В этом выпуске я хотела бы поговорить о важнейшем аспекте
рекламы и маркетинга в интернете - о постановке целей и отличиях цели от
инструментов. Несмотря на то, что этот вопрос кажется простым и понятным, мы
обращаем на него отдельное внимание.
Итак, если мы решили продвигать свой бизнес в интернете, для
начала необходимо корректно поставить цель этого продвижения. Проблема кроется
в том, что рекламодатель часто путает цель и инструменты для ее достижения.
Если вы интересовались когда-либо этой темой, то наверняка у вас возникала
мысль вроде "Нам нужно продвинуть наш сайт в поисковиках". Так вот,
это - не цель, а инструмент для ее достижения! Целью же вашей рекламной
кампании должен стать некий конечный результат для вашего бизнеса, к которому
вы должны стремиться.
Не очень понятно, в чем разница? Я объясню на примерах, это
гораздо проще и нагляднее.
Для начала - несколько примеров удачной постановки цели
рекламной компании.
- увеличение продаж. Это простая, понятная и наиболее часто
встречающаяся цель любого бизнесмена. Обозначив увеличение продаж как
результат, к которому мы стремимся, мы сможем оценить, достигли ли мы его в
итоге.
- расширение географии поставок. Это тоже хорошая и понятная
цель. Интернет предоставляет массу инструментов для выхода на рынки других
регионов, и поставив указанную цель, мы сможем подобрать такой набор
инструментов, который позволит ее достичь.
- трансляция идей и ценностей бренда (имиджевая реклама).
Это более частный случай, когда нас интересует формирование определенного
образа нашего бренда.
И опять кажется, что все очень просто и очевидно. Но теперь
я приведу несколько примеров неудачных "целей", и вы увидите, что они
также часто встречаются.
- Мне надо продвинуть сайт (разместить контекстную рекламу,
разместить баннер и т.д.). Это самый частый случай. Рекламодатель знает, что
продвижение сайта (например) - это хорошо, что все это делают, и хочет сделать
его тоже. Но это не цель, это инструмент! Вполне возможно, что для вашей
настоящей цели он вовсе не подходит! Ни в коем случае нельзя путать цели и
инструменты - в этом случае вы рискуете сильно разочароваться и вообще не
понять, за что вы платили деньги. В моей практике частенько встречались такие
ситуации - когда бизнесмены обращались ко мне обращались за консультацией и
говорили, что не чувствуют отдачи от какого-то вида рекламы в интернете. На
вопрос о том, какую отдачу они ожидали, следовал, например, ответ - увеличение
продаж. А на следующий мой вопрос, обсуждали ли они эту цель с исполнителем,
рекламодатели только разводили руками.
- Есть деньги, надо потратить. Постановкой такой “цели” в
основном грешат, конечно, наемные специалисты – рекламисты и маркетологи. У них
есть определенный бюджет на рекламу в интернете, и им надо его потратить. Если
вы придете в рекламное агентство, и скажете, что вам надо "освоить"
бюджет, менеджер агентства будет безумно рад, и с удовольствием возьмется за
ваш проект. В самом деле – это же самый “шоколадный” вариант – клиент дает
деньги, ничего практически не требуя взамен, кроме того, чтобы их потратить. И
можете быть уверены, ваша “цель” будет в итоге достигнута – бюджет будет
освоен, вот только останется ли в выигрыше рекламодатель – большой вопрос.
- Хочу то же, что и конкурент. Также часто встречающаяся
ситуация. Такой “целью”, в отличие от первой, грешат в основном собственники
бизнеса, которые воспринимают активность конкурентов гораздо болезненнее, чем
их сотрудники. Владелец абстрактной компании “Спецавтомашремонт” ежедневно
видит баннер своего конкурента, абстрактной компании “Автоспецремонтмаш”, на
своем любимом абстрактном портале “всеоремонте.рф”, и этот баннер приводит его
в бешенство. В итоге он решает, во что бы то ни стало выдавить ненавистного
конкурента с этого портала и размещаться там самому. Вопрос “зачнем?”, как
правило, не возникает. Выигрывает от этого рекламная площадка, которая может
спокойно поднять цену на размещение, будучи уверенной в том, что бездумная
конкуренция обеспечит хороший спрос на рекламу. Безусловно, надо стараться
заимствовать у конкурентов интересные и эффективные решения, но ни в коем
случае нельзя ставить мелкую конкурентную борьбу в качестве цели рекламной
кампании.
- Хочу разместить этот баннер на этом портале. Частный
случай, когда рекламодатель жаждет видеть свою рекламу на любимом портале только
потому, что “он крутой и известный”, или еще по каким-то подобным соображениям.
Стоит ли говорить, что надо избегать подобных ситуаций?
Вы можете сами продолжить этот ряд. К сожалению, неудачных
примеров больше, чем удачных. Вы не поверите, но огромное количество
бизнесменов не знают, чего в итоге хотят добиться! А если клиент не знает об
этом, то я, как исполнитель, тем более не имею представления. Как показывает
практика, выяснение настоящей, корректной цели рекламной компании - это
примерно 25% ее успеха. И наоборот, некорректная цель очень часто означает
загубленную рекламную кампанию и "слитый" бюджет.
Что же делать?
Ответ очень простой – определяя цель рекламной кампании,
задумайтесь о том, что вы в итоге хотите получить с точки зрения вашего бизнеса.
Забудьте про продвижение, контекстную и баннерную рекламу, просто решите для
себя – что должна получить моя компания в результате проведенных рекламных
мероприятий? Это и будет ваша цель. А уж какими инструментами ее можно достичь
– это отдельный вопрос, и мы обсудим его позже.
Хочу также отметить, что хотя приведенные выше соображения
основаны на рекламе и маркетинге в интернете, они в общих чертах справедливы
для любого другого формата рекламы.