Управление бизнесом. Советы и решения. Руководство и структура
Организационная схема новых предприятий обычно бывает весьма простой. Организационная
схема отражает такие стороны деятельности фирмы, как производство, маркетинг и
сбыт, административно-вспомогательные функции. На начальной стадии становления
предприятия объем работ невелик и с ним вполне можно справиться в одиночку,
поэтому предприниматель сам имеет дело со всеми своими контрагентами и
принимает решения по всем вопросам. Руководитель фирмы руководит производством, которое на
небольших предприятиях обычно поручается субподрядчику, занимается вопросами
маркетинга и сбыта (возможно, опираясь при этом на услуги торговых агентов) и
выполняет все административно-вспомогательные функции, такие, как бухучет,
закупки, доставка. Вопросы планирования, оценки результатов, стимулирования
труда, критериев отбора и повышения квалификации на этой стадии особой роли еще
не играют.
По мере роста предприятия усложняется и его организационная структура.
Предпринимателю приходится уже нанимать себе помощников или заместителей,
которые организуют, координируют и контролируют различные аспекты деятельности
предприятия. Так, менеджер по производственным вопросам отвечает за качество и
комплектность готовой продукции, поставляемой субподрядчиком, менеджер по
маркетингу — за рекламу и координацию все расширяющейся сети торговых агентов,
менеджер по административным вопросам —
за выполнение административно-вспомогательных функций. В этом случае вопросы
планирования, оценки результатов, поощрения, отбора кандидатов и обучения
играют уже заметную роль.
При расширении предприятия и наборе персонала необходимо тщательно продумывать новые должности: их название,
обязанности.Очень частов итоге получается: иногда даже смешные
названия должностей, часто попадаются наименование должностей совершенно не
соответствующеероду выполняемой работы
или придумываютсявообще не существующие
профессии. И не выбирайте для себя также такие наименования должности, как
президент и тому подобное. При расширении предприятия или организации
основнымявляется правильная выработка
штатного расписания. Ошибки могут привестик тому, что могут быть запланированы должности, которые вообще не нужны
или на одного человека могут бытьвозложены неспецифические обязанности.Любые ошибки в разработке структуры приводятктому, что развитиеорганизацииможет не произойти
или будет обеспечиваться только существование.
Должности руководителей, специалистов, служащих , а также рабочих
определяются на основаниисуществующих
руководящих документов:
-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ (в ред. Постановлений Минтруда РФ от
21.01.2000 № 7, от 04.08.2000 № 57, от 20.04.2001 № 35, от 31.05.2002 № 38, от
20.06.2002 № 44, от 28.07.2003 № 59, от 12.11.2003 № 75, Приказов
Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2005 № 461, от 07.11.2006 № 749, от 17.09.2007
№ 605, от 29.04.2008 № 200);
-Общероссийский классификатор
профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (сокращ. ОКПДТР) —
составная часть Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК)
Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения Государственной программы
перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему
учёта и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
Неисключено, что вашепредприятие со временем превратится в крупную
фирму с сотнями сотрудников, т.е. вступит в следующую, третью стадию. На таких предприятиях используется обычно
трехзвенная структура управления, когда
каждый из менеджеров низшего го эшелона имеет в своем подчинении руководителей
более низкого уровня, отвечающих за свой участок.
Вэтих условиях большее значение начинает приобретать ролевая
ориентация предпринимателя. Главная задача руководителя предприятия — уметь
приспосабливаться к изменяющимся условиям и искать новые идеи. Обнаружив
подходящую идею, предприниматель инициирует ее развитие и либо сам превращается в организатора производства,
либо поручает эти функции своим менеджерам . Предприниматели должен также уметь
договариваться с рассерженным клиентом, с поставщиком, срывающим контракт, с
ценным сотрудником, который решил вдруг подать заявление об уходе. На ранних
стадиях становления предприятия очень много времени уходит именно на «гашение»
подобных конфликтов.
Еще одна важная роль предпринимателя — роль распределителя ресурсов.
Именно руководитель решает, кому сколько дать. Здесь приходится решать такие
вопросы, как выделение средств под те или иные цели и назначение ответственных.
Распределение ресурсов бывает весьма непростой задачей, поскольку приходится
принимать во внимание множество факторов и любое частное решение затрагивает
целый комплекс других. И наконец, предприниматель должен уметь торговаться.
Торг по поводу условий контрактов, заработной платы, цен на сырье и т.д. и т.п.
— неотъемлемая часть обязанностей руководителя, а поскольку подобные вопросы
зачастую может решать только руководитель предприятия, предприниматель должен
быть готов и к этой роли.
При оценке любого предложения по созданию новой фирмы один из главных
критериев, из которого исходят потенциальные инвесторы, — это деловые качества
членов руководства и их верность избранному делу. Если вдруг выяснится, что
кто-то из членов руководства собирается заниматься делами фирмы по
совместительству или в свободное от основной работы время, это сразу насторожит
инвесторов. Каждый кандидат на руководящую должность в новой фирме должен быть
готов отдавать делу все свое время, не рассчитывая на высокое вознаграждение.
Для истинного предпринимателя недопустимо думать о личном обогащении, когда
предприятие еще не успело встать на ноги, и всякая попытка назначить себе
высокую зарплату будет расцениваться инвесторами как предательство интересов
фирмы.
Лучшим вариантом организации деятельности компаниис учетом вышеперечисленного является
составление полного организационного плана.Организационный план должен содержать перечень всех основных
управленческих функций, необходимых для успешного руководства предприятием.
Для сотрудников фирмы организационный план имеет ту ценность, что в нем
наглядно и четко излагаются намерения руководства по вопросам кадровой
политики. Здесь можно выделить следующие пять основных направлений:
∙Организационная структура: дается переченьвсех должностей с указанием для каждого
исполнителя его круга обязанностей и связей с другими. Организационная
структура обычно изображается в виде организационной схемы.
∙Планирование, целевые показатели и оценка результатов: любая
деятельность в рамках организации должна быть направлена на достижение целей и
задач, стоящих перед организацией в целом. Предприниматель должен четко
изложить, что нужно сделать, чтобы реализовать эти цели (составить план работ),
определить круг важнейших показателей, по которым можно будет судить о ходе
выполнения плана, и описать метод оценки результатов.
∙Поощрение:
сюда входит и продвижение по службе, и премии, и благодарность руководства, и
многое другое. Предприниматель вместе с другими членами руководства должен
тщательно продумать систему поощрений и строго ее придерживаться.
∙Критерии
отбора: предприниматель должен определить, какие требования будут предъявляться
к кандидатам на должности, предусмотренные организационной структурой.
∙ Обучение: в организационном плане необходимо
предусмотреть систему мер по повышению квалификации сотрудников с отрывом или
без отрыва от производства. Речь может идти как о семинарских занятиях, так и о
производственной практике, направленной на выработку определенных навыков.
Ни одного предприятия, организации не закрыто вот уже на протяжении
многих лет, которое было открыто по нашим рекомендациям.Ивсе-таки , чтобы полностью исключить ошибки при организациибизнеса следует обратиться к специалистам,
которыеимеют большой опыт организации
предприятий.Это также относится к
предприятиям всех видов деятельностиу
которых неидет бизнес, мало прибыли,
нет средств на развитие и так далее.