Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эйнштейн, X-treem reading Путь к 3D Реальности Волшебные дары сказки


Волшебные дары


Только в детстве можно мечтать разбогатеть выигрыванием в лотерею или нахождением кошелька с огромной суммой денег. Или рыбу поймать, что желание любое выполнит. Не обязательно золотую. В известной сказке и щука была, без особых изысков. И поймана просто, без особого искусства. – при зачерпывании воды. Главное желания она выполняла, или скажем хотения. Желания достаточно противоречивые. Например в одном из последних эпизодов царевна просит Ивана стать писаным красавцем, хотя полюбила она его и так, при помощи того же волшебства. А может и нет противоречия. Может сказки создавались … детьми, или подростками? Может хотя бы некоторые. Ну кто кроме подростка мечтает добыть принцессу не какими-то заслугами (какие заслуги, одни комплексы), а посредством надежного волшебства? Кто кроме подростка переживает о своей внешности, и о своём уме? Ну наверно взрослые на работе, а с малышами старшенькие остаются. Астаршеньким мечтается: волшебная меленька, что сама пироги печет
* скатерть – самобранка
* волшебный осел, что ногами бьет – деньги выбивает (или более изящный восточный вариант – антилопа)
* просто волшебная палочка, что все может
* колечко волшебное, из которого молодцы вылазят – все что хочешь делают
* в сказке «Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что» дары поинтереснее: топор волшебный, что стрит сам на море корабли, дудка в одно место дунешь – войска появятся, в другое дунешь – спрячутся, дубинка, что бока намнет, дальше пойдет
* ну всякие милитаристские штуки, вроде меча – сто голов с плеч.

От волшебных гуслей (дудки, аккордеона) все плясали, а шапка – невидимка, делает хозяина невидимым (ха режим невидимый в Моем мире). А также сапоги скороходы, для преодоления пространств. Волшебный дар или друг конь крылатый или иной. На грани волк волшебный. И почти философская живая и мертвая вода (инь янь прямо, свет и тьма).

В современных сказках появились волшебные спички или цветик семицветик, как понимание ограниченности ресурсов. Вроде все.

Сегодняшняя подростковая фантастика такая же. Живет обыкновенный парень, со всеми проблемами – девочки красивых любят, учителя не понимают, родители… И вдруг! Вдруг спускается инопланетный корабль, открываются способности, или там выясняется… И все, жизнь хороша и удивительна.

Однако сильно ли мы взрослые? Верим в волшебные таблетки, чудодейственные методы и техники, в лидера, что спасет, или мечтаем о хорошей работе, добром начальнике или в … выигрыш в лотерею. И говорят, что кто верит, тот в общем, и как-то, что-то и получает. Так в чем разница между взрослым и прыщавым юнцом? Наверно не в вере чудо, а в желаниях. Принцесса, дворец, красота – и еще ничего не делать. Так и не взрослеют и умирают старыми детьми многие, не повзрослевшие в желаниях. А чего же хочет взрослый, какие сказки ему нужны, и что за волшебные дары могут ему быть…?

http://paskal.sintal.md/d0-b2-d0-be-d0-bb-d1-88-d0-b5-d0-b1-d0-bd-d1-8b-d0-b5-d0-b4-d0-b0-d1-80-d1-8b/#more-1903 

 «Красная Шапочка» братьев Гримм.Красная Шапочка. илл. Доре

Есть вариант этой сказки и у братьев Гримм. Как мягко сказано в одном из послесловий  "...всякий любитель фольклора знает, что в Гриммовском сборнике есть сказки, очень похожие на сказки Ш.Пьеро – настолько что наводят на мысль каком-то опосредованном заимствовании". И как далее сказано – «безо всякого указания источника».  Ну не будем называть это плагиатом. Тем более, особенности сказки Гримм. раскрывают, как мне кажется, особенности немецкой психологии того времени.

В общем, послала мать Красную Шапочку, дала ей кусок пирога и бутылку вина отнести бабушке, ибо она больна и слаба — пусть поправляется (хорошее лекарство). И наказывала мама с дороги не сходить, дабы не разбить бутылку, а то бабушке ничего не достанется. Но в тот раз серый волк ,о злобности которого девочка не догадывалась, соблазнил ее собирать цветочки. Сам прибежал первым, проглотил бабушку, а потом и внучку.

Далее происходят странные вещи. Мимо проходящий охотник вскрывает спящего волка, вытаскивает из живота бабку и внучку. При этом волк не просыпается! Лихая зверюга. В общем-то, просто оставить волка спящим, со вскрытым брюхом, по мнению участников этой истории, мало. Они зашивают ему в брюхо камни. (У волка сон как под наркозом). И когда волк проснулся с брюхом, набитым камнями, упал с кровати и убился. Лихо закручено.

Но это еще не все. В другой раз с большой дороги Красную Шапочку пытался увести другой волк. Однако она не поддалась, первой дошла до бабушки и закрылась там. А волк тогда затаился и стал ее почему-то на крыше поджидать. Стала тогда Красная Шапочка наливать воду в корыто ведром, в котором колбасу варили. Запахло волку, упал он в корыто и утонул. Да... С тех пор к Красной Шапочке больше никто не приставал. А бабушка попила вина, заела пирогом и стала поправляться. Может и нам так надо.

Сказки для сказки для самых юных  и не очень

«В некотором царстве, в некотором государстве…» Так начинаются многие сказки. Помните, когда-то они были вас более важными, чем любые другие рассказы, или разговоры?  И сейчас пишутся сказки и легенды, как для взрослых, так и для детей. В сказках есть, что-то завораживающее, там мы можем написать не то что есть, а то что должно . Мы являемся Строителями миров сказки, и это импонирует. Но написать хорошую сказку трудно. Недаром великих сказочников помнят так же как и великих поэтов. Попробуем потренироваться в написании сказок

 Задание 1

 "Перевирание сказок"

Самым простым и доступным способом изменить сказку является «перевирание» ее. Рано или поздно любая сказка надоедает.

Жили-были папа с мамой.

— Не мама с папой, а дед с бабой!

— Точно! И сказал дед: «Купи мне колобок!»

— Не купи, а испеки!

— Да, взяла баба талон на муку и сахар...

— Не было там талонов...

...

— А навстречу ему кактус.

— Не кактус, а волк.

и т.д.

Вот основная схема этого упражнения, использовать его можно с самого раннего возраста.

Давайте попробуем .Но помните, что серьезным аспектом упражнения, по словам Родари, является то, что надо интуитивно произвести самый настоящий анализ сказки. Альтернатива или пародия могут иметь место лишь в определенных пунктах, а именно в тех, которые являются характерными в этой сказке и определяют ее структуру. Появление неожиданных героев и ситуаций приводит к смеху, и смех тем сильнее, чем более необычно для этой сказки.

Выбираем сказку. В парах перевираем её. У кого получилось лучше?

Задание 2

Вариантом перевирания сказок является умышленное выворачивание сказок наизнанку. Тут        создается совершенно новая сказочная идея.

Белоснежка встретила семь великанов, и стала сообщницей их бандитских налетов; Иван-царевич нашел красавицу, которая в самый ответственный момент превращалась в лягушку, получая удовольствие от испуга Ивановых родственников; колобок в тайге добыл всякого зверя, а из лисы сделал воротник бабушке и т.д. Вначале трудно сделать «наоборот» сюжет или тему. Поэтому можно начать с каких-либо предметов или героев. В дальнейшем можно научиться

выделять основной сюжет.

Пробуем это упражнение

Задние 3

Продолжение следует

Еще одной возможностью для развития через сказку является додумывание ее. Необходимо ответить на вопрос: «А что было потом с героями сказки?»

Для этого необходимо найти какие-то недосказанности в сказке и попытаться их досказать. Или возможно уловить какую-то тенденцию развития (ситуация, отношения) и проследить дальше, или сделать второстепенных героев главными, например, интересно было бы узнать, откуда произошел Буратино, т.е. из какого дерева было то полено. Одно из возможных продолжений сказки — это поиск братьев и сестер Буратино. Или, если продлить тенденцию,           можно придумать, что Мальвина вышла замуж за ... Арлекино (Пьеро того...      меланхолик и поэт, да и лупят его, пожалеть его можно, а жить — извините!) или того же Арлекино сделать главным героем. Это конечно, более «взрослый» разбор. Но могут запомниться другие детали, и может быть другое «предпочтение тем».

Пример      из другой сказки -   куда дел семимильные        сапоги мальчик-с пальчик?

Выбираем сказку в четверках. Находим недосказанности и пробуем дописать её.

 Задание 4

Совершенно новую сказку можно продолжить не только после ее окончания. А скажем в середине или ближе к началу. Важно найти те узловые моменты, где развитие может       пойти другими  путями. Нужно научиться в самом начале находить взаимосвязи между героями и логически их развивать. Полезно сравнить развитие реальной сказки и придуманной. Интересно проследить альтернативный путь. Что было если бы Иванушка поехал налево, направо...

Ну что ищем идеи альтернативных миров.

Задание 5

«Салат из сказки»

Часто и легко применяемый прием. Необходимо подобрать несколько определенных сказок, лучше начать с двух, соединить их и сделать из этого новую сказку. Нужно выбрать главных        героев, определить их характеры, представить, как они будут взаимодействовать.

Встретятся колобок и Буратино. Вместе, они преодолеют все трудности, пока на пути им не попадется лиса Алиса.

Красная Шапочка набредет       на избушку Золушки. Они обменяются платьями, и Золушка поедет на бал. Там она теряет не башмачок, а шапочку, возникает путаница. На первых этапах можно потренироваться. Например, при рассказе какой-либо сказки в ключевых моментах задавать вопросы, а как поступил бы   тут Буратино, Иван-царевич (интересно

сравнить его с Иваном-дураком

Задание: выберите любимую сказку, объединитесь в четверки. Сделайте «салат» из ваших сказок.

Задние 6

 "Старая сказка — на новый лад"

Взять сказку и раскрыть через нее какую-нибудь современную тему. Вариант — найти в ней современную тему. Крысолов спасает город не от крыс, а от автомобилей. А если присмотреться к Красной Шапочке, то можно увидеть большую глубину предвидения и аллегорий. Красная Шапочка — это буденовка, и тогда все становится на свои места. Бабушка, старая большевичка, живет в лесу (читай — в тайге, на лесоповале), мать посылает комсомолку-дочь туда же. А волк — Берия, который был разоблачен охотниками (съездом). А внучка с бабушкой реабилитированы (посмертно).

Сделаем эскиз «современной» классической сказки.

Задание 7

Сказка калька

Взять сюжет сказки, абстрагироваться от лиц — оставить только схему действий, на основе этой схемы сделать другую сказку, например, колобок. Тут схема такая: некто А и Б сделали С для своих целей, но он сбежал, встретив Д, который хотел его уничтожить... Попробуем придать этой схеме другое звучание. Некто воспитывался в воровском притоне, но он сбежал из банды, захватив с собой кучу денег, по пути ему встречаются бывшие товарищи, с которыми он расправляется, но в конце он встречается с очаровательной рыжей девушкой... Наиболее существенный момент в упражнении: анализ заданной сказки. Данная операция носит одновременно характер анализа и синтеза, от конкретного к абстрактному и снова к конкретному.

Выбираем в командах сказку и на ее «кальке» делаем современны журналистский репортаж.

Задание 8

 Карты Проппа

Советский морфолог В.Я. Пропп изучал сказки различных народов. Он отметил, что они во многом сходны, это связано с происхождением сказки. Проанализировав структуру, В.Я. Пропп сформулировал следующие принципы:

1. Постоянным устойчивым элементом сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются.

2. Последовательность функций всегда одинакова.

Согласно Проппу этих функций 31. Они могут варьироваться и видоизменяться. И их достаточно, чтобы дать описание формы любой сказки.

Вот эти функции:

1. Отлучка кого-либо из членов семьи.

2. Запрет, обращенный к герою.

3. Нарушение запрета.

4. Выведывание.

5. Выдача.

6. Подвох.

7. Невольное пособничество.

8. Вредительство (или недостаток).

9. Посредничество.

10. Начинающиеся противодействия.

11. Герой покидает дом.

12. Даритель испытывает героя.

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.

14. Получение волшебного средства.

15. Герой  переносится, доставляется или приводится к

месту нахождения поисков.

16. Герой и антагонист вступают в борьбу.

17. Героя метят.

18. Антагонист побеждает.

19. Беда или недостача ликвидируются.

20. Возвращение героя.

21. Герой подвергается преследованиям.

22. Герой спасается от преследования.

23. Герой неузнаным прибывает домой или в другую страну.

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

25. Герою предлагается трудная задача.

26. Задача решается.

27. Героя узнают.

28. Ложный герой или антагонист изобличаются.

29. Герою дается новый облик.

30. Враг наказывается.

31. Герой вступает в брак.

Далее 

 


В избранное