MarketingJournal Продавец — Покупатель. Кто победит?
Кризис перепроизводства привел нас к «рынку покупателя» так обозначают главенствующую роль покупателя на рынке. Конкуренция стала настолько велика, что у покупателя гораздо больше свободы выбора, а значит и рычагов давления на продавца.
Теория 4P (Product, Price, Place, Promotion) применима к маркетингу с точки зрения продавца. Это продавец создает продукт, назначает цену, выбирает место и дает рекламу. На «рынке покупателя» продавцу приходится не просто учитывать мнение покупателя, нужно подстраиваться под него, предлагать продукт таким образом, чтобы покупатель принял нужное решение о покупке.
Концепцию 4С (Сustomer solution — решение покупателя, Сustomer cost — цена покупателя, Сonvenience — удобство покупателя, Сommunication — коммуникации с покупателем) можно назвать зеркальным отражением 4P. Каждое движение продавца, отражается покупателем.
Product — Сustomer solution
Вы создали продукт? А что о нем думает покупатель, примет ли он решение о том что этот продукт ему нужен?
Price — Сustomer cost
Назначили цену? Она должна совпасть с представлениями покупателя о цене, иначе ваш продукт обречен на провал.
Place — Сonvenience
Выбрали место и способ продаж? Если покупателю не удобно у вас покупать, он купит у конкурента.
Promotion — Сommunication
Дали рекламу? Современный покупатель требует не просто рекламы — ему нужна обратная связь, ножно общение.
Чтобы нагляднее представить себе это противостояние можно посмотреть на кривую спроса и предложения.
Представьте, что кривая предложения это и есть 4P. В стоимость товара входит не только непосредственная себестоимость производства и наценка, но и стоимость бренда, рекламы и всего маркетингового комплекса. Кривая спроса очень хорошо иллюстрирует 4С. Ведь все покупательские предпочтения и ожидания отражаются на спросе.
В какой-то точке эти кривые пересекаются. В этой точке предложение продавца и ожидания покупателя совпадают. Задача продавца создать такое предложение, чтобы покупатель был готов купить даже по более высокой цене.
На стороне продавца знания, опыт, профессиональная команда менеджеров и маркетологов. На стороне покупателя конкуренты, которые всегда готовы сделать лучшее предложение. Бесконечная борьба с переменным успехом.
Интересно, что продавцы вкладывают деньги в маркетинг — в исследование покупателей и создание не ценовых преимуществ с целью заставить покупателя купить. Эти вложения отражаются на цене товара. То есть покупатель сам оплачивает возрастающие вложения продавца в продажу. Вот такая погоня за хвостом.