Больше. Работающие идеи в менеджменте, продажах, маркетинге. Главные задачи бренд-менеджмента.
Главные задачи бренд-менеджмента.
Должность
бренд-менеджера (иногда продакт-менеджера), человека, отвечающего за рост и
развитие определенного бренда или товарного направления, можно все чаще
встретить сегодня в крупных и средних компаниях.
Руководителю
компании следует обратить свое внимание на то, что со временем бренд-менеджер
начинает все меньше руководить своим брендом или товарным направлением, и все
больше занимается локальным управлением отделом продаж.
Руководство
компании требует от бренд-менеджера роста и развития товарного направления
(всей линейки бренда). Бренд-менеджер рассматривается как главный специалист по
данному продукту, лучше всех разбирающийся в товаре, его свойствах, отличиях.
Он лучше других осведомлен о происках конкурентов и сильных и слабых сторонах
их продукции. Он находит новые рынки сбыта, неустанно сегментируя и
дифференцируя рынки, продукты и клиентов. Он является главным вдохновителем (а
по факту, пинателем) продаж и закупок. Бренд-менеджер, это тот с кого, в конце
концов, можно спрашивать за всё, в чем есть хотя бы намек на название его
продукта.
У
бренд-менеджера, как правило, нет реальных полномочий влиять на сотрудников
отделов продаж и закупок, поэтому существенную часть своего времени он тратит
на выстраивание отношений, а чаще всего «уговаривание», или придумывание как
заставить сотрудников своей компании сделать то, что повысит продажи его
направления.
Руководству
нужны быстрые и видимые результаты, но следите при этом, чтобы не происходила
подмена понятий. Чтобы бренд-менеджер не становится просто лучшим продавцом
своего продукта. Он лучше всех его знает и ему больше всех надо его продавать, вот и пусть продает – позиция руководства,
которая является основной причиной постепенного сокращения влияния
бренд-менеджера на организацию и управление развитием своего товарного
направления.
По
прошествии времени руководство компании задается вполне справедливыми вопросами
– а почему это бренд менеджер так плохо знает ситуацию с конкурентами, где
новые суперуспешные товары, кто заставляет отдел закупок улучшать условия поставок
по этой товарной группе, почему это бренд-менеджер досконально не знает
ситуацию с клиентами… Ведь именно для решения подобных вопросов и создавалась
эта позиция. «И, вообще, бренд-менеджер пока ему не скажешь, не сделает…»
А
бренд-менеджер уже отвечает за всё, что хотя бы косвенно связано с его
продуктом, поэтому не успевает полноценно делать ничего. Он завязан в десятках
бизнес-процессов, в каждом из которых он что-то контролирует, что-то
спрашивает, кому-то поручает, у кого-то принимает отчет, куда-то отправляет
данные, за кем-то следит. Он важное связующее звено обычного (не какого-то
суперэффективного, а просто нормального) функционирования его товарной группы.
Поэтому,
через некоторое время случится так, что либо компетентность бренд-менеджера
будет поставлена под вопрос, либо у него появится ассистент.
В
приведенной схеме я хочу отметить главные задачи, которые должны быть в плане
работ бренд-менеджера и которым он должен уделять пристальное внимание среди
ежедневной текучки.
1.
«Продать» бренд сотрудникам и первым лицам своей компании. Вселять в них
уверенность и заражать любовью к бренду.
2.
«Продать» бренд дистрибуторам.
3.
Разработать и исполнять план развития бренда.
4.
Позиционировать бренд таким образом, чтобы обеспечить ему по сравнению с
конкурентами выгодные отличия и преимущества.
5.
Разрабатывать и внедрять мероприятия по установлению тесной связи между брендом
и целевыми покупателями.
6.
Придумывать и проводить программы лояльности к бренду.
7.
Проводить мероприятия, направленные на рост осведомленности о бренде, как
внутри своей компании, так и у покупателей и потребителей.
8.
Разработать стандарты бренда и не позволять никому нарушать их.
9.
Управлять капиталом бренда, наращивать его стоимость.
10.
Обеспечить патентную и юридическую защиту бренда.
11.
Фанатично любить свой бренд.
Контролируйте,
чтобы бренд-менеджер занимался только той работой, для которой его назначали на
эту должность и не давайте остальным сотрудникам компании спихивать на него
обязанности и ответственность только потому, что бренд-менеджеру «больше всех
надо».