Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Команда на взлет: Эффективное управление бизнесом. Советники и консультанты


Советники и консультанты
Сегодня мы с вами поговорим о консалтинге. В чем его польза, какие возможности дает работа с консультантами, какие варианты работы возможны, их плюсы и минусы, а также почему нередко возникает разочарование в консалтинговых услугах - а также как сделать работу с консультантами максимально эффективной. 
Кто поможет вашему бизнесу или почему не работает консалтинг?
Кому приходилось работать с консалтинговыми организациями, меня поймут. Частая ситуация: в вашей организации возникла какая-то серьезная проблема, вы несколько месяцев бились над ее решением, внутренние ресурсы исчерпаны – и вот вы обращаетесь за помощью в авторитетную консалтинговую компанию. Тут не так важна сама проблема и область вашей деятельности, в которой она возникла,– важен сам принцип.Перво-наперво консультанты проводят аудит и выясняют истоки вашей проблемы. Как правило, на этом отрезке работы особых вопросов не возникает. Дальше разрабатывается план мероприятий по решению проблемы, консультант получает свои деньги и уходит. А вы остаетесь один на один с разработанным им планом. И вот тут-то и начинается самое интересное.Потому что часть мероприятий из плана внедрить просто не получается, другая часть в результате внедрения волшебным образом меняется до неузнаваемости, а то, что осталось, эффект дает настолько мизерный, что не окупает денег, потраченных на консалтинг. Не удивительно, что большинство руководителей прибегают к услугам консультантов только один раз – первый, он же последний. Почему так происходит?Причина #1. Теория вместо практикиОчень часто профессиональными консультантами работают чистые теоретики. То есть человек реально может очень много знать про бизнес, иметь степени МВА и множество авторитетных регалий. Но если у него нет серьезного опыта в реальном бизнесе – увы! Грош цена ему как консультанту. Потому что теория – это одно, а практика – совсем другое. И применить теории на практике еще уметь надо, это даже не наука, а скорее искусство, так как слабо поддается формализации, требует индивидуального подхода в каждом отдельном случае, а для западных теорий – еще и адаптации к российским реалиям.Причина #2. Погрешности внедренияКонсультант может быть очень грамотным, и с опытом в реальном бизнесе, и все его рекомендации – чистое золото. Но. Даже самые правильные рекомендации еще нужно уметь внедрить. А собственно внедрение – это отдельная история. Которая и про банальный семантический барьер, когда консультант, давая рекомендации, имел в  виду одно, а вы, читая его рекомендации, понимаете совсем другое. И про сопротивление сотрудников изменениям, тем большее, чем эти изменения существеннее. И про инерционность системы. И даже просто про лень – здесь нужный регламент не сделали, - зачем? можно и без него обойтись, там чуть-чуть «шлифанули», чтобы в существующую систему встраивалось удобнее, здесь подкорректировали, потому что уж больно трудоемко получается… а как вот такой отчет составить – просто никто не знает. Вот и получается, что от стройной и взаимоувязанной системы, предложенной консультантом, остались рожки да ножки, а в реальности получилось нечто настолько корявое, что работать оно не будет просто по определению.Причина #3. НедовериеКак ни странно, третьей по частоте причиной неудачного опыта работы с консультантами является… недоверие. Вам страшно доверить какую-то важную для вашей организации информацию стороннему человеку – она может касаться каких-то не совсем красивых нюансов в ваших взаимоотношениях с клиентами или сотрудниками, или ваших отношений с законодательством… - не столь важно. Важно то, что эта информация может быть ключевой для понимания работы вашей системы, и без нее «диагноз» консультанта будет заведомо неверным – как если бы вы скрыли от врача часть симптомов вашего заболевания. А неверный диагноз влечет за собой неправильно назначенное лечение. И вины консультанта, тут, в общем-то, нет.Другая сторона недоверия – боязнь внедрять какие-то кардинальные советы, влекущие за собой глобальные изменения  в вашем бизнесе, или требующие очень серьезных вложений,  - те, после внедрения которых «откатить назад» в случае неудачи не получится. И опять мы получаем «урезанный» вариант внедрения системы, который работать не будет, или будет не столь хорошо, как ожидалось.Так что - консалтинг не нужен?Консалтинг нужен. В некоторых ситуациях без услуг консультантов просто не обойтись. Это касается, в первую очередь,  ситуаций, когда в организации назрели серьезные изменения, однако не совсем понятно в какую сторону двигаться – где находится то самое «золотое дно» - и какие ресурсы организация может для этого привлечь. Увидеть скрытые резервы организации и неочевидные «точки роста» возможно только со стороны – иначе эти ресурсы не были бы для вас ни скрытыми, ни неочевидными. Как показывает наша практика, в организации «заморожено» таким образом бывает до 70% ее потенциала.Вообще, услуги консультантов исключительно полезны во всех случаях, когда необходим независимый объективный взгляд со стороны: какими бы умными и талантливыми ни были руководители организации, они варятся внутри, в котле привычных ситуаций и проблем, а решение часто лежит на поверхности, стоит только немного изменить точку зрения. Если в вашей организации существует проблема, затянутый вопрос, требующий решения, если вы развиваетесь не так, как бы вам хотелось, при этом внутренние средства для решения уже исчерпаны или ответ не очевиден – имеет смысл обратиться к консультантам.Стремительный рост организации, всегда связанный с потерей управляемости – еще один повод обратиться к услугам консалтинга. Безусловно, вы сможете как-то справиться и без них. Однако быстрая перестройка бизнес-процессов организации, которая возможна только при участии стороннего специалиста, обладающего необходимым опытом и компетенциями, даст вашей организации возможность без потерь и в минимальные сроки выйти на принципиально новый уровень и воспользоваться всеми преимуществами нового масштаба деятельности. В ином случае «перестроечные» процессы могут затянуться на несколько лет, оттягивая на себя большое количество внутренних ресурсов, и не позволяя вам использовать возникающие возможности.Кроме того, консультанты могут являться источником компетенций, которых по той или иной причине не хватает в вашей организации. Помочь отстроить работу «проблемного» подразделения, выйти на новый рынок или освоить новую область деятельности – привлеченный консультант, уже обладающий всеми необходимыми компетенциями в новой или не совсем понятной для вас области деятельности, способен сильно сократить количество допущенных ошибок, и тем самым сэкономить вам и деньги, и время.Однако, чтобы консалтинг был эффективен, полезно соблюдать некоторые правила.Правило #1. Тщательно подходите к подбору консультантовКонсультантом не может быть недавний выпускник пусть даже самого престижного учебного заведения. Не может быть им и человек, имеющий за плечами опыт исключительно консалтинговой работы.  У консультанта должен быть не менее чем 10-летний опыт работы в реальном бизнесе: на руководящих должностях или в роли владельца бизнеса. Еще лучше, если консультант совмещает работу в консалтинге с работой действующего управленца.Правило #2. Выбирайте наиболее удобную для вас модель работы с консультантомКак это ни странно звучит – в современных условиях консалтинг не должен ограничиваться чистым консультированием. Некоторые консалтинговые организации уже предлагают услугу постконсалтингового сопровождения – когда работа консультанта не ограничивается сданным отчетом, а продолжается в течение всего периода внедрения рекомендованных им мероприятий. Консультант контролирует, насколько правильно внедряются рекомендованные им изменения, дает какие-то дополнительные рекомендации и помогает скорректировать план мероприятий, если что-то совсем «не идет», таким образом, чтобы это не нанесло ущерба общей идее – а также помогает справиться с возникающими организационными трудностями.Еще одна дополнительная услуга, которая может предлагаться в рамках консалтинга, – это подготовка персонала для работы в новой системе. Она включает в себя как теоретическую часть, когда сотрудникам подробно объясняются новые принципы работы и снимаются все их вопросы и возражения, так и практическую – когда их обучают работать в новой системе на практике, помогая освоить ее применение в текущей работе. В результате известный эффект сопротивления изменениям практически сводится на нет.Интересной альтернативой консалтингу являются также услуги интерим-менеджеров.Правило #3. Выбирайте консультанта, которому вы сможете доверятьВопрос доверия, как вы могли убедиться – ключевой при работе с консультантом. Если доверия к консультанту нет, если есть сомнения – работать с ним не стоит, толку от этого не будет, даже если это самый грамотный и профессиональный консультант на свете. Критерии оценки здесь назвать сложно – для каждого человека они индивидуальны. Не ограничивайтесь перечнем достижений, выполненных проектов и заслуженных регалий, списком дипломов, сертификатов и ученых степеней - пообщайтесь с консультантом лично, убедитесь, что вы действительно сможете ему доверять, получите какие-то рекомендации о его работе.Соблюдая эти несложные правила, вы сможете извлечь максимум пользы от работы с консалтинговыми организациями, а полученные дивиденды превысят ваши затраты на услуги консультантов в несколько раз.



другие статьи на тему

С уважением,
команда Центра Деловых Инициатив
 +7 (495) 365-36-01, request@bgoal.ru, bgoal.ru
Будьте на расстоянии одного клика:


В избранное