Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Управление бизнесом. Советы и решения. Руководство и структура


Организационная схема новых предприятий обычно бывает весьма простой. Организационная схема отражает такие стороны деятельности фирмы, как производство, маркетинг и сбыт, административно-вспомогательные функции. На начальной стадии становления предприятия объем работ невелик и с ним вполне можно справиться в одиночку, поэтому предприниматель сам имеет дело со всеми своими контрагентами и принимает решения по всем вопросам. Руководитель  фирмы руководит производством, которое на небольших предприятиях обычно поручается субподрядчику, занимается вопросами маркетинга и сбыта (возможно, опираясь при этом на услуги торговых агентов) и выполняет все административно-вспомогательные функции, такие, как бухучет, закупки, доставка. Вопросы планирования, оценки результатов, стимулирования труда, критериев отбора и повышения квалификации на этой стадии особой роли еще не играют. 

По мере роста предприятия усложняется и его организационная структура. Предпринимателю приходится уже нанимать себе помощников или заместителей, которые организуют, координируют и контролируют различные аспекты деятельности предприятия. Так, менеджер по производственным вопросам отвечает за качество и комплектность готовой продукции, поставляемой субподрядчиком, менеджер по маркетингу — за рекламу и координацию все расширяющейся сети торговых агентов, менеджер по административным  вопросам — за выполнение административно-вспомогательных функций. В этом случае вопросы планирования, оценки результатов, поощрения, отбора кандидатов и обучения играют уже заметную роль.

При расширении предприятия и наборе персонала необходимо тщательно  продумывать новые должности: их название, обязанности.   Очень часто  в итоге получается: иногда даже смешные названия должностей, часто попадаются наименование должностей совершенно не соответствующее  роду выполняемой работы или придумываются  вообще не существующие профессии. И не выбирайте для себя также такие наименования должности, как президент и тому подобное. При расширении предприятия или организации основным  является правильная выработка штатного расписания. Ошибки могут привести  к тому, что могут быть запланированы должности, которые вообще не нужны или на одного человека могут быть  возложены неспецифические обязанности.  Любые ошибки в разработке структуры приводят  к  тому, что развитие  организации  может не произойти или будет обеспечиваться только существование.

Должности руководителей, специалистов, служащих , а также рабочих определяются на основании  существующих руководящих документов:

-   КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ  (в ред. Постановлений Минтруда РФ от 21.01.2000 № 7, от 04.08.2000 № 57, от 20.04.2001 № 35, от 31.05.2002 № 38, от 20.06.2002 № 44, от 28.07.2003 № 59, от 12.11.2003 № 75, Приказов Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2005 № 461, от 07.11.2006 № 749, от 17.09.2007 № 605, от 29.04.2008 № 200);

-  Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (сокращ. ОКПДТР) — составная часть Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учёта и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Не   исключено, что ваше  предприятие со временем превратится в крупную фирму с сотнями сотрудников, т.е. вступит в следующую, третью стадию.  На таких предприятиях используется обычно трехзвенная  структура управления, когда каждый из менеджеров низшего го эшелона имеет в своем подчинении руководителей более низкого уровня, отвечающих за свой участок.

В  этих условиях  большее значение начинает приобретать ролевая ориентация предпринимателя. Главная задача руководителя предприятия — уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям и искать новые идеи. Обнаружив подходящую идею, предприниматель инициирует ее развитие  и либо сам превращается в организатора производства, либо поручает эти функции своим менеджерам . Предприниматели должен также уметь договариваться с рассерженным клиентом, с поставщиком, срывающим контракт, с ценным сотрудником, который решил вдруг подать заявление об уходе. На ранних стадиях становления предприятия очень много времени уходит именно на «гашение» подобных конфликтов.

Еще одна важная роль предпринимателя — роль распределителя ресурсов. Именно руководитель решает, кому сколько дать. Здесь приходится решать такие вопросы, как выделение средств под те или иные цели и назначение ответственных. Распределение ресурсов бывает весьма непростой задачей, поскольку приходится принимать во внимание множество факторов и любое частное решение затрагивает целый комплекс других. И наконец, предприниматель должен уметь торговаться. Торг по поводу условий контрактов, заработной платы, цен на сырье и т.д. и т.п. — неотъемлемая часть обязанностей руководителя, а поскольку подобные вопросы зачастую может решать только руководитель предприятия, предприниматель должен быть готов и к этой роли.

При оценке любого предложения по созданию новой фирмы один из главных критериев, из которого исходят потенциальные инвесторы, — это деловые качества членов руководства и их верность избранному делу. Если вдруг выяснится, что кто-то из членов руководства собирается заниматься делами фирмы по совместительству или в свободное от основной работы время, это сразу насторожит инвесторов. Каждый кандидат на руководящую должность в новой фирме должен быть готов отдавать делу все свое время, не рассчитывая на высокое вознаграждение. Для истинного предпринимателя недопустимо думать о личном обогащении, когда предприятие еще не успело встать на ноги, и всякая попытка назначить себе высокую зарплату будет расцениваться инвесторами как предательство интересов фирмы. 

Лучшим вариантом организации деятельности компании  с учетом вышеперечисленного является составление полного организационного плана.  Организационный план должен содержать перечень всех основных управленческих функций, необходимых для успешного руководства предприятием.

Для сотрудников фирмы организационный план имеет ту ценность, что в нем наглядно и четко излагаются намерения руководства по вопросам кадровой политики. Здесь можно выделить следующие пять основных направлений:

          Организационная структура: дается перечень  всех должностей с указанием для каждого исполнителя его круга обязанностей и связей с другими. Организационная структура обычно изображается в виде организационной схемы.

          Планирование, целевые показатели и оценка результатов: любая деятельность в рамках организации должна быть направлена на достижение целей и задач, стоящих перед организацией в целом. Предприниматель должен четко изложить, что нужно сделать, чтобы реализовать эти цели (составить план работ), определить круг важнейших показателей, по которым можно будет судить о ходе выполнения плана, и описать метод оценки результатов.

          Поощрение: сюда входит и продвижение по службе, и премии, и благодарность руководства, и многое другое. Предприниматель вместе с другими членами руководства должен тщательно продумать систему поощрений и строго ее придерживаться.

          Критерии отбора: предприниматель должен определить, какие требования будут предъявляться к кандидатам на должности, предусмотренные организационной структурой.

∙ Обучение: в организационном плане необходимо предусмотреть систему мер по повышению квалификации сотрудников с отрывом или без отрыва от производства. Речь может идти как о семинарских занятиях, так и о производственной практике, направленной на выработку определенных навыков.

За консультацией по любому вопросу вы можете обращаться  на www.logmarket.christihouse.ru или по электронной почте: cchd@yandex.ru.  Можно также запросить адрес для Skype.

Ни одного предприятия, организации не закрыто вот уже на протяжении многих лет, которое было открыто по нашим рекомендациям.  И  все-таки , чтобы полностью исключить ошибки при организации  бизнеса следует обратиться к специалистам, которые   имеют большой опыт организации предприятий.  Это также относится к предприятиям всех видов деятельности  у которых не  идет бизнес, мало прибыли, нет средств на развитие и так далее.


В избранное