Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы юриста в сфере недвижимости


Требуют ли сделки с недвижимостью нотариального удостоверения

6 февраля в коференц-зале проекта «Рождественская сторона» прошел круглый стол на тему «Как нововведения в Гражданском Кодексе отразятся на сделках с недвижимостью». В мероприятие  принимала участие директор компании «Прецедент» Анна Покровская.

Ряд таких изменений уже освещался нами в отдельной статье: "Новые правила совершения сделок с недвижимостью".  Поэтому здесь мы остановимся на вопросе, который сейчас интересует очень многих:  "Как изменилась роль нотариуса при осуществлении операций с недвижимостью?»

Отвечая на этот вопрос коротко, Анна Покровская пояснила, что по сути своей роль нотариуса  не изменилась.

Напомним, что по-прежнему (и в этом нет ничего нового) обязательному нотариальному удостоверению подлежат договоры:

  • Ипотеки;
  • Ренты;
  • Пожизненного содержания с иждивением;
  • Брачный договор;
  • Завещание.

Все остальные виды сделок подлежат обязательному нотариальному удостоверению только по желанию сторон.

Давайте посмотрим стоит ли  такое удостоверение вводить в свою практику.

 

Из минусов нотариально заверенной сделки:

1. Не получится «уменьшить» сумму договора. Можно долго говорить о том правильно это или нет. Однако факт, что большая часть сделок с недвижимостью проходит с двумя суммами – той, которая отражается в договоре и то, которая оплачивается реально.

В случае с нотариальным удостоверением такое «уменьшение» представляется сомнительным, так как нотариус свое вознаграждение получает и рассчитывает исходя непосредственно из цены в договоре, вряд ли он согласится добровольно ее уменьшить.

2.  Остается открытым вопрос с передачей и хранением денег. При сделках с недвижимостью риэторы нередко берут на себя функцию «контроля» за передачей или даже временным хранением денег. То же самое делают подчас и юристы. Или же участники сделки закладываю сумму договора или ее часть в банковскую ячейку. В то же время, очень маловероятно, что нотариус будет заниматься тем, что провожать участников сделки в банк и контролировать временную передачу денег на хранение в банковскую ячейку. Конечно, можно хранить деньги и непосредственно на депозите у нотариуса, однако такое хранение весьма недешево – 0,5% от суммы, положенной на депозит.

3.  Нет смысла заверять у нотариуса сложные договоры. То есть договоры с нестандартными условиями, обеспеченные залогом, поручительством или банковской гарантией, например. Признаем честно, что у нотариусов просто недостаточно практической квалификации, чтобы соблюсти в таких договорах интересы сторон.

4.  Сделки, в которых используется для частичной оплаты материнский капитал, ипотечное кредитовании, субсидии и субвенции (например, для ветеранов, военнослужащих  и прочих «особых» категорий граждан), также проводить через нотариусов будет весьма сложно. Они требуют длительной подготовки, связи большого числа участников сделки друг с другом, пока совсем неясно сможет ли все это обеспечить нотариус и его помощники.

Сроки оформления. Пожалуй, этот момент одновременно относится и к плюсам, и к минусам нотариального удостоверения.

Срок получения с государственной регистрации документов, которые были переданы на такую регистрацию непосредственно нотариусом, короткий – всего 5 дней. И это - несомненный плюс для нетерпеливых участников договора.

В то же время нигде законодательно не установлен срок, в течение которого нотариус должен документы по нотариально заверенной сделке на регистрацию подать. И этот вопрос, видимо, будет решаться с каждым нотариусом индивидуально участниками сделки, исходя из занятости последнего.

К какому нотариусу идти. Статья 56 Основ законодательства о нотариате говорит, что удостоверение договоров об отчуждении жилого дома, квартиры, дачи, садового дома, гаража, земельного участка производится по месту нахождения указанного имущества. Это значит, что обратиться за нотариальным удостоверением к любому нотариусу не получится, здесь будет действовать то же принцип, что при вступлении в права наследства – подойдет только тот нотариус, который обслуживает территорию, на которой расположен конкретный объект недвижимости.

Расценки. Тот вопрос, который волнует всех участников рынка недвижимости – цена, и в данном случае не цена объекта недвижимости, а цена нотариального удостоверения. Правило следующее:

  1. Если договор отчуждения недвижимости (купли-продажи или дарения) заключается с детьми, родителями, супругами, братьями или сестрами, то тариф за нотариальное удостоверение – 0,3% от цены договора;
  2. Для всех прочих расценки следующие:
  • При цене сделки до 1 млн. рублей – 1% от суммы договора;
  •  При цене сделки от 1 млн. до 10 млн. рублей – 10 000 рублей плюс 0,75% от цены договора, превышающей 1 млн. рублей;
  • При цене сделки свыше 10 млн. рублей – 77 500 рублей плюс 0,5%  от суммы договора, превышающей 10 млн. рублей.

Пример 1: при продаже земельного участка за 500 000 рублей, цена услуг нотариуса составит 5 000 рублей.

Пример 2: при продаже квартиры за 2 500 000 рублей, цена услуг за нотариальное удостоверение составит 21 500 рублей.

Пример 3: при продаже офисного помещения за 12 000 000 рублей, цена услуг нотариального удостоверения составит 87 500 рублей.

И это еще не все расходы.

За предоставление документов на государственную регистрацию, нотариальная пошлина составит 1 000 рублей.

Кроме того, все названные выше суммы – это установленные законом тарифы. Однако помимо них, нотариусы устанавливают цену за услуги «правового и технического характера». Стоимость этих услуг нигде не фиксируется и устанавливается нотариальным сообществом индивидуально.

Выводы. Заверять или не заверять договоры у нотариуса – это, безусловно, решит сам участник сделки. Однако, учитывая, что стоимость таких услуг весьма немаленькая, а «большей юридической силы» договор от этого не приобретет, не исключено, что многие по-прежнему будут искать «рыбу» договора интернете  или заказывать составление такого договора у риэлтора или юриста и самостоятельно нести их на регистрацию. Да, может быть и дольше, зато и дешевле. Кстати, по заявлению другого участника «круглого стола» - представителя Росреестра – срок регистрации права теперь составляет по Нижегородской области 15 календарных дней. Что вообщем-то совсем неплохо.



В избранное