Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес на рынке колесной и гусеничной техники


Служба Рассылок Subscribe.Ru

 

БИЗНЕС НА РЫНКЕ

КОЛЕСНОЙ И ГУСЕНИЧНОЙ ТЕХНИКИ

Автор рассылки - В.В. Волгин, экономист по международным экономическим отношениям, инженер-механик,  более двадцати лет работавший в сфере экспорта и импорта машин и оборудования, в том числе за рубежом, автор ряда книг для предпринимателей и автомобилистов.   Об этих книгах можно узнать на сайтах:  www.autobusiness.boom.ru, www.autobooks.boom.ru

Для того,  чтобы информация в рассылках была максимально полезной для Вас - сообщайте, пожалуйста, темы и вопросы, которые Вас интересуют.  English is acceptable. Le francais est admissible.  e-mail: vvvolgin@mtu-net.ru  

 

Выпуск 38

 

Конкуренция, поставщики и продавцы

Конкуренция в торговле запасными частями началась в тот день, когда первый умелец заменил заводскую деталь самодельной. Высокая прибыльность этого бизнеса способствует острой конкуренции, особенно в торговле запасными частями к легковым автомобилям.

Зарубежные фирмы обычно учитывают конку­рентные качества деталей и узлов при установлении своих. Не конкурирующими запасными частями называют такие детали и узлы, поставщиками которых могут быть только изготовители машин и их предприятия. Конструкция или качество этих деталей и узлов не позволяют имитаторам изготовлять их с достаточно низкой себестоимостью, чтобы конкурировать. К ним также относят редко заменяемые детали. К конкурирующим относят детали и узлы, серийное производство которых может быть налажено на любом специализированном предприятии: прокладки, шланги, детали сцепления и тормозов, амортизаторы, вентиляторные ремни, диски колес, некоторые детали двигателей, топливной и гидравлической аппаратуры, глушители. Особо конкурирующими считают запасные части стандартизированного ассортимента, аналоги которых поставляются на рынки многочисленными изготовителями. В эту категорию входят такие детали, как свечи зажи­гания, фильтрующие элементы, стандартные подшипники и т. п.

Выделяют еще две категории запасных частей — сравнительно конкури­рующие и технически конкурирующие. Сравнительно конкури­рующими считают наиболее используемые запасные части, назва­ния которых, как говорится, “на слуху” у владельцев техники: поршни, поршневые кольца, стартеры и их детали, генераторы, распреде­лители зажигания, ведомые диски сцепления и т. п. Цены именно таких деталей сравниваются покупателями при выборе техники для примерной оценки будущих расходов на ремонт. Технически конкурирующими на­зывают детали, вместо которых можно подобрать удовлетворительный аналог или изготовить замену прямо в мастерской. К таким деталям отно­сят выключатели, провода, нестандартные детали крепления, трубки, шланги и т. п.

Продуценты машин встречаются в торговле запасными частями с четырьмя группами конкурентов. К первой, основной, группе, относят довольно круп­ные предприятия, специализирующиеся на изготовлении определенной номенклатуры деталей и узлов для поставки их изготовителям ма­шин в качестве компонентов сборки. Те же детали в качестве запасных частей они поставляют региональным складам изготовителей машин. Специализированное оборудование этих предприятий позволяет им также производить запасные части к машинам, с изготовителями которых они вообще не связаны никакими договорами. Выпускаемая ими продукция продается через независимые фирмы, занимающиеся торговлей запасными частями к разнообразным моделям машин через оптовые склады и магазины. В качестве примера можно назвать компании: в ФРГ — “Bosch” (электрооборудование, карбюраторы, топливные насосы, форсунки ), “Sachs” (амортизаторы, диски сцепления; во Франции — “Solex” (карбюраторы); в Японии — “Nishin” (электрооборудование); в Финляндии — “Atoy” (прокладки, шланги, глушители, цепи, амортизаторы, диски колес и др.); в Англии — “Girling” (детали тормозных и гидравлических систем); в Дании “Kenvig” (прокладки, резиновые кольца, сальники).

Наши специализированные заводы только примериваются к  производству “чужой” номенклатуры, но уже сами вынуждены торговать своей продукцией через собственных агентов, так как изготовители машин стали заказывать детали только для комплектации.

 

Второй не менее опасной группой конкурентов, ввиду их быстрой приспосабливаемости, считают предприятия, занимающиеся изготовлением запасных частей специально для продажи на рынке. Эти предприятия-имитаторы обычно выпускают детали узкой номенклатуры и продают запасные части по ценам, значительно более низким, чем цены основных поставщиков. Ни соответствие стандартам изготовителей, ни качество при этом не гарантированы. Фирмы, входящие во вторую группу конкурентов, имеют основных покупателей среди населения с низким уровнем доходов. Особенно это заметно в африканских и азиатских странах, где владельцев машин или механиков мастерских, имеющих невысокую техническую квалификацию, легче убедить купить неоригинальные запасные части, концентрируя их внимание на низких ценах. На нашем рынке появились неоригинальные детали для автомобилей ВАЗ, КАМАЗ и “Москвич”, изготовленные зарубежными имитаторами.

Отечественных предприятий — имитаторов, выпускающих запасные части без лицензий основных конструкторов и гарантий качества, появляется все больше — от кооперативов до заводов, потерявших заказы на прежнюю продукцию.

 Обе группы конкурентов специализируются только на номенклатуре высокого и постоянного спроса и имеют возможность продавать запасные части дешевле, так как, занимаясь узкой номенклатурой, имеют низкие издержки производства и распределения. Важным преимуществом местных имитаторов является то, что в цены на детали их производства для импортных машин не включены ввозные пошлины и другие сборы.

 

К третьей группе конкурентов относят мелкие фирмы, занимающиеся разборкой машин, проданных в лом, и продажей пригодных для дальнейшего использования деталей и узлов. Цены на такие подержанные запасные части колеблются в пределах 25-50% цен на соответствующие новые детали. “Кладбища” автомобилей приобретены такими фирмами в собственность, при помощи властей установлены правила, по которым бросать где попало старый автомобиль стало невозможно. Владелец или страховая компания обязаны сдать его фирме, владеющей огороженным “кладбищем”, оплатив утилизацию. Утилизация большого грузовика или автобуса в ФРГ обходится владельцу в 3-5 тысяч марок. Эти фирмы стали специализироваться на определенных моделях машин. Например, в маленькой Дании таких фирм более двадцати.

Фирмы этой группы находят довольно много покупателей среди механиков независимых мастерских и владельцев машин, имеющих невысокий доход. На нашем рынке тоже начали появляться такие фирмы. Раньше их существование было невозможно, т. к. предприятия, списывающие старую технику, обязаны были сдавать ее в металлолом, а частные владельцы легковых машин их вообще не бросали, поддерживая на ходу до полной дряхлости. Довольно много появилось и продавцов подержанных узлов и деталей для импортных автомобилей. Этот товар заказывают за рубежом, а также получают при разборке аварийных или не разрешенных таможней к регистрации машин.

 

Четвертую группу конкурентов составляют предприятия, которые практикуют восстановление изношенных деталей и агрегатов машин по заказам клиентов и дилеров, часто в кооперации с фирмами третьей группы.

Восстановление деталей и агрегатов у нас практиковалось всегда на ремонтных заводах, но лишь для их оборотных фондов. В свободную продажу восстановленные агрегаты и узлы только начинают поступать. В этой области хорошие перспективы у предприятий, имеющих соответствующее оборудование.

Конкуренция со стороны последних двух групп поставщиков запасных частей на зарубежных рынках заметно усилилась в 60-х годах. Обнаружив потерю части доходов вследствие их деятельности, все крупные изготовители машин приняли меры для организации качественного восстановления изношенных агрегатов. Пионером в области централизованного агрегатного ремонта считают компанию “Volkswagen”. При помощи импортеров своих машин в Финляндии, Бельгии и других странах она организовала сбор изношенных агрегатов — двигателей, коробок передач, водяных и масляных насосов, всего более 200 наименований — и направление их на специальное предприятие в г. Кассель, ФРГ, для ремонта. Восстановленные агрегаты и детали продаются дешевле, чем новые. Гарантийный срок на них почти достигает срока гарантий на новые изделия. Восстановление изношенных узлов и агрегатов практикуют “Ford Motors”, “Volvo”, “Saab”, “Chrysler”, “BMW”, “Caterpillar” и другие компании.

Доходность при продаже восстановленных агрегатов не ниже, чем при продаже новых. Создается противодействие полукустарному низкокачественному восстановлению, которое может повредить репутации машин, сокращается производство новых, которые продавать в запасные части труднее, и отбирается соответствующая доля рынка у конкурентов. Торговля восстановленными узлами стала основой отдельного направления — “сервиса по обмену агрегатов”, особенно развившегося в сфере ремонта дорожно-строительной, землеройной, сельскохозяйственной и другой техники, эксплуатируемой в отдаленных от крупных населенных пунктов местностях. Например, в Англии, фирма “Bawmaker” обменивает и восстанавливает около 3000 наименований узлов и агрегатов для техники компании “Caterpillar”.

 

Среди покупателей подержанных или восстановленных деталей за рубежом заметна роль страховых компаний. Они организуют собственные мастерские для ремонта поврежденных машин с использованием подержанных и восстановленных деталей и узлов. Такой ремонт обходится этим компаниям дешевле, чем оплата страховой премии. Страховые компании имеют договоры о закупке запасных частей с фирмами, занимающимися разборкой старых автомобилей и восстановлением деталей. В свою очередь, страховые компании продают этим фирмам автомобили, которые нецелесообразно ремонтировать. В Швеции подобные договоры имеют страховые компании “Volksam” и “Scandia”.

Следует отметить, что в развитых странах дилеры не используют при ремонте неоригинальные, подержанные и восстановленные узлы и детали без просьбы клиентов. Прямой запрет в дилерском соглашении и стремление к поддержанию высокой репутации и сохранению постоянной клиентуры не позволяет им “подсунуть липу”. Что касается ремонтников в развивающихся странах, то они не прочь обмануть клиентов и, получив цену оригинальной детали, установить имитированную или подержанную.

Все вышеназванные виды конкуренции в торговле запасными частями проявились и на нашем рынке. Кроме того, для нашего рынка характерна и другая конкуренция. Торговлей запасными частями к отечественной технике занимается множество малых и больших предприятий. Никто из них не имеет монопольных дилерских прав на территорию, а получают они товар с тех же самых заводов.

 

К первой группе торговцев запчастями относятся предприятия, торгующие отечественными машинами и запасными частями. Несмотря на рекламу, где упоминаются иногда слова “официальный дилер”, настоящих полноправных дилеров изготовителей машин, в зарубежном понимании этого термина, на рынке еще нет. Даже имеющиеся официальные дилеры не обязаны обеспечивать запасными частями владельцев техники, так как заводы им не дают возможности торговать этим товаром. Прежде всего, потому, что заводы не в состоянии пока обеспечить им необходимую всестороннюю поддержку. Существовавшие в течение десятилетий безответственность перед потребителями, неполная номенклатура и срывы поставок запасных частей не могут исчезнуть быстро — они были обусловлены всей экономической системой. Вторая причина - этот лакомый кусок заводы отдали другим оптовикам.

 

Эти оптовики и составляют вторую группу торговцев запчастями,  продающих оптом ограниченную номенклатуру запасных частей одного-двух изготовителей.

К ним относятся также и фирмы, торгующие унифицированными агрегатами и деталями. Многие продуценты — например, машин специального назначения на базе автомобилей (автокраны, бетоновозы и т.п.) или использующие унифицированные двигатели и другие агрегаты, — ограничиваются поставкой запчастей к спецоборудованию и не принимают никаких мер для поставки покупателям запасных частей к этим автомобилям и унифицированным агрегатам. В этих условиях не только возможно, но и необходимо вполне рентабельное существование фирм, не зависимых от продуцентов и торгующих запасными частями к унифицированным агрегатам, пригодными для многих моделей машин. Спрос на такие запасные части будет существовать до тех пор, пока будут в эксплуатации соответствующие машины, постепенно сокращаясь. Подобные фирмы по торговле импортными узлами и агрегатами, главным образом неоригинальными, появились в большом количестве, даже в большем, чем требуется рынку.

 

К третьей группе следует отнести посредников. После развала системы централизованного материально-технического снабжения появился высокий спрос со стороны крупных предприятий, имеющих многомарочный парк машин, на услуги по закупкам для них запасных частей у многочисленных поставщиков. Спрос породил предложение, и такие фирмы появились. Часть их работают как чистые посредники, другие имеют свои склады запасных частей. Некоторые из этих фирм даже продают запасные части на экспорт.

 

К четвертой группе отнесем магазины по розничной продаже запасных частей. Большинство владельцев техники вынуждены самостоятельно ремонтировать свои машины, так как ремонтных фирм мало и сервис весьма дорог. Поэтому розничная торговля оригинальными запасными частями к отечественной технике еще долго может существовать. Однако крупные оптовики и магазины будут вынуждены, по мере развития дилерских сетей отечественных продуцентов машин, покупать товар не у заводов, а у их дилеров, что снизит доходы, или ограничиться номенклатурой имитаторов, стандартизированными деталями и сопутствующими товарами.

 

Другие продавцы оригинальных запасных частей —  “разовые” оптовики, мелкие магазины, базарчики, киоски с нестабильной и неполной номенклатурой — характерны только для «смутного времени» и «уклонистов» от налогов. Далеко не каждая из торгующих сейчас запасными частями фирм и фирмочек захочет принять на себя все сложности легальной торговли. Многие торгуют только тем, что легко достается, и бросят эту деятельность при первых признаках формализации отношений на данном рынке.

Господа, 

В рассылке Вы читаете отрывки из моих

            ПРАКТИЧЕСКИХ  ПОСОБИЙ ДЛЯ  ПРОФЕССИОНАЛОВ 

- единственных в России источников профессиональной информации 

для бизнеса на рынке техники.

  см. сайт www.autobusiness.boom.ru

Пособия посвящены современным методам системной организации, маркетинга и менеджмента в торговле техникой, запасными частями, ремонте и обслуживании, общим для всех видов колесной и гусеничной техники. 

   Читателю предлагается множество практически ценной информации о практике дистрибьюторов и дилеров зарубежных продуцентов автомобилей, тракторов и других машин в разных странах и на российском рынке на основе внутрифирменных материалов и многолетнего опыта автора в торговле техникой и запасными частями на внешнем рынке.  

 

А В Т О Б И З Н Е С

Техника, сервис, запчасти

2002

610 страниц А4

Специалистам автодилерских фирм

Нажмите название - смотрите оглавление

А В Т О С Е Р В И С 

Особенности маркетинга и менеджмента

2002

450 страниц А4

Часть пособия "АВТОБИЗНЕС, 2002"

Специалистам сервисных фирм

Нажмите название - смотрите оглавление

З А П А С Н Ы Е    Ч А С Т И

Маркетинг, менеджмент, логистика

2002

350 страниц А4

Часть пособия "АВТОБИЗНЕС, 2002"

Специалистам торговых фирм

Нажмите название - смотрите оглавление

Техническое задание 

на торгово-сервисный центр автомобильного дилера

(для проектирования строительства или реконструкции)

 60 страниц А4

Часть пособия "АВТОБИЗНЕС, 2002"

Нажмите название - смотрите оглавление

Техническое задание 

на компьютерную систему автомобильного дилера

(для  разработки и развития или выбора и адаптации)

 80 страниц А4

Часть пособия "АВТОБИЗНЕС, 2002"

Нажмите название - смотрите оглавление

"Положения о подразделениях автодилерской фирмы 

и должностные инструкции"

2002

70 страниц А4

Часть пособия "АВТОБИЗНЕС"

Нажмите название - смотрите оглавление

Дополнение 1 к пособию "АВТОБИЗНЕС", 2001

 

70 страниц А4

Часть пособия "АВТОБИЗНЕС, 2002"

Нажмите название - смотрите оглавление

 

Дополнение 1 к пособию "ЗАПЧАСТИ", 2001

 

60 страниц А4

Часть пособия "АВТОБИЗНЕС, 2002"

Нажмите название - смотрите оглавление

 

Господа,

Если кто-то из Вас не получил ответа на направленные мне вопросы,   значит я не получил письма - такие случаи были.

Прошу не ждать ответа дольше, чем неделю и повторить вопрос. vvvolgin@mtu-net.ru

Уважаемые подписчики! 

Присылайте свои вопросы и пожелания:  vvvolgin@mtu-net.ru. 

В сообщениях обязательно указывайте Ваше имя и город.

English is acceptable. Le francais est admissible.

Письма высылайте без приложений - из-за риска вирусов приложения открывать не буду.

Автор рассылки В.В. Волгин

 www.autobusiness.boom.ru, www.autobooks.boom.ru

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное