Как
часто в жизни мы отстаиваем свою точку зрения, с пеной у рта доказывая свою
правоту. А спустя какое-то время, мы понимаем, что оно того не стоило, что
энергия была потрачена в пустоту. И себя становится жаль. Ведь сражаться с
ветряными мельницами значит расходовать силы на борьбу с воображаемым и не
стоящим внимания противником.
"Донкихотами"
мы зовем теперь благородных, но наивных, не приспособленных к борьбе, не
знающих жизни героев, неумело и напрасно жертвующих собою".
Так и с налогами. Можно бесконечно отстаивать свою
правоту в очередном налоговом споре. А можно подойти к проблеме творчески, не
во вред себе, но и с небольшими отступлениями в сторону налоговиков. Иногда от
этого можно только выиграть на мой взгляд.
Предположим,
вы купили имущество за 10 млн.$ и. планируете сдавать его в аренду. Поставили
его на баланс и имеете право на возмещение НДС с суммы покупки. Мы не
рассматриваем ситуацию,когда вы купили
на последние или кредитные деньги и вам срочно нужны оборотные средства на
покрытие непредвиденных расходов.Любой, кто
сталкивался с возмещение бюджетных денег знает, как это долго, затратно и
муторно. Налоговики, желая убедиться в том, что НДС, предъявленный к возмещению
справедливый, проведут не одну проверку вас и ваших контрагентов. Их можно
понять. Очень много на рынке компаний, у которых основнойвид деятельности - "возмещение
НДС".
Налоговая служба хочет, чтобы каждый
налогоплательщик делал ежеквартальные платежи в бюджет родины. Принцип разумности
здесь ни при чем. "Платить нужно от результата. Есть в отчетном периоде
доход - платим, нет дохода - не платим" - скажете вы. А вот и нет. Родина
считает, что платить нужно регулярно, независимо ни от чего.
Возникает
вопрос: так ли необходимо биться с налоговой службой за право, данное вам
законом - не платить в каком-то периоде, а потом доплачивать? Может есть
возможность сделать отчисления в бюджет регулярными?
Мой
опыт сопровождения спорных ситуаций у клиента показывает, что "овчинка
того не стоит". На общение с налоговой, ответы на встречки, подготовку
документов, а в крайних ситуациях - допросы, адвокаты и другие расходы, времени,
энергии и средств уходит столько, что хочется поставить под сомнение эту
борьбу.
Написала это, а сама спинным мозгом стала
ощущать, как мне возражает глубоко уважаемый мной Владимир Туров. Он никогда не
стал бы ни с кем договариваться. Закон позволяет - на поводу служителей закона не пойдет. Разное мироощущение,
разная философия. Я проповедую более мягкий подход. Это не значит, что бьют по
одной щеке, нужно подставлять другую. Просто часто на практике бывает так, что
клиент рассказывает свою узкую проблему и умалчивает о деятельности в целом.
Просит помощи в решении спора с налоговой по какому-то конкретному вопросу. А начинаешь
разбираться и оказывается, что ему вменяется "схемность" - применение
схем по уходу от налогов или недостоверная налоговая отчетность. Вот и
получается - не будите спящую собаку. Придумала родина негласные правила в виде
документов для служебного пользования у налоговиков, а мы можем принимать или не
принимать их. Фактически, это формальные инструкции по выявлению
правонарушений. На мой взгляд, проще изучить их и руководствоваться ими в
построении бизнес-модели.
Наша компанияв течение полутора лет сопровождала ситуацию
одного налогового спора. Клиент имел статус постоянного импортера и с завидной
регулярностью ввозил товары вРоссию.
Очередная партия товара пришла как раз под Новый год. Были заплачены таможенный
НДС и таможенные пошлины. На таможне началась предпраздничная суета.
Товар выпустить не
успели. А это несколько машин с парфюмерией. После праздников подарки будут
никому не нужны. Прямые убытки. При этом нужно сдавать баланс и декларацию по
НДС. Так как мы были много лет знакомы, владелец позвонил мне, чтобы
посоветоваться - какую декларацию нужно сдать в налоговую. Реализации нет,
значит, нет НДС к начислению. С другой стороны, на таможне заплачен НДС по
импортному товару и он показывается в декларации, как НДС к возмещению. Т.е.,
если отразить в декларации реальную ситуацию, то получится, что бюджет должен
клиенту немалую сумму денег.
Мой
совет - сдать "нулевую" декларацию по НДС. Ведь товар везли под
определенного покупателя и в первом квартале он будет растаможен, отгружени ситуация с налогами выровняется.
Если
вы хотите, чтобы вам вернули что-то из бюджета, сначала вас будут проверять
минимум в течение 3-х месяцев. За это время право собственности на товар
перейдет другому владельцу, а у продающей стороны возникнет обязанность уплаты
налогов. Возместить деньги не успеешь, да и цели такой у клиента не было.
Возникает вопрос: зачем тогда биться за справедливость? Кому она нужна? Да, по
закону мы должны подать декларацию, в которой необходимо отразить уплаченный на таможне налог. Только что это меняет?
Клиент меня выслушал, долго говорил о моей привычке не спорить при возможности с
налоговиками, с обидой рассказывал о своевременно не растаможенном товаре,
рассуждал о правах налогоплательщиков, ругал меня, что вечно я дую на воду. Поговорили
и разошлись.
...
А через несколько месяцев звонок. "Налоговики задушили, покоя не дают,
проверка за проверкой" - стал жаловаться мне владелец. Меня он не
послушал, сдал декларацию, в которой отразил НДС к возмещению. И на него стали
распространяться все проверочные мероприятия,которые применяются в таких
случаях: запросы на таможню, проверка местонахождения организации, проверка
наличия товара на складе, вызовы директора, учредителя и т.д.К сожалению, независимо ни от чего правила
проверки экспортеров, лизингодателей и иных компаний, желающих получить
бюджетные деньги, едины. Одинаковы для все этих категорий.
Ситуация была
отягощена тем, что когда началась эта проверка, то сразу появилось желание в
нейне участвовать, и товар быстро продали и сдали
декларацию, в которой налог уже был к уплате. Все,как я и предсказывала. Товар не представлял после
Нового года большой ценности, поэтому его продали по сниженным
ценам турецким подданным и другим менее понятным покупателям. Турков стали
вызывать в налоговую на допросы.
Они
могли бы вообще не ходить, это же не полиция. Но когда они слышали
слово"допрос", тут же являлись, как законопослушные граждане, не
имеющие ничего общего с нарушителями российских законов. Но что они там говорили на ломанном русском языке! К тому же инспектор, который вел это дело, не поленился, поехал на склад, где
ранее хранился товари не нашел тому
доказательств.
Результат - акт о доначислении 6 млн.руб. и
последующее списание их со счета. Почему так произошло? Просто никто не верил,что
такое возможно.Дальше - жалоба в
Управление, переход в другую налоговую и много других мероприятий "по
спасению Бонифация" в течение полутора лет. Акт отменили, деньги вернули.
Но сколько энергиибыло потрачено зря. А
ее можно было потратить на что-нибудь хорошее, созидательное.
Всегда жаль время и силы, потраченные в пустоту. Пусть с
ветряными мельницами сражаются по-прежнему «Донкихоты». А мы в этом время
займемся чем-то созидательным.
Успехов вам и процветания!
Милютина А.Б.
Р.S. Если у вас остались вопросы по прочтении статьи, пишите – BOSS@whaudit.ru.