Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Жизненный цикл стартапа


Записки о бизнесе

   
    Блог


Жизненный цикл стартапа
2013-05-02 14:04

Оригинал здесь.

Меня нередко спрашивают, почему программисты из «Яндекса», «Рамблера», Mail.Ru и других больших организаций не в состоянии построить инновационные продукты (свидетельство этому — множество провалов (Futubra, Vitrus и др.). Дело в том, что процесс создания продукта внутри стартапа кардинально отличается от работы в больших компаниях. Маленькая команда из 3-5 человек с правильным мышлением может выиграть «войну» с большими организациями с многотысячным коллективом программистов.

Соответственно, все дело в людях и в их заинтересованности в успехе своего стартапа. Такую заинтересованность невозможно получить от людей, работающих в учреждениях, т.к. они работают только за маленький (в большинстве случаев) оклад, в маленьком офисе или из дома, и поэтому у них нет такой тесной связи с продуктом, его судьбой и его успехом. И главное, у таких разрозненных людей (но собравшихся под именем одной организации) отсутствует командный дух и рвение к победе.

1. Появление идеи. На этом этапе участники стартапа совершают множество мозговых штурмов, на которых выясняется ценность продукта и минимальный набор функций, необходимый для быстрого и успешного запуска первой версии продукта. В стартапе всегда есть идеолог, но, тем не менее, каждый сотрудник может оказывать влияние на продукт из чего и рождается командный дух.

2. Гипотезы. На этом этапе происходит выявление гипотез, в которых становится ясным: какую проблему ты решаешь, как решаешь и для кого. В успешных стартапах крайне редко пишется техническое задание, поэтому этот процесс очень креативный, и каждый участник стартапа влияет на его развитие. Соответственно, каждый член команды должен быть опытным в сфере своих задач, и вся команда должна быть полноценной. Стартап — это очень напряженный и неопределенный процесс, требующий от участников команды быстрого принятия решений и постоянного развития. Возможны ситуации, когда приходится менять/выкидывать коды, дизайн или другие части продукта, над которыми трудились очень долгое время, и создавать все это заново. Это очень неприятно для большинства людей, но это очень важно в жизни стартапа.

Пример: когда проект Fabulis.com был создан, команда придумала другую идею и полностью переписала все с нуля.

3. Разработка. Этот процесс происходит максимально быстро и с минимальными затратами. Большинство проектов на конференциях TechCrunch или на Hackdays Facebook строят свои продукты за 1-2 дня, используя методологию agile-программирования и метод «экономичного стартапа».

4. Продукт с минимальной функциональностью (MVP). На этом этапе созданный продукт представляется небольшому кругу людей для первого тестирования вне команды. На этом этапе проверяются выявленные ранее гипотезы, и определяется, правильно ли обозначена проблема и решена ли она.



Пример Pult.io, бета-версия которого получила крутой фидбек на SeedCamp, и стал на 99% релизом, а по прошествии 2-3 дней получил инвестиции.

5. Итерация. Исходя из результатов предыдущих процессов, команда начинает улучшать, дорабатывать продукт до достижения изначальной цели.

Пример количества итераций, которые создаются в проекте («Островок», например, каждые 4-8 часа обновляет код).

6. Разворот (pivot). После итерации может выясниться, что необходимо строить совсем другой продукт, который сможет решить другую проблему, которая имеет большую ценность, чем решение изначально поставленной задачи.



Пример успешного разворота — Fab.com, который на сегодняшний день оценивается больше чем в 1 миллиард долларов.

Мало кто знает, что изначально Fab.com строился как социальная сеть для гомосексуалистов, но впоследствии основатели определили, что данный вид продукта не востребован на рынке, и, совершив разворот идеи, перестроили продукт в качестве дизайнерского e-commerce-проекта, ориентированного на высокое качество.

Foursquare, Instagram, Facebook, YouTube — примеров «разворотов» у многих популярных сегодня сервисов масса. Но все эти стартапы смогли выстоять только потому, что их руководители и остальные занятые в проекте люди имели командный дух. Хорошая команда единомышленников, какой бы сложный проект она не реализовывала и с какими бы трудностями не сталкивалась, все равно рано или поздно найдет правильное решение.


   
     
   

В избранное