Практические рекомендации для журналистов поневоле
Сеть открывает новые возможности для продвижения себя вместе со своим бизнесом. Но возможностью надо уметь воспользоваться. Как быть услышанным? Способ только один - понравиться читателю. Это на телевидении только дюжина каналов, в вебе сайтов гораздо больше. А чем можно понравиться?
Успех сайта определяет контент, содержание. Оформление может испортить контент, но не может сделать его лучше. Значит, нужен привлекательный контент.
Интернет, прежде всего, среда текстовая, как бы не отвлекали нас самодвижущиеся картинки, и когда мы говорим "контент" мы, прежде всего, подразумеваем текст. Но текст сам по себе является оформлением. Оформлением для ваших идей. Так вот, в этом выпуске будет несколько конкретных рекомендаций - как облечь ваши идеи в привлекательный текст.
Мало-помалу я почувствовал, что в моей чернильнице скрывается страшная сила, которую я могу по собственной воле выпускать на свет.
Милорад Павич, "Хазарский словарь"
Журналисты поневоле
Сайты нужны всем. Мы здесь с вами все собрались "вебманы", и с этим тезисом некто не спорит. Толпы веб-мастеров ежедневно, ежечасно и в массовом масштабе доказывали это миру, и кажется, наконец, всех убедили. Чего бы ты ни хотел от жизни, что бы не был готов предложить взамен - ты только выиграешь, если погромче заявишь о себе. И мы, действительно, наблюдаем не одну успешную деловую биографию, не один взлет популярности, которые были начаты именно в Сети. Можно назвать Деревицкого, Экслера, Мороза и многих других. И, получается, что все они хорошие (если не больше) публицисты. Кстати, вспомните, как пишет Тема Лебедев!
Механизм понятен. Для того, чтобы люди тебя узнали и запомнили, надо не только создать достойный контент (читай - текст) но и создавать его регулярно, действуя по принципу "капля камень точит". Только постоянный читатель сможет привыкнуть к стилю, сродниться с идеями, и стать не только клиентом / сторонником / покупателем, а фэном, активным пропагандистом твоих идей, имени, бизнеса.
А вы пробовали писать регулярно!? Вот то-то. Это китайская пытка какая-то. Ну, вероятно, есть люди, которым это нравится, но это какие-то особые люди. Экслер тот же, он же пишет для собственного удовольствия. Говорят.
Впрочем, к делу. Резюмирую: Перед нами встала задача регулярно создавать оригинальные и интересные тексты. То есть задача эта стоит перед нами уже давно, просто некоторые ее до сих пор не замечали. И называть эти творения словом "тексты" как-то не очень поворачивается язык. Тексты - это в песне, или в программе. А тут вспоминается придуманное попсовиками словечко "текстА" или, еще лучше, "тексты слов".
У кого учиться?
Следи за собой, будь осторожен!
Цой
Учителя есть. Вы думаете, я вас отошлю к упомянутым Экслеру, Деревницкому, Лебедеву, Морозу? Не мне судить, но это очень талантливые публицисты (хотя и зарабатывают другим). Трудно научиться таланту. Работа мастера тем и замечательна, что внутренняя механика ее остается скрытой, усилия незаметны, и понять, как оно работает, не всегда просто. Давайте учиться у ремесленников. У дешевой бульварной прессы, которую ругают, но покупают, у гербалайфщиков и уличных торговцев (то же самое), у телевидения, наконец.
Чтобы не ограничивать вас нашими, достаточно примитивными, рекомендациями, хочется дать более универсальный совет: "Следи за собой!". А именно. Зацепился взгляд за заголовок - запомните его. Подумайте, чем он так зацепил. Нравится статья, рубрика, газета - задумайтесь, чем именно нравится. Раз уж вам приходится рекламировать себя, смотрите, как это делают другие. Кстати, профессиональный взгляд на рекламу, это единственный известный мне способ хоть как-то защититься от ее действия.
Смотрите, какие приемы используют рекламные статьи. Эти приемы часто грубы, примитивны, но, тем не менее, они действуют.
Простые советы
Рекомендации, которые я приведу ниже, были выработаны для авторов одной из рассылк нашей студии. Полагаю, с некоторой коррекцией их можно применить к любому публицистическому или рекламному тексту.
Итак:
Хорошо продаются следующие вещи:
1. Простые конкретные советы, как я их называю "Волшебные ключи". Т.е. надо забыть, что у психологического консультирования другие задачи, что на каждый хороший совет нужно десять - как его выполнить, и что волшебных ключей вообще не бывает. А как только забудешь, станет легче ;-)
Еще одна ассоциация - типичный диалог из детства: "Ты занимаешься самбо?
Покажи приемчик!" Причем не были мы в детстве такими идиотами, чтобы не
понимать, что приемчик сам по себе ничего не даст. Но очень хотелось.
Итак: при почти каждой проблеме можно посоветовать какой-нибудь "приемчик" -
технику, методику, алгоритм поведения. Действительно, прием. И надо это
делать.
Так написана эта статья. Она вам нравится? Вы хотите начать применять эти приемы? См. также Пример 1.
2. Истории из жизни, байки, притчи. Ту информацию, которую вы стремитесь донести до читателя, и, особенно, ту модель поведения, которую вы стремитесь ему внедрить можно (и нужно) пояснять притчами. Так проповедовал Иисус, так написал свою книгу Карнеги, так пишут все более-менее успешные психологи
и другие "учителя жизни".
3. Клубничка. У нас у всех хорошо срабатывают тормоза, когда мы приближаемся к запретным темам. Я вот тоже вынес в третий пункт то, с чего следовало бы начать. Видимо так: при работе над ответом (или иным текстом) сначала подумать "что тут можно сказать о сексе? о насилии? о смерти?"
4. Скандал. Сканадал в тексте достигается очень просто. Нужно всего лишь
высказать резко парадоксальную точку зрения. И не просто парадоксальную, а
идущую поперек общественного мнения, а хорошо бы и установившихся табу.
Хорошо такую фразу вынести в заголовок.
Примеров не привожу - возьмите любую газету типа МК.
Потом можно эту фразу постепенно смягчить и объяснить. Но в момент заявления
она должна подаваться как нечто само собой разумеющееся. Это прекрасный
ай-стопер и якорь для запоминания.
Все же приведу пример. Где-то в конце 60х - начале 70х в "Литературке",
кажется, была опубликована статья о демографии. О чем была статья, никто
толком не знал даже тогда, но заголовок ее имел колоссальный резонанс, его
обыгрывали юмористы-куплетисты еще лет десять. Может, помнят и до сих пор.
Статья называлась "Берегите мужчин".
Если кто из авторов считает приведенные выше рекомендации чем-то недостойным
и не совместимым с тем серьезным делом, о котором вы стремитесь рассказать, то могу возразить следующее: а) Не надо быть слишком серьезным. Все глупости на Земле делаются с серьезным
лицом. б) Серьезное дело начнется, когда вы им займетесь. А пока вы пишете текста, это публицистика.
Ваш
В.Ефимов
Пример 1. Действуйте так. Эти ситуации ведь повторяются? Воспользуйтесь этим.
Подготовьтесь. Придумайте реплики, которые Вы будете "выдавать", когда они
опять начнут "издеваться". Есть замечательный шанс прослыть остроумной.
Реплики могут быть самые разные, фантазируйте, смотрите, что больше подойдет
именно Вам. Главное, в них Вы должны, как говорят, ПРОАРТИКУЛИРОВАТЬ, то, что
Вы краснеете. Назвать это. Вот первое, что пришло в голову мне:
- Я краснею нарочно, чтобы казаться невинной.
- Я всегда краснею, когда думаю о ...
подставьте что нравится. Начиная с "о сексе" и кончая "об уборке квартиры".
Тут уже не важно.
- Я всегда краснею, когда общаюсь с идиотами.
- Извини, я случайно прочла твои мысли. Оттого и покраснела.
Из рассылки Психологический Консультарий
Пример 2. Мужчина 38, женатый, имеющий детей, рассказал на занятиях про свои
проблемы. Из-за того, что он поздно приходил с работы, у него регулярно
возникали конфликты с женой. Упреки были следующего содержания: "Когда это
кончится? Я не знаю, есть у меня муж или нет! Есть ли отец у детей!" После
месяца обучения психологическим навыкам в семье этого человека произошел
следующий диалог:
- Почему задержался сегодня?
- Дорогая, я удивляюсь твоему терпению. Я бы давно уже не выдержал.
Позавчера пришел поздно, вчера, сегодня опять поздно.
- Брось свои психологические штучки!
- Да причем здесь психология. Муж у тебя есть, и в то же время нет.
- Ладно уж:
После чего герой рассказа идет в комнату читать книгу. Его недовольно
окликает жена.
- Что же ты не идешь есть? Где-то уже накормили?
- Нет, я голоден, но я не заслужил.
Жена (мягко):
- Ладно, иди есть.
Конфликт был исчерпан.
Из рекламы психолога Литвака
Пример 3. Но я не понимаю, как можно быть учителем и ненавидеть своих учеников.
Ненавидеть за то, что им 15 лет, и они дрочат по ночам, фантазируя о Вас.
Из рассылки Секс, ложь и деньги