% работающего населения) По уровню дохода и образования "белые воротнички" делятся на две группы: "Белые воротнички-1" и "Белые воротнички-2". "Белые воротнички-1" (1,8%) - это топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты. Здесь с большим преимуществом доминируют мужчины - 68% против 32. Это самая образованная группа - здесь 63% имеют высшее образование. Большинство "белых воротничков-1" работает в частном секторе хозяйства - 69% против 31. Это люди очень семейные (69% состоят в браке, при том что для других социальных групп этот показатель, как правило, не превышает 60%). В 80% случаев в семье работает не только основной кормилец. Фактически уровень жизни этой социальной группы сегодня уже выше, чем у элиты советских времен. Социальная психология группы - ориентация на состоятельность за счет собственного труда и частной ответственности за частную жизнь. Ключевое высказывание: "Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее". Главные ценности: интеллект, трудолюбие и уверенность в себе. "Белые воротнички-2" (5,4%) - это люди, которые определяют свой род занятий как "менеджер среднего звена управления" и "работник интеллектуального труда высокой и средней квалификации". В этой группе мы видим паритет полов: по 50% мужчин и женщин. Это вторая по уровню образования группа - 57% имеют высшее образование, 23% - среднее специальное (прочие - незаконченное высшее). Половина "белых-2" занята в частном бизнесе, половина в госсекторе. С точки зрения отраслевой принадлежности "белые-2" работают прежде всего в торговле и промышленности. По российским меркам этот класс выглядит очень обеспеченным: треть его представителей говорит, что они испытывают затруднения только при покупке автомобиля и квартиры. Социальная идеология группы - принятие рыночных условий жизни, и это естественно, поскольку очевидно, что менеджеры среднего звена изрядно выиграли от наступления капитализма.Социальная психология группы такая же, как у топ-менеджеров. Ценности - интеллект, трудолюбие, порядочность.
Интеллигенция/служащие, или "голубые воротнички" (15,5% работающего населения) К этому слою относятся люди, которые определили свой род занятий как "работники преимущественно интеллектуального труда", высоко- и просто квалифицированные. Часто в этой группе присутствует также менеджеры, вероятно для того чтобы несколько повысить свой статус. Исходя из степени квалификации, качества образования и размеров дохода возникла двухуровневая конфигурация: "голубые воротнички-1" и "голубые воротнички-2". "Голубые воротнички-1" (10%). Типичные "голубые воротнички-1" - это педагоги, врачи и так называемые служащие, работающие либо в государственном, либо в частном секторе хозяйства. Здесь явно доминируют женщины, их доля составляет почти 70%. Это люди с высоким уровнем образования (почти половина имеет высшее образование), готовые к постоянному образовательному росту. Значимая причина такой относительно низкой адаптированности к рынку труда - доминирование в группе женщин. Рядовые работники умственного труда со средним специальным образованием - это первая социальная группа, где мы сталкиваемся с бедностью. 75% представителей этого достаточно высокообразованного слоя работает в государственном секторе хозяйства. Несмотря на тревожность, связанную с работой, текущее материальное положение группы выглядит довольно стабильным. Что касается социальной идеологии, то эта группа, несмотря на то что ее представители работают в госсекторе, безусловно является рыночно ориентированной. Если говорить о социальной психологии, то главное высказывание, которое характеризует настроение группы, - "Сегодня для меня важно достичь успеха в жизни". Три важнейшие ценности группы - интеллект, трудолюбие и милосердие. "Голубые воротнички-2" (5,5 % населения страны) - это первая социальная группа, где мы сталкиваемся с бедностью. В этой группе еще в большей степени, чем в группе "голубые воротнички-1", доминируют женщины (82%). По сравнению с предыдущей группой заметно ниже уровень образования - доля людей с высшим образованием составляет всего 16% ("голубые воротнички-1" - 57%). На рынке труда положение "голубых воротничков-2" выглядит очень неустойчивым - 35% опасаются, что не смогут найти работу, потеряв нынешнюю, и 16% говорят, что работают на этой работе только потому, что нет возможности найти другую. Несмотря на то что в этих семьях работают два-три человека, живут "голубые воротнички-2" бедно. С точки зрения социальной психологии эта группа, как и "голубые воротнички-1", ориентирована на успех (характерное высказывание - "сегодня для меня крайне важно достичь успеха в жизни") и, несмотря ни на что, демонстрирует социальный оптимизм. Квалифицированные рабочие, или "синие воротнички" (19% работающего населения) "Синие воротнички" - самая большая из социально активных групп населения России. К этой категории отнесены люди, которые сказали, что сфера их деятельности - преимущественно физический труд, высококвалифицированный и просто квалифицированный. Исходя из уровня квалификации этих рабочих, их уровня образования и дохода выделяются три подгруппы - "синие воротнички-1", "синие воротнички-2" и "синие воротнички-3". "Синие воротнички-1" (2,7%) - малочисленная, но очень интересная группа. На 90% состоит из мужчин, которые занимаются высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный. Эта группа имеет относительно высокий уровень образования - у 14% высшее, у 76% - среднее специальное. И весьма высокий уровень адаптированности к современному рынку труда, сопоставимый только с топ-менеджерами. Лишь 9% опасаются, что не смогут найти работу. Пожалуй, это одна из самых динамично развивающихся групп в стране. В городах-миллионниках проживают 42% "синих-1", в городах численностью от 100 до 500 тыс. - 20%, в остальных типах населенных пунктов, включая село, - по 10%. Квалифицированные рабочие - самый большой по численности социальный слой России. Их в стране примерно 20%. Качество жизни этих современных рабочих в несколько раз выше, чем у рабочих времен СССР Социальная идеология - полное принятие рынка. Социальная психология группы - доминирование принципов жесткой трудовой этики и ставка на индивидуальную ответственность. Главные ценности - трудолюбие, интеллект и воля. Ключевое высказывание - "Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее". "Синие воротнички-2"(5,5%) - это просто квалифицированные рабочие, преимущественно из частного сектора и преимущественно промышленности. Тоже в подавляющем большинстве мужчины (80% против 20% женщин). По сравнению с "синими-1" и "синими-3" эту группу отличает довольно низкий уровень образования - доля получивших всего лишь общее среднее образование составляет 70%, что и объясняет их более низкое положение в социальной иерархии. Социальная идеология группы - принятие капитализма. 87% хорошо относятся к предпринимателям. 72% говорят, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рынка. 46% хотят, чтобы их дети имели собственный бизнес. Социальная психология такая же, как и у "синих-1". Ценности - трудолюбие, порядочность, воля. "Синие воротнички-3" (10,8%) - самая большая и наименее благополучная часть квалифицированных российских рабочих. При этом эта группа, как уже было сказано, более образованна, нежели "синие-2". Основные факторы, которые определяют более низкое качество жизни "синих-3", - относительно высокая доля занятых в госсекторе (здесь соотношение 50:50), большая доля женщин и проживание в небольших городах (средняя численность населения города, где живут "синие-3", - 400 тыс. человек).С точки зрения социальной идеологии и психологии группа практически ничем не отличается от вышестоящих. Точно так же они разделяют принципы индивидуальной ответственности и трудовой этики. Их ценностная база отличается лишь в одном: после трудолюбия и порядочности свое место занимает "милосердие". "Серые воротнички" или неквалифицированные рабочие "Серые воротнички" - это люди, которые определяют род своих занятий как низкоквалифицированный физический труд. Таких в России почти 15%. По уровню дохода они делятся на две группы - "серые воротнички-1" (10%) и "серые воротнички-2" (4,8%). "Серые воротнички-1" - преимущественно мужчины (62% против 38% женщин). Большинство из них имеют общее среднее образование и происходят из семей, где родители тоже не имели специального образования. Уровень престижности своей профессии они оценивают низко, но так же оценивают и уровень образования. На рынке труда эта группа чувствует себя неуверенно - почти 40% опасается, что не сможет найти работу, потеряв нынешнюю. В этой группе практически нет людей, утверждающих, что им не хватает денег на еду. "Серые-1" вполне оптимистичны в ожиданиях. Что касается социальной психологии, то они, так же как и более квалифицированные рабочие, приняли индивидуальную ответственность за собственную жизнь. Ключевое высказывание все то же: "Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и этим обеспечить свое будущее". "Серые воротнички-2" (4,8%) - это крайняя бедность, на грани нищеты. В группе доминируют женщины (60%). В ней много, пожалуй, больше, чем в какой либо другой группе, жителей сельской местности. В ней большинство (60%) работает на государство. Явный признак психологической напряженности "серых воротничков-2" - разрыв между оценкой престижности своего образования (она относительно высокая) и престижности своей профессии (она низкая). Этого разрыва нет у низкоквалифицированных рабочих-мужчин ("серых воротничков-1").Еще одна психологическая, или, скорее, поведенческая особенность "серых-2" - крайне низкая мобильность. Основные ценности группы: трудолюбие, милосердие, порядочность. Ключевое высказывание: "Я боюсь не найти своего места в современной жизни". Безработные и работающие временно С точки зрения отношения к рынку труда эти люди либо безработные, либо работающие временно, как правило, в должности разнорабочих. С точки зрения места жительства здесь много сельчан (42%) и очень мало (всего 10%) жителей городов-миллионников. 23% представителей группы "безработные" говорят, что хотели бы уехать из своего города или села, но не имеют такой возможности. К факторам личного свойства стоит отнести состав семьи группы "безработные". Его ключевое отличие - большая доля семей, где работает один человек. Представители группы "безработные" живут плохо, и ключевое высказывание для них - "Я боюсь не найти своего места в современной жизни". Именно к этой группе стоит отнести и мигрантов из стран СНГ. Пенсионеры (31%) Мы добрались до социального слоя, который у нас принято считать наиболее ущемленным рыночными реформами. Это так, поскольку никуда не деться от фактора времени - нынешние пенсионеры привыкли жить в иных социальных и экономических условиях, им трудно принять правила рынка. Но объективно этот самый большой из всех социальных слоев российского общества почти в три раза лучше обеспечен, чем рассмотренные нами выше 10% российских нищих.Треть пенсионеров живет отдельно, но большинство живет с семьями. Средний личный доход пенсионера соответствует уровню "голубых воротничков-2". Что касается социальной психологии, то ключевое высказывание этой группы - "Я не люблю что-то менять в своей жизни". А система ценностей держится на двух элементах - милосердии и трудолюбии. Простой вывод, который можно сделать, анализируя эту группу, заключается в том, что, несмотря на огромную электоральную мощность этого слоя, политика не может быть ориентирована на них, по крайней мере потому, что их социальные ориентиры, их сомнения в полезности рынка входят в противоречия с социальными ориентирами не только успешных, но всех социально активных слоев российского общества. Любопытное начинается дальше. Рассуждая в социальной логике ХХI века (когда уровень образования является одним из важнейших факторов стратификации), мы должны были ожидать, что увидим на второй позиции либо "белых воротничков-2", либо представителей интеллигенции ("голубых воротничков"). Однако и те и другие по всем нашим показателям заметно проигрывают "синим воротничкам-1" (высококвалифицированным рабочим), а также пенсионерам, которые знают рыночную экономику намного лучше "белых воротничков". В советские времена элементы рыночной экономики изучались и использовались не менее часто и эффективно чем в настоящее время, особенно среди управленческого персонала. Рыночная экономика - это высшее проявление плановых экономических расчетов и опыт работы в этой системе именно пенсионеров, особенно управленческого звена, является высочайшей ценностью сегодняшнего времени. Многие пенсионеры достигли пенсионного возраста уже в рыночные времени, проводили эти реформы, набрали большой опыт их проведения и управления. И множество ошибок современных воротничков всех видов именно от не учета этих факторов. Выводы. Какой могла бы быть социально-экономическая политика, ведущая это общество к благополучию? Отметим только важнейшее. Успешная социально-экономическая политика сегодня может быть направлена только на экспансию капитализма. Именно работа в зоне капитализма ведет людей к благополучию. Мы видим, что огромная масса людей заражена идеей предпринимательства, и государство и политики обязаны создать им условия для реализации их устремлений. Об этом уже много говорят, рассуждая прежде всего о совершенствовании законодательной базы предпринимательства и смягчении бюрократического давления. Очевидно, что для реализации такой политики необходимо активное вовлечение в региональную власть людей из бизнеса. И это, хотя и медленно, но происходит. Возврата к социалистической экономике не будет и это все должны понимать и этого не захочет сам народ, За консультацией по любому вопросу вы можете обращаться через «Контакты» на сайте www.logmarket.christihouse.ru, www.otvet.christihouse.ru или по электронной почте: cchd@yandex.ru. Можно также запросить адрес для Skype.
|
В избранное | ||