Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Оптимизация без переплат

  Все выпуски  

Оптимизация без переплат


Рассылка для руководителей
и владельцев компаний
«Оптимизация без переплат»
 

Письмо автору Официальный сайт Подписаться Архив рассылки


Цена оптимизации

Общая стратегия налогового планирования определяет действия компании. На сколько снижать нагрузку? Создавать ли «дочку»? Опасаться ли плохого бухгалтерского баланса? Компания вправе придерживаться любой выгодной ей стратегии оптимизации. Я сторонник более мягкого подхода. Моя позиция – не навредить. И если я вижу, что от применения способа оптимизации есть реальная экономия, но возможных налоговых претензий многократно больше (имеется ввиду, что если эти претензии возникнут), то я от применения этого способа откажусь. Я не хочу сегодня волноваться, что когда меня в будущем придут проверять и способы оптимизации, которые были применены приведут к уплате налога сопоставимого с затратами на оптимизацию. Я считаю это не рациональным. Но существует и другое мнение. И я вижу, что многие мои клиенты, выслушав мои доводы, поступают так, как выгодно сегодня, не думая о том, что будет завтра. «Я подумаю об этом завтра» - как говорила одна известная героиня. Должна сказать честно, что многие выигрывают, используя такой подход. Некоторые клиенты выбирают способы, которые принесут сиюминутную выгоду, не думая о последствиях. И… побеждают. Не совершенна наша налоговая система. «И ура! Этим надо воспользоваться». Но я не устаю повторять – выбранный вами способ оптимизации зависит от состояния вашей нервной системы.

Как часто бывает, что бизнесмены, замученные ежедневной пропагандой (которая влияет только на мозг наших работников), принимают правильный курс на обеление зарплаты. Сказано – сделано. Но почему бы перед тем, как предпринимать такие резкие шаги не сесть и не подсчитать, а сможет ли ваш бизнес выдержать такую нагрузку? Сколько времени вы протянете такой «белый и пушистый»? А дальше начинается бег в обратную сторону. Меня буквально на днях в очередной раз спрашивали: «Налоги по зарплате задушили. Хотим «ввести»    неполный рабочий день. Можно ли уменьшить ФОТ по зарплате на 50-70%?» Справедливости ради отмечу, что такой вопрос я получаю не менее 1-2 раз в неделю. Один и тот же, но от разных людей.

Мой подход простой. Налоги нельзя уменьшать более, чем на 20% по сравнению с предыдущим периодом. Имеется ввиду, что если при той же численности у вас упадут налоги по зарплате в 2 раза, вы попадете в мониторинг. Ведь узнать о том, что у вас теперь неполный рабочий день, можно только тогда, когда придут вас проверять. В бланках деклараций нет графы, которая позволяла сообщить об этом.  

Многочисленные беседы с налоговыми инспекторами позволяют мне сделать вывод: если вы не хотите попасть под прицел камерального отдела, налоги нельзя уменьшать более, чем на 20%. Это правило распространяется на все виды налогов.

Если налоговое бремя велико и потянуть его невозможно, то нужно закрыть старую компанию, открыть новую и уже в рамках новой компании определять неполный рабочий день и т.п., чтобы не тащить за собой плохую статистику. Это мое личное мнение. Возможно, вы думаете иначе. Это нормально. 

Другой вопрос, что неполный рабочий день реально оправдан. Ко мне обратился мой клиент, который производит комплектующие для солнечных батарей. Очень интересное производство. Он потерял стратегического заказчика, кризис. И бизнес резко сократился. Что делать? Многие сотрудники уже ушли. У оставшихся неполный рабочий день. Он задает тот же вопрос – как отреагирует налоговая.

 

Мой ответ в данной ситуации – показывать реальную картину. Это легко подтвердить. Пусть приходят и проверяют. Выдумывать здесь ничего не надо. Попадем в мониторинг- легко отобьемся.

Сколько людей – столько мнений, сколько ситуаций – столько разных путей решения.

Наткнулась в интернете на опрос, который проводился среди бизнесменов. Их спрашивали о том, ради чего они бы стали перестраивать свой  бизнес и как избавляться от ненужных компаний. Есть 2 подхода – решительный и осторожный. Какая позиция убедительнее, решает каждый сам и в каждом отдельном случае.

Ради какой экономии стоит глобально перестраивать бизнес: проводить реорганизации, создавать дочерние компании и т. д.?

Решительный 27%: Ради любой суммы, которая превышает затраты на эту процедуру

Выстраивание новой структуры, как правило, нацелено на многократное извлечение налоговой выгоды. Поэтому эффект от оптимизации в будущем может быть гораздо выше изначально запланированного.

Осторожный 73%: Если это позволит снизить налоговую нагрузку хотя бы на 30 процентов

Если перестройка структуры дает меньшую экономию, то я бы с этим не стала связываться. Эта процедура дорого стоит и требует много времени. Например, при создании вспомогательного общества придется заниматься не только оформлением документов, но и переводом сотрудников. Если все операции искусственно переводятся на новую компанию на льготном режиме, то налоговики могут счесть такой перевод фиктивным. И обвинить группу компаний в том, что на самом деле она работает как единое целое.

На какое снижение налоговой нагрузки путем оптимизации вы решитесь в течение одного года?

Решительный 50%: На 50 процентов и более, если можно обосновать

Если есть реальная возможность сэкономить, то ей надо воспользоваться. Нет смысла отказываться, поскольку любое отклонение от норматива нагрузки, установленной налоговиками, все равно привлечет их внимание. Но контролеры предъявляют претензии не к размеру нагрузки, а к конкретной операции. Здесь главное – обосновать ее и подтвердить документально.

Осторожный 50%: Максимум процентов на 10–15, иначе гарантирована выездная проверка

За короткий промежуток времени резко снизить нагрузку исключительно законными способами вряд ли удастся. В этом случае усиливаются риски привлечения не только к налоговой, но и к уголовной ответственности.

Перед внедрением налоговой оптимизации стоит ли проводить подробный финансовый анализ последствий?

Решительный 10%: Нет, уменьшение налоговой нагрузки выгодно само по себе

Налоговая оптимизация априори направлена на улучшение финансового состояния компании, поскольку высвобождает суммы из-под налогообложения. Будь то отсрочка по уплате налога или возможность вовсе его не платить. Это позволяет вести деятельность эффективнее. Главное здесь – правильно оценить уровень возможного риска. И подстраховаться от потенциальных претензий проверяющих.

Осторожный 90%: Да, такой расчет даст оценить влияние оптимизации на бизнес в целом.

Несмотря на подстраховку от претензий, вероятность их предъявления все равно будет больше нуля. Поэтому желательно заранее просчитать, как повлияют возможные потери на финансовое состояние общества.

Дружественное общество свое отслужило, и группа компаний в нем больше не нуждается. Каким образом проще избавиться от него?

Решительный 48%: Присоединить к организации в дальнем регионе и сменить учредителя

 

Самый быстрый способ избавиться от вспомогательной компании, который используют на практике, – обнулить расчетный счет и присоединить к однодневке в дальнем регионе. Соответственно, все претензии уже будут предъявляться новым учредителям и директорам. Если их, конечно, смогут найти.

 

 

 Почему среди опрошенных было только 48% - я не поверила. На практике это самый распространенный способ, который на мой взгляд составляет 95%. Да, контроль со стороны фискальных органов в этом направлении усиливается. Но во всем должен быть экономический смысл. Если нет денег на официальную ликвидацию – подойдет любая.

Осторожный 52%: Официально ликвидировать или присоединить к действующему обществу

Конечно, безопаснее компанию ликвидировать официально. Но это требует значительных расходов. Можно извлечь определенную выгоду, если это сделать с помощью процедуры банкротства. Возможно, удастся избежать уплаты долгов перед контрагентами, в том числе и налоговых.

Откажетесь ли вы от оптимизации, если последствия ее проведения ухудшат показатели бухгалтерской отчетности?

Решительный 44%: Нет, состояние бухучета не особо заботит

Данные бухгалтерского баланса сейчас мало на что влияют, кроме расчета суммы чистых активов, оценки контролируемой задолженности и суммы дивидендов.

Вопрос с банками также решается не на уровне анализа бухгалтерской отчетности. Обычно решение зависит от кредитной истории заемщика, качества залога, поручительства и т. д. Банки не удивишь тем, что бухгалтерский баланс отличается от управленческого. В кредитном отделе есть обученные специалисты, которые прекрасно читают баланс группы компаний.

Осторожный 56%: Да, нам нужен «красивый» бухгалтерский баланс

Это нужно, если собственник в ближайшее время планирует продать бизнес. Некоторые банки принимают решение по вопросу предоставления кредита исключительно после анализа показателей бухгалтерской отчетности.

Пару лет назад ко мне обратилась группа компаний, которая покупала, продавала и перерабатывала кожу. В частности, они продавали ее на экспорт, в Белоруссию. Так как экспорт находится под пристальным взглядом налоговиков, то горе-предприниматели создали 18 своих компаний, которые по цепочке друг другу все продавали и покупали. Это должно было по их замыслу обезопасить от недобросовестных поставщиков, не сдающих отчетность,  не уплачивающих налоги, не отвечающих на камеральные проверки или находящихся на упрощенных режимах налогообложения. По факту – когда мы сели считать, то не увидели никакого экономического эффекта от применения данной схемы оптимизации. На содержание всех компаний, зарплату номинальных учредителей и директоров, налоги и т.п. они тратили намного больше, чем в результате зарабатывали.  Да еще если хоть за одну поставку на экспорт, возврат НДС из бюджета задерживался, то это приводило к еще большим убыткам.

Возникает законный вопрос -  а зачем нужен такой бизнес? При всей внешней привлекательности все на поверку оказывается не так просто. Либо цены продажи должны быть более высокими, чтобы покрывать расходы. Либо не стоит заниматься этим видом бизнеса? Иногда реальность видится только со стороны. Люди столько вложили в свою «волшебную» схему, что никак не могут с ней расстаться. Убеждают себя, что так трудно только на первоначальном этапе, потом все образуется. Но увы… не рассосется. Решение может быть только кардинальным. Мы с вами не фонд занятости. Деятельность должна приносить доход.

 Выбирайте только то, что для вас обоснованно.

 

Успехов вам и процветания!

 

Милютина Алла Борисовна

Р.S. Если у вас остались вопросы по прочтении статьи, пишите –  BOSS@whaudit.ru.


 


Письмо автору Официальный сайт Подписаться Архив рассылки
 


Контактная информация
телефон 8(499) 238-10-80


 

В избранное