Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рунетология: Герман Каплун о настоящем и будущем венчурных инвестиций


Рунетология: Герман Каплун о настоящем и будущем венчурных инвестиций


Сооcнователь РБК и директор по стратегии инвестиционного фонда TMT Investments Герман Каплун рассказывает о ситуации и тенденциях на венчурном рынке и называет технологии, которые будут востребованы в ближайшие 3-4 года.

— Как сегодня выглядит мировой рынок венчурных инвестиций? Правильно ли я понимаю, что он стал глобальным и деньги легко перемещаются между странами?

— Большинство игроков достаточно локальные. Но будучи локальными, они могут вкладывать и за рубеж. Самое большое количество игроков — в Кремниевой Долине, потому что все пошло оттуда. Там около 90% фондов не хотят вкладывать ни во что, кроме Долины — даже в другие американские компании. Они хотят, чтобы все было в часе езды. Восточное побережье им категорически не нравится. При этом свои фонды есть в Нью-Йорке, Бостоне, Майами, но их не так много.

Есть отдельный рынок — Азия. Есть отдельные страны, например, Германия и Франция, которые живут в своем внутреннем мире с точки зрения венчурных инвестиций. Есть скандинавы, которые вроде готовы вкладывать по всему миру, но почему-то действуют только в Европе. То же самое относится к Голландии, Австрии, Англии. Активных фондов, которые инвестируют не в своей стране, не так много. Формально есть 100 российских фондов, из которых 10-20 активно во что-то вкладывают. Я не говорю сейчас про ранние стадии — инкубаторы и акселераторы. Их много, но это отдельная вещь. Есть огромное количество ангелов по всему миру.

— Ангелы — это люди, которые вкладывают деньги по частной инициативе и часто делают это без соблюдения каких-либо формальностей, если им нравится идея и команда.

— Да, для этого существуют краудсорсинговые ресурсы по привлечению денег. В Америке такие сервисы часто берут дополнительные проценты за проверку документов по компании. Очень часто люди хотят, чтобы был какой-то лид-инвестор, потому что в случае проблемы или недопонимания они могут прийти к нему и посоветоваться с ним.

— Российские фонды присматриваются к Украине, Польше. Говорят, что там интереснее. Это потому что рынок в России стал более конкурентным или причина в другом?

— Ситуация простая. В Польше и Украине условия более рыночные. Там нет такого большого количества инвесторов. Проекты там в процентном отношении могут быть интереснее, хотя их меньше. Плюс действуют мультипликаторы.

— Влияют ли всем известные политические события последнего времени на присутствие инвесторов в России?

— Русские инвесторы пока особо не уходят, а иностранных на российском рынке никогда не было много. Пока ничего страшного не происходит, просто люди начинают более осторожно относиться к российским проектам и хотят большей диверсификации своего портфеля. Испуг пройдет, и все станет нормально.

— Во что будут вкладывать инвесторы в ближайшие годы?

— Я думаю, что в ближайшем будущем нужно смотреть на рекламу. Это RTB-технологии, которые уже стали модными. С ними связаны GMP-технологии, то есть управление данными, которые позволяют повысить эффективность рекламы. В моде все, что связано с Big Data, но очень сложно находить там правильные проекты, потому что это технологически сложная штука — такая же, как робототехника. Роботы заменят все, что можно, но выбрать правильные компании — это искусство.

 — Один из ваших коллег сказал забавную штуку по поводу RTB и Big Data. Он сказал, что в инвестиционной среде эти два направления, как подростковый секс — все о них говорят, но мало кто ими занимается.

— Очень многие стали любую обработку больших данных называть Big Data. Сложно понять, какая именно технология работы с данными вырвется вперед.

Я думаю, постепенно будут умирать существующие сейчас программные компании. Этот тренд существует давно, он переходит в программное обеспечение пока для маленьких компаний от 5 до 50 человек. Тренд пойдет вверх, и такие компании, как Salesforce, в течение 5-10 лет начнут себя очень плохо чувствовать.

— Adobe тоже?

— У них тоже много конкурентов. Это отдельная история, тут тяжело делать прогнозы.

— У них все очень сильно завязано на софте, который не всегда легко выводится в облако. По крайней мере, при текущем состоянии технологий.

— Я больше имел в виду все, что работает по подписке — например, бухгалтерские решения или CRM. Это такие продукты, которые компании из 5-50 человек используют коллективно. Например, 1С. Все уходит в облако. Люди начинают подписываться и пользоваться продуктом с любого устройства. Те программы, которые не уйдут в облако, помрут. Если говорить о тех трендах, которые мы видим, то могу сказать, что сильно изменится e-commerce. Он больше соединится с социальными сетями, потому что просто покупать аудиторию — это очень дорогое удовольствие.

— В сторону Smart TV, Smart Auto, носимой электроники не смотрите?

— Здесь, как мне кажется, доминирование больших компаний очень сильное. С Samsung все относительно понятно: у них четкая стратегия Гораздо больше хочется посмотреть, что в конце концов сделает Apple. С точки зрения интернета вещей, то уже сейчас есть технологии, когда в каждое ваше устройство встраивается модуль для связи с интернетом. В прошлый интернет-бум, еще до 2000 годов, говорили о том, что холодильники научатся отправлять сообщения о заканчивающихся продуктах в службы доставки. Постепенно мы к этому подходим. Не прошло и 15 лет.

Подготовил Андрей Митрохин,
редактор «Рунетологии»

В избранное