Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Предпринимательское (хозяйственное) право: <В ДОГОВОРЕ АВТОПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ>


Выпуск #34, 2015-06-13

Добрый день, уважаемый читатель!

понедельник, 3 марта 2014 г.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН В ДОГОВОРЕ АВТОПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Актуальность данной темы объясняется просто: все участники данного вида договора, как правило, уверены, что хорошо знают свои права, несколько хуже - свои обязанности. А на самом деле все вместе не обращают внимания на некоторые детали правового регулирования этих вопросов и получают больше обязанностей, в том числе через судебные решения. Особенности договора автомобильной перевозки грузов имеются и в субъектном составе. Сторонами этого вида договора являются перевозчик и заказчик. А заказчиком, в свою очередь, может быть грузоотправитель, грузополучатель или экспедитор.

Topicality of this issue is explained simply: all participants of this type of contract as a rule are sure that they know their rights very well and their duties - worse. As it is they all do not pay attention to certain details of legal regulation of these issues and receive more duties including through judicial decisions. The peculiarities of contract of shipment by car are the part of subject composition. The parties of this type of contract are carrier and customer. The customer in its turn may be shipper, receiver or expediter.

Закон об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках (далее - ЗАТАП) содержит дефиниции сторон данного договора:

- автомобильный перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие в соответствии с законодательством право на выполнение автомобильных перевозок и выполняющие такие перевозки;

- грузоотправитель - юридическое или физическое лицо, от имени которого оформляется отправка груза;

- грузополучатель - юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза на основании договора или на ином законном основании (ст. I) <1>.

--------------------------------

<1> Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. N 278-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. N 199,2/1375.

 

Дело в том, что в соответствии со ст. 37 ЗАТАП по договору автомобильной перевозки груза автомобильный перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его лицу, уполномоченному на получение груза, а заказчик автомобильной перевозки груза обязуется уплатить за автомобильную перевозку груза установленную плату.

Заключение договора автомобильной перевозки груза осуществляется в порядке, установленном Правилами автомобильных перевозок грузов, и подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа. Неправильно составленные товарно-транспортная накладная или иной транспортный документ, а также их утеря не влияют на действительность заключенного договора автомобильной перевозки груза.

Говоря о договоре автоперевозки грузов и его содержании (правах и обязанностях участников договора), необходимо подойти к нему системно и вспомнить, что отличают договор организации перевозки грузов от договора непосредственной перевозки конкретного груза.

В соответствии со ст. 752 ГК <2> перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

--------------------------------

<2> Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З (в ред. от 18.05.2007) "Гражданский кодекс Республики Беларусь" // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. N 7-9. Ст. 101.

 

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

ЗАТАП конкретизирует нормы ГК о договоре об организации перевозки грузов. В его ст. 39 указано следующее. Наряду с условиями, предусмотренными в соответствии с п. 1 ст. 752 ГК, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются маршрут, сроки и графики выполнения автомобильных перевозок грузов и устанавливаются тип и количество используемых транспортных средств, требования к ним и ответственность сторон, порядок расчетов за автомобильные перевозки грузов. Кроме того, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов могут быть указаны конкретный перечень услуг, сопутствующих автомобильной перевозке грузов, условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к автомобильной перевозке, объемы автомобильных перевозок грузов и иные условия организации и выполнения автомобильных перевозок грузов.

И здесь же подчеркивается, что договор об организации автомобильных перевозок грузов не исключает необходимости заключения договора автомобильной перевозки груза либо договора фрахтования для автомобильной перевозки грузов.

Иными словами, из договора об организации автомобильных перевозок возникает обязанность перевозчика принимать, а грузовладельца - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Диапазон применения данного договора ограничен отношениями, складывающимися между перевозчиком и грузовладельцем при систематических перевозках грузов, которые носят долгосрочный характер. Этот договор не является договором перевозки конкретного груза. Из него не возникает обязанности перевозчика по подаче автомобилей для перевозки грузов и не вытекает обязанности грузовладельца предъявлять груз к перевозке. Из договора об организации автомобильных перевозок как у автоперевозчика, так и у его контрагентов возникает еще одна обязанность: заключить договоры на перевозку конкретных грузов автомобильным транспортом.

Есть и другие различия между этими договорами. Договор организации автомобильных перевозок предназначен для урегулирования отношений сторон на первой, организационной, стадии транспортного процесса, когда происходит необходимая подготовка к перемещению груза. А договор перевозки конкретного груза регулирует непосредственно сам процесс перемещения груза. Он носит имущественный характер, поскольку напрямую регулирует перемещение груза, имущества.

"Специфика перевозки грузов автомобильным транспортом создает объективную необходимость в обоих видах договоров. Дело в том, что автомобильный транспорт в отличие от всех других видов транспорта получает и сдает грузы не на территориях, которые находятся в его хозяйственном управлении, а непосредственно у грузоотправителя и грузополучателя" <3>.

--------------------------------

<3> Елдашов Г.А. Основания заключения договора перевозки грузов в автомобильном транспорте // Транспортное право. 2006. N 4.

 

Одновременно эти договоры тесно взаимосвязаны, поскольку регулируют транспортные отношения. Договоры об организации автомобильной перевозки заключаются в целях последующей перевозки конкретного груза. Но последние могут заключаться и самостоятельно.

ЗАТАП представляет собой источник наиболее комплексного правового регулирования отношений по перевозке грузов автомобильным транспортом. Самое непосредственное регулирование осуществляется, по сути, главой 5 указанного Закона, а также некоторыми отдельными нормами иных глав. Безусловно, это лишь основа, на которой построены нормы актов специального законодательства об автомобильных перевозках грузов, самые основные из которых мы рассмотрим далее.

Из числа таких актов законодательства большего внимания заслуживают, несомненно, Правила автомобильных перевозок грузов <4> (далее - Правила). Правила были утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. И надо сказать, новизна данного нормативного правового акта прослеживается в существе норм, так как некоторые из них отражают определенные особенности этой группы отношений, которые имеют место в Республике Беларусь относительно недавно. Ранее действовали Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22 сентября 2000 г. N 22 <5>. В отличие от действовавшего ранее нормативного правового акта новые Правила содержат несколько новых разделов: раздел IV "Условия выполнения автомобильных перевозок грузов физических лиц", раздел V "Обеспечение безопасного выполнения автомобильных перевозок грузов", раздел VI "Требования к автомобильным перевозчикам, водителям и транспортным средствам при выполнении внутриреспубликанских и международных автомобильных перевозок грузов", а также исключен раздел "Общие условия перевозок грузов в международном сообщении".

--------------------------------

<4> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. N 970 (в ред. от 15.12.2008) "Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов" (вместе с Порядком применения норм времени нахождения грузового транспортного средства на погрузке и разгрузке, а также на выполнение дополнительных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой груза) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. N 14,5/27990 (поправка).

<5> Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом: Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22 сентября 2000 г. N 22 // Бюллетень нормативно-правовой информации. 2000. N 32.

 

По общему правилу в соответствии со ст. 37 ЗАТАП по договору автомобильной перевозки груза автомобильный перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его лицу, уполномоченному на получение груза, а заказчик автомобильной перевозки груза обязуется уплатить за автомобильную перевозку груза установленную плату.

Стороны договора автомобильной перевозки груза могут внести в товарно-транспортную накладную любые иные данные, которые будут ими признаны необходимыми.

Но есть и особенности.

Начнем по порядку и рассмотрим основные права и обязанности сторон в договоре автомобильной перевозки грузов, если заказчиком автомобильной перевозки является физическое лицо. Пунктом 285 Правил предусмотрено, что автомобильный перевозчик обладает правом осуществлять перевозку в комплексе с различными сопутствующими услугами (по упаковке, погрузке и (или) сопровождению груза, подъему (спуску) на этажи и др.). Варианты набора сопутствующих услуг, оказываемых заказчику автомобильной перевозки, перевозчик вправе определять по своему усмотрению. Кроме того, заказы на перевозку от физических лиц могут приниматься перевозчиком как предварительно, так и непосредственно в день выполнения перевозки, если перевозчик обладает для этого всеми необходимыми средствами. Все принятые заказы должны быть в обязательном порядке зарегистрированы в книге регистрации заказов на автомобильную перевозку грузов физических лиц. В качестве приложения N 15 к Правилам утверждена также форма данной книги регистрации, кроме того, допускается ведение этой книги в электронном виде.

Безусловно, перевозка грузов физических лиц, как и любая иная перевозка, осуществляется только на основании договора. Тем не менее согласно п. 286 Правил заключение договора подтверждается составлением и выдачей заказчику заказа-поручения по установленной форме, заверенного штампом или печатью перевозчика. Заказ-поручение оформляется не менее чем в трех экземплярах после того, как с заказчиком будут согласованы сроки выполнения перевозки груза и места его доставки. Если же доставка груза осуществляется из торговой сети, пункт 290 Правил устанавливает требование об оформлении заказа-поручения исключительно после внесения заказчиком оплаты за груз и передачи перевозчику соответствующего товарного чека. Если перевозка будет осуществляться в отношении домашних вещей в контейнере, заказ физического лица на такой груз оформляется в порядке, установленном Правилами транспортно-экспедиционной деятельности <6>. Расчеты за автомобильную перевозку грузов могут осуществляться путем внесения заказчиком предварительной оплаты с последующим окончательным расчетом после выполнения перевозки.

--------------------------------

<6> Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. N 1766 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. N 6,5/24472.

 

Груз должен быть принят перевозчиком к перевозке в присутствии заказчика, за исключением случаев, когда к перевозке предъявлены товары, купленные по образцам. Товары, не указанные в заказе-поручении, не подлежат принятию к перевозке. Среди обязанностей заказчика достаточно большое значение для обеих сторон договора имеет также обязанность по подготовке груза к перевозке, предусмотренная п. 305 Правил. В частности, если груз не был куплен в торговой сети и не загружается в транспортное средство в отсутствие заказчика, заказчик обязан обеспечить упаковку груза, если это требуется в связи с характером груза и его определенными свойствами.

Выдача заказчику груза, сопровождаемого представителем перевозчика в пути следования, производится согласно п. 310 Правил только после разгрузки и переноса к месту, указанному заказчиком. Если же разгрузка осуществляется самим заказчиком, выдача производится на транспортном средстве. Выдача груза заказчику допускается только после предъявления последним второго экземпляра заказа-поручения и проставления подписи в первом экземпляре в строке "Доставленный груз получил", а также указания даты и времени выполнения заказа, времени простоя автомобиля, если простой имел место. Если второй экземпляр заказа-поручения утерян заказчиком, груз выдается ему на основании его письменного заявления при условии предъявления документа, удостоверяющего личность. В таком случае на обороте первого экземпляра заказа-поручения делается отметка о соответствующем документе.

Обратим внимание на то, что в соответствии с п. 313 Правил об изменениях условий перевозки, а также о полном или частичном отказе от него заказчик должен предупредить об этом перевозчика не позднее 11 часов дня, предшествующего дню выполнения заказа. В случае отказа или аннулирования заказа по инициативе заказчика в момент исполнения этого заказа "автомобильный перевозчик должен возвратить заказчику полученные от него суммы за вычетом:

- комиссионного сбора (если он предусмотрен тарифами);

- платы за подачу и обратный пробег грузового транспортного средства;

- платы за нахождение грузчика в пути;

- платы за фактический простой грузового транспортного средства в ожидании заказчика" <7>.

--------------------------------

<7> Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. N 970 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. N 173,5/27990. П. 313.

 

Раздел IV Правил содержит также главу 33 "Организация автомобильных перевозок грузов физических лиц грузовыми такси". Данная глава включает нормы, регулирующие основные условия и порядок осуществления перевозок этим транспортным средством весьма новой для Беларуси категории. Следует обратить внимание на то, что субъектный состав данного вида правоотношений обусловливает применение к этим отношениям также Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей" <8>.

--------------------------------

<8> О защите прав потребителей: Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. N 90-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 10,2/839; 2003. N 8,2/932; 2006. N 107,2/1235, N 122,2/1259.

 

Согласно п. 315 Правил перевозчик грузового такси обязан выполнить принятый им заказ в течение четырех часов либо в течение иного времени, согласованного с перевозчиком отдельно. В свою очередь, грузовое такси предоставляется по заказам, принятым по телефону или в приемном пункте перевозчиком лично, на стоянках в порядке живой очереди либо вне стоянки при подаче заказчиком сигнала поднятой рукой. Как и в случае перевозки грузов обыкновенным автомобильным транспортом, расчеты за перевозку грузовым такси могут осуществляться путем предварительной оплаты либо оплаты по факту. В частности, п. 321, 322 Правил установлено, что "автомобильный перевозчик должен по окончании обслуживания произвести окончательный расчет с заказчиком автомобильной перевозки за пробег грузового такси к месту погрузки и автомобильную перевозку груза согласно показаниям таксометра независимо от количества перевозимых грузов и граждан (с учетом предварительно внесенной заказчиком суммы). В случае необходимости простоя грузового такси в ожидании заказчика автомобильной перевозки по его требованию он должен произвести с водителем полный расчет, а за обусловленное время ожидания внести аванс".

Требования, предъявляемые к водителям, транспортным средствам, содержащиеся в разделе VI Правил, практически идентичны требованиям, закрепленным в ЗАТАП, о которых речь шла несколько выше. Несколько особенные нормы содержатся в главе 38 "Требования к грузовым транспортным средствам".

Так, согласно п. 343 Правил "техническое состояние грузового транспортного средства должно соответствовать требованиям Правил безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства <9>. Техническая исправность грузового транспортного средства должна подтверждаться сертификатом о прохождении государственного технического осмотра". Кроме того, грузовое транспортное средство должно быть в обязательном порядке оснащено противооткатным упором, знаком аварийной остановки, аптечкой и огнетушителем. Если на грузовом транспортном средстве выполняются международные перевозки грузов, оно также должно иметь тахограф в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 г. <10>; в случае перевозки скоропортящихся грузов в международном сообщении на транспортном средстве также должна быть табличка-свидетельство, подтверждающая его соответствие требованиям Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), принятого в г. Женеве 1 сентября 1970 г. <11>.

--------------------------------

<9> Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 октября 2005 г. N 58 (в ред. от 14.11.2007) "Об утверждении Правил безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. N 194,8/13520.

<10> Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и Протокол о подписании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. 3/1365.

<11> Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. 3/1366.

 

Если перевозчик имеет достаточные основания полагать, что заказчик не гарантирует своевременную и полную оплату фактически понесенных перевозчиком расходов либо вовсе отказывается от такой оплаты, перевозчик имеет право отказаться от дальнейшего исполнения договора автомобильной перевозки груза. Кроме того, согласно общим правилам гражданского права в таком случае перевозчик также вправе требовать возмещения убытков (ст. 14 ГК). Статья 351 Правил содержит целый ряд оснований для отказа от исполнения договора перевозки со стороны перевозчика. К таким основаниям, к примеру, относятся: превышение массы предъявленного к перевозке груза грузоподъемности транспортного средства, отсутствие оформления товарно-транспортной накладной груза нетоварного характера. Кроме того, сведения, касающиеся внешнего состояния груза и (или) его упаковки, могут быть внесены перевозчиком непосредственно в товарно-транспортную накладную. Перевозчик вправе осуществлять проверку правильности погрузки груза в кузове грузового автотранспортного средства, а также давать заказчику указания по устранению обнаруженных недостатков.

Тем не менее зачастую намного важнее иметь четкое представление о своих обязанностях, нежели о правах, ибо за их неисполнение может быть предусмотрена ответственность. Кроме того, чрезвычайно важное значение имеют обязанности сторон договора автомобильной перевозки груза, не только обеспечивающие непосредственно транспортировку груза и сопровождение всех необходимых для этого действий, но и обязанности, исполнение которых направлено на обеспечение безопасности перевозки. До конца декабря 2008 г. в Беларуси действовали Правила организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом <12>. С 2009 г. эти обязанности также закреплены в Правилах и содержатся в главе 34 "Требования к автомобильному перевозчику по обеспечению безопасности автомобильной перевозки грузов". Итак, п. 353 Правил предусматривает следующие обязанности автомобильного перевозчика:

--------------------------------

<12> Об утверждении Правил организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом: Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 июля 2002 г. N 22 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 97,8/8453 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

- иметь специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд);

- выполнять условия договора об автомобильной перевозке груза;

- уведомлять заказчика до 14 часов дня, предшествующего дню перевозки груза, о невозможности своевременного и в полном объеме выполнения условий договора;

- своевременно подавать под загрузку транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным и иным обязательным требованиям, предусмотренным законодательством;

- соблюдать правила техники безопасности в случае выполнения погрузочно-разгрузочных работ своими силами;

- осуществлять перевозку грузов по кратчайшему маршруту, кроме случаев, когда с учетом дорожных условий более рациональна перевозка с увеличенным пробегом, при условии обязательного уведомления грузоотправителя об увеличении расстояния пути;

- не подвергать загрязнению автодороги и придорожные территории при перевозке сыпучих грузов;

- соблюдать сроки доставки грузов, указанные в договоре либо заявке, заказе и пр.;

- при выполнении международных перевозок принимать груз от грузоотправителя и выдавать груз грузополучателю с соблюдением требований таможенного законодательства Республики Беларусь;

- при выполнении перевозки иметь при себе все необходимые транспортные и грузосопроводительные документы;

- возмещать грузоотправителям и (или) грузополучателям причиненный реальный ущерб;

- уведомлять грузоотправителя об обнаружении признаков снижения качества груза;

- предъявлять ветеринарное свидетельство для проверки представителям ветеринарного надзора, а также ГАИ МВД Республики Беларусь;

- наконец, оформить страхование своей гражданской ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Что касается обязанностей сторон договора автомобильной перевозки груза в отношении обеспечения безопасности перевозки, необходимо особо отметить, что законодателем этому вопросу уделяется весьма большое внимание. Об этом свидетельствует, в частности, норма п. 328 Правил, согласно которому "для организации работы по обеспечению безопасного выполнения автомобильных перевозок грузов автомобильный перевозчик должен иметь службу безопасности дорожного движения или соответствующего специалиста, на которого возложены эти функции" <13>, а также широкий спектр требований к перевозчику, предусмотренных п. 327 Правил. К таким требованиям, например, относятся:

--------------------------------

<13> Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. N 970 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. N 173,5/27990. П. 328.

 

- назначение на должности, связанные с обеспечением безопасности перевозки грузов, лиц, прошедших соответствующую специальную подготовку, в установленном законодательством порядке;

- установление и обеспечение постоянного контроля за выполнением указанными лицами своих должностных обязанностей, а также за соблюдением режима труда и отдыха водителей;

- обеспечение надлежащего технического состояния транспортных средств, соответствующего требованиям безопасности дорожного движения, а также организация работы по недопущению нарушений Правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения безопасности дорожного движения;

- учет информации о квалификации водителей, их стаже работы на тех или иных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, а также контроль за сроками прохождения водителями медицинских обследований;

- ежегодное планирование и проведение мероприятий, направленных на соблюдение Правил дорожного движения и требований безопасной перевозки грузов, а также оперативно доводить до сведения водителей о причинах и обстоятельствах известных ему дорожно-транспортных происшествий, проведение соответствующих инструктажей водителей;

- проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей в установленном законодательством порядке (в случае если водитель осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, он обязан проходить такое освидетельствование в организациях, имеющих специальное разрешение (лицензию) на данный вид деятельности);

- контроль за пригодностью дорожных условий для осуществления автомобильной перевозки грузов, а также принятие мер по приостановлению и (или) изменению маршрута автомобильной перевозки в случае несоответствия дорожных условий установленным требованиям.

Грузоотправитель, в свою очередь, в соответствии с п. 355 Правил вправе в рамках заключенного договора перевозки груза (договора об организации автомобильных перевозок грузов, договора о фрахтовании для автомобильной перевозки грузов) объявить ценность груза, а также распоряжаться грузом до момента передачи перевозчиком товаросопроводительных документов грузополучателю. Кроме того, грузоотправитель также имеет право приостанавливать перевозку грузов или изменять пункт доставки с учетом условий заключенного договора, получать всю необходимую информацию о ходе выполнения перевозки, определять пригодность автотранспортного средства для перевозки конкретного груза и соответственно отказаться от транспортного средства в случае его непригодности к перевозке в соответствии с законодательством и с учетом характера груза, а также требовать возмещения ущерба, причиненного перевозчиком или грузополучателем.

Правила (п. 357) предусматривают следующий комплекс обязанностей грузоотправителя в рамках автомобильной перевозки груза:

- уведомлять перевозчика до 11 часов дня, предшествующего дню перевозки, о внесении каких-либо изменений в порядок перевозки груза, если иной срок уведомления не предусмотрен в договоре перевозки;

- надлежащим образом подготовить груз к перевозке;

- оформить путевой лист, а также необходимые грузосопроводительные документы;

- обеспечить беспрепятственный проезд автотранспортных средств к месту погрузки груза, а также их маневрирование в любое время года и суток;

- произвести очистку автотранспортного средства от остатков груза, а при необходимости - и санитарную обработку кузова транспортного средства;

- осуществить погрузку груза в порядке и сроки, которые предусмотрены договором, а также с соблюдением правил техники безопасности;

- своевременно и в полном объеме произвести оплату за услуги по перевозке;

- возместить ущерб, вызванный загрязнением автомобильных дорог (придорожных полос), в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- возместить перевозчику расходы, связанные с перевозкой груза, оплатой платной стоянки, командировочными расходами, организацией питания и проживания водителей, в случае если перевозка груза осуществляется вне места нахождения грузоотправителя сроком более чем на сутки, при условии, что грузоотправитель является одновременно заказчиком по договору перевозки;

- при международной автомобильной перевозке грузов произвести таможенное оформление груза в соответствии с условиями договора, характером товара и требованиями законодательства Республики Беларусь и международных договоров.

Следует обратить внимание читателя на то, что обязанности сторон договора автомобильной перевозки груза, предусмотренные Правилами, в большинстве своем содержатся в императивных правовых нормах. Иными словами, данные положения не могут быть изменены либо отменены договором.

Однако то же нельзя сказать в отношении норм, предусматривающих ответственность указанных субъектов.

В условиях современной экономической политики Республики Беларусь немалое значение приобрели международные перевозки грузов автомобильным транспортом. В системе законодательства Беларуси на сегодняшний день действует множество нормативных правовых актов, как национальных, так и имплементированных в национальную систему права. Среди основных актов, регулирующих некоторые аспекты международных автомобильных перевозок грузов, следует назвать прежде всего:

Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников Содружества Независимых Государств <14> (заключено в г. Минске 04.06.1999);

--------------------------------

<14> Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников Содружества Независимых Государств // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1999. N 2(32).

 

Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и Протокол о подписании <15> (заключено в г. Женеве 01.07.1970);

--------------------------------

<15> Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и Протокол о подписании (заключено в г. Женеве 01.07.1970). Республика Беларусь присоединилась к Соглашению (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.1992 N 721) // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1992. N 34. Ст. 613.

 

ряд двусторонних межгосударственных соглашений о международных автомобильных перевозках грузов, заключенных, в частности, с такими государствами, как Швеция <16>, Босния и Герцеговина <17>, Венгрия <18>, Ливан <19>, Сирия <20>.

--------------------------------

<16> Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Швеция о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов (заключено в г. Минске 30.12.2008) // Система "КонсультантПлюс" за 2009 г.

<17> Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Советом Министров Боснии и Герцеговины об автомобильных пассажирских и грузовых перевозках // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. N 158,2/1455.

<18> О принятии Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Венгерской Республики о внесении изменения в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Венгерской Республики о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов от 1 ноября 1995 г.: Закон Республики Беларусь от 29 мая 2008 г. N 338-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. N 134,2/1435.

<19> О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Ливанской Республики о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов: Закон Республики Беларусь от 2 ноября 2005 г. N 49-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. N 179,2/1153.

<20> О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Сирийской Арабской Республики о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов: Закон Республики Беларусь от 15 ноября 2004 г. N 336-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. N 180,2/1085.

 

Примечательно, что некоторые из этих международных актов содержат нормы, непосредственно регулирующие некую узкую группу отношений в рамках грузовых перевозок автомобильным транспортом. При этом имеется в виду норма части второй ст. 33 Закона "О международных договорах Республики Беларусь", в соответствии с которой "нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора" <21>. Представляется, что такой принцип применим и к перечисленным международным договорам Республики Беларусь. Рассмотрим некоторые подобные нормы.

--------------------------------

<21> О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. N 421-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. N 184,2/1518; Ст. 33.

 

В предыдущей части были указаны требования к водителям, осуществляющим автомобильные перевозки грузов, предъявляемые национальным белорусским законодательством. В свою очередь, ст. 5 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), предъявляет следующие требования к водителям:

"1. Для водителей, занятых в перевозках грузов, установлен следующий минимальный возраст:

для водителей транспортных средств, включая, в случае необходимости, прицепы и полуприцепы, разрешенный максимальный вес которых не превышает 7,5 т, - не моложе 18 лет;

для водителей других транспортных средств:

- не моложе 21 года или

- не моложе 18 лет при условии, что эти лица имеют удостоверение о профессиональной пригодности, признаваемое одной из Договаривающихся Сторон и подтверждающее окончание ими курсов подготовки водителей транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов. Договаривающиеся Стороны информируют друг друга о минимальном национальном уровне подготовки и других соответствующих условиях, касающихся водителей, занятых международной перевозкой грузов, в соответствии с настоящим Соглашением".

Кроме того, немалый интерес представляет норма п. 3 ст. 11 указанного Соглашения: "...выплаты водителям, работающим по найму, даже если они осуществляются в форме премий или надбавок к заработной плате, связанные с пройденным расстоянием и/или объемом перевезенных грузов, запрещаются, за исключением тех случаев, когда эти выплаты не ставят под угрозу безопасность дорожного движения" <22>.

--------------------------------

<22> Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и Протокол о подписании. Ст. 5.

 

Однако изложенный материал не охватывает всех проблем содержания договора автомобильной перевозки грузов. Они, как и многие иные вопросы автомобильной перевозки, нуждаются в дальнейшем исследовании.

 

 
В.С. КАМЕНКОВ, А.В. КАМЕНКОВ
Каменков Виктор Сергеевич,Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, председатель ОО"Белорусский союз юристов", доктор юридических наук, профессор,заслуженный юрист Республики Беларусь.
Каменков Александр Викторович, начальник юридического бюро ОАО "Минскжелезобетон".

Комментариев нет:

Отправить комментарий


В избранное