Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эйнштейн, X-treem reading Путь к 3D Реальности Краткая беседа о том, что такое ТРИЗ.



Давным-давно изобретать было трудно. Даже мучительно. И потому изобретателей было не так уж много. То есть пробовали многие, да не у всех получалось. Некоторые брали усердием: «А что, ежили эту штуковину не шпинделем, а шпунделем крепить? А, может, ее трясти, трясти, потом юзать?» Пробовали и так, и эдак, и при достаточном числе попыток могло что-то и получиться. (Если конечно, изобретателя не убивало каким-нибудь неудачным опытом). Другие, если им везло, находили какой-нибудь способ или прием, приносящий успех. И потом «выжимали» его, сколько могли. Некоторые "доводили до ума " техническую новинку и считались изобретателями, другие создавали совершенно новые, но неуклюжие пионерные изделия и считались чудаками.

Некоторым везло еще сильней: они находили нетронутую область, для использования которой уже созрели условия. (Например, Фарадей сделал множество изобретений в электротехнике, но попробовал бы он придумать что-нибудь новое в электротехнике в наши дни.)

 В таких условиях речи об обучении изобретательству не было. В лучшем случае, рекомендовали больше работать (то есть тыкать пальцем), в худшем – намекали на «искру божью». Мол, есть искра – будет толк, нет – извините: профессии всякие нужны, профессии всякие важны. Главными достижениями того периода было создание методов более интересного и качественного «тычка» и приемов ассоциативного творчества (мозговой штурм, метод фокальных объектов, синектика и т.д.).

 Но в конце 40-х гг. в нашей (по тем временам нашей) стране началась работа Г.С. Альтшуллера по созданию теории изобретательства. Техника имеет большое преимущество перед другими плодами человеческого разума в том, что имеет так называемый «патентный фонд», благодаря которому четко видно, что было сделано предыдущими поколениями, и что именно нового внес изобретатель. Проанализировав значительное (огромное) число патентов, Г.С.Альтшуллер увидел, что приемов, использовавшихся различными изобретателями для создания нового не так уж много. Что-то около сорока. И что важно, эти приемы можно использовать для создания новых изобретений!

 Потом появился АРИЗ — алгоритм решения изобретательских задач. Для того чтобы применять приемы не перебором, а по правилам. Потом приемы РТВ (развития творческого воображения). Потом появилась ЖСТЛ теория и практика жизненной стратегии творческой личности. Выявились законы развития систем, в том числе и художественных. Были созданы картотеки различных эффектов (физических, химических, геометрических, биологических и т.д.)

 В рамках ТРИЗ разработаны свои методики решения исследовательских задач, ФСА (функционально стоимостного анализа), теории анализа коллективов, диверсионного анализа, системного подхода и прочее.

 Стали вестись и активно продолжаются ныне работы по применению ТРИЗ в педагогике, искусстве, бизнесе, науковедении, истории, религии, и т.д.

 Из вышесказанного видно, что ТРИЗ давно переросла границы своего исторического названия. Скорее, это методика сильного мышления, методик достижения успеха в творческой деятельности и т.д.

 

Аннотации книг
по Технологии Новых Знаний

1. Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. Томск, Изд-во Томского политех. ун-та, 2008. 360 с.

Предложена оригинальная методология решения научно-технических проблем, позволяющая усовершенствовать как технологию изготовления изделий, так и их конструкцию, искать и устранять брак, рассматриваемый здесь в более широком, чем это принято, смысле.

На основе анализа приёмов решения научных задач («нот») показана эффективность их использования в научной работе, венцом которой возможно научное открытие.

Это уникальная книга По сути, открыт новый жанр литературы. Читайте и наслаждайтесь.

Эта книга была издана Петербургской Ассоциацией ТРИЗ в 1998 году. Была расхватана очень быстро.

Сейчас она переиздана Сергеем Филичевым в Томске (адрес см. в конце). Теперь книга, на мой взгляд, ещё лучше. Книгу даже приятно держать в руках, хотя и не стоит говорить об оформлении, но даже это очень радует.

2. Скворцов Г.Е. Картина Мира Природы. СПб., 2008, 104 с.

Излагаются основы естествознания с позиций перспективного системно-закономерного подхода, который позволяет в доступной форме получить целостное представление о картине Мира Природы.

Такой подход единым образом описывает физико-химико-биологический состав естествознания, его законы и принципы и их применения в виде интересных явлений. По существу, решена суперпроблема науки об объединённом знании.

Картина Мира, заключенная в системно-закономерные рамки, которые можно раздвинуть как угодно, используя метод актуализации, способствуют расширению кругозора, успешной деятельности освоивших пособие в любой сфере.

Книга рекомендуется в качестве учебного пособия для изучающих естествознание и составляющие его физику, химию, биологию, овладевающих курсом «Концепции современного естествознания». Она расширяет кругозор и способствует творческому подходу.

Это первая книга из цикла «Галерея миров». Она была издана в 2003 году, сейчас переиздана небольшим тиражом самим автором, и сейчас готовится переиздание Сергеем Филичевым в Томске. Заказывайте эту книгу и у того, и у другого (адреса в конце)

3. Скворцов Г.Е. Система законов природы. СПб., 2004, 116 с.

Представляется впервые сформированная полная система законов объединенного естествознания. Она охватывает все известные законы физики, химии и биологии посредством их обобщения, содержит ряд недавно обнаруженных законов, среди которых законы меры действия, границы качества, аномальности, чередовании режимов.

Система законов наряду с системой объектов составляют ядро Единого Естествознания. Это открывает широкие перспективы для современного образования, развития науки и техники.

Это вторая книга Генриха Евгеньевича из серии «Галерея миров». На мой взгляд, она фундаментальна. Основной минус — слишком концентрированный сироп. Читать эту книгу, как, например, привык я — быстро просматривая страницу — нельзя! Быстрое чтение грозит создать отрицательное мнение о книге. Вчитывайтесь.

4. Скворцов Г.Е., Кондратьев А.Н. Технология новых знаний. Мир открытий. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007, 148 с.

Представляется впервые построенная теория новых знаний и подробно даётся главный её раздел – технология новознания

ТРИЗ предшественники

 

  В строгом смысле конечно нельзя назвать Лема предшественником ТРИЗ. Эти два «мира» развивались параллельно друг другу. Но тогда видимо подошло время когда думалось об одном и том же.

В предисловии к русскому изданию «Суммы технологии» Станислав Лем писал: «Меня же привлекал ..., вопрос о самом «генераторе» как изобретений и открытий, так и вообще всех творческих (например, математических) актов человеческой мысли. Говоря в переносном смысле, целью, которая виделась мне вдалеке, был некий образ «наиболее универсального окончательного алгоритма», охватывающего всякое разумное созидание в материальной области мира».
Дерзок дерзок был пан Станислав. Что нам думать когда и что будет придумано. Важнее понять, что надо придумать и как это сделать. Разум устраивает жизнь по своему желанию, неразумное подстраивается под жизнь. Так же и в творчестве. Так легко пробывать и оперделять границы возможного и невозможного, так трудно мучительно познавать и отделеть нужное от ненужного.

Далее Лем об этом и говорит : «В процессе антропогенеза человека сформировал труд физический как деятельность, направленная на удовлетворение основных потребностей, тогда как труд умственный был производным от физического и служил усилению этого последнего. Союзниками человека — производителя материальных благ — стали по прошествии веков совершенные машины, однако в области мышления он был не только лишен какой бы то ни было аналогичной помощи, но даже и саму мысль о такой помощи считал нереальной. Более того, человек считал эту мысль неправильной и даже «вредной», что легко усмотреть по тому сопротивлению, какое – среди самых разнообразных мыслителей — будит призрак «синтетического разума», составляющего якобы подлинную угрозу человеческим ценностям и даже самому бытию человека. В этой точке зрения надлежит прежде всего усматривать предвзятость, созданную давлением многовековой традиции. Впрочем, отсюда не вытекает, что этой точкой зрения следует пренебрегать. Мы находимся на поворотном пункте истории орудий труда, орудий, которые, возникнув в сфере труда ф_и_з_и_ч_е_с_к_о_г_о, переступают его границы и вторгаются в сферу у_м_с_т_в_е_н_н_о_г_о труда человека. Речь идет об элементарных зачатках гигантского процесса, нацеленного в будущее, а вместе с тем и о неизбежном результате кумулятивного роста науки, создаваемой столетиями. В указанном смысле это «новое» является следствием неудержимого бега нашей цивилизации, откуда опять-таки не вытекает, что эта очередная технологическая революция не может нести с собой задач и проблем, очень трудных и даже таящих угрозу. Впрочем, всякую угрозу для цивилизации можно свести либо к неумению овладеть о_б_щ_е_с_т_в_е_н_н_ы_м_и силами, либо же к неумению овладеть силами П_р_и_р_о_д_ы. В обоих случаях речь идет, таким образом, об одном и том же типе источника угрозы: этим источником служит н_е_в_е_ж_е_с_т_в_о -незнание законов развития, будь то общественного, будь то естественного, природного. Наилучшим средством против невежества служит н_о_в_о_е з_н_а_н_и_е, причем ситуация требует все энергичней обращать прежний порядок явлений: в предыстории практика, естественно, опережала теорию, ныне же теория обязана провидеть пути практики, ибо за всякое невежество, проявленное сейчас, человечеству придется дорого заплатить потом. Очевидно, что более полное, и значит лучшее, знание всегда было наисовершеннейшим средством против знания половинчатого, или попросту ложного, однако теперь, как никогда еще, до огромных размеров возросла сумма затрат, потерь и даже поражений, какие влечет за собой подобная нехватка знаний. По этой причине наиценнейшей, жизненно необходимой является информация о законах научно-технического развития, но не информация о «календаре открытий и изобретений», доступ к которому для нас закрыт, а информация об их и_с_т_о_ч_н_и_к_е, «генераторе».»


В избранное