Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Мировая экономика: глобальные тенденции развития (спецвыпуск)
Спецвыпуск от 28.08.00.
ЭКОНОМИКА ИНДИИ: РЕФОРМЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОГНОЗЫ
(ИТАР-ТАСС, 28.08.00, автор - Леонид Котов)
Экономика Индии вступает во вторую стадию реформ, призванных вывести страну в число крупнейших промышленно развитых стран мира. Предполагается, что на достижение этой цели будут направлены главные усилия правительства республики, планирующего добиться в предстоящий период сокращения бюджетного дефицита, обеспечить окончательную либерализацию торговли и привести в соответствие с ней торговую стратегию государства, осуществить реструктуризацию государственного сектора экономики.
Последние оценки состояния индийской экономики внушают лидерам государства оптимизм и надежду в успех новой фазы реформ. Подобное мнение о нынешнем положении в экономике Индии и о ближайших перспективах ее развития высказывают и иностранные эксперты. Следующее десятилетие, по их прогнозам, будет "принадлежать" Индии, которая, возможно, сможет обогнать по темпам развития Южную Корею, Китай, Сингапур и Малайзию.
Уже сейчас Индия вошла в число трех государств Азии, развивших наибольшую скорость роста экономики. В 2001 году, в частности, прогнозирует Азиатский банк развития, индийская республика должна окончательно захватить лидерство. Темпы роста ВВП в Индии составят 7 проц. уже в текущем году и сохранятся в будущем, когда нынешний фаворит в мировой экономической гонке Южная Корея и следующий за ней Китай не смогут обеспечить увеличение этого показателя свыше 6 процентов.
Что будет означать для Индии достижение столь высокого уровня экономического развития? Удвоение дохода на душу населения в предстоящие 10-12 лет с 11 до 22 тыс. рупий (соответственно с 244 до 488 долларов США); снижение уровня бедности в стране, который может снизиться до 15-20 проц. в предстоящее десятилетие, если ежегодные темпы развития индийской экономики возрастут еще больше и достигнут 8-10 процентов. Достижение такого уровня - главная цель экономической стратегии правительства Индии, где не сомневаются в возможности решения такой задачи. Такого же мнения придерживается, например, посетивший Дели летом текущего года новый директор-распорядитель Международного валютного фонда Хорст Келер. "Я верю в то, что Индия - страна будущего, - признался он журналистам. - Активизация выполнения экономических реформ сделает возможным достижение ею роста ВПП в 8-10 процентов".
В предстоящее десятилетие Индия может добиться гигантских успехов в развитии экономики, сходятся во мнении с Х.Келером известные ученые из Гарвадского университета Нирупам Баджпадж и Джэфри Сакс. В индийской экономической модели, говорят они, заложен большой потенциал, при полном использовании которого вполне осуществимо достижение ускоренных темпов роста экономики. Однако, напомним, "экономический ренессанс" Индии начался отнюдь не вчера. Главный экономист действующего в индийской столице Национального совета прикладной экономики Субир Гокарн подчеркивает, что Индия вошла в число стран с высокими темпами экономического развития еще два десятилетия назад. В 80-х годах этот показатель в стране держался на уровне 5,5 проц., а через десятилетие поднялся до 6 с лишним процентов.
Действительно, экономический взлет Индии был заложен начиная с середины 80-х в чрезвычайно неблагоприятной для национального хозяйства обстановке, когда стоял вопрос о финансовом дефолте республики. В стране имелась инфляция, достигавшая временами уровня в 12 проц., рос внутренний долг государства, который обгонял долги внешние, до катастрофически низкого уровня упал золотовалютный резерв страны. Неповоротливая государственная машина слабо реагировала на команды правительства, решившего пойти на освобождение рынка от регулирующей роли государства, отказ от контроля за ценами, экспортом и от других административных мер воздействия на экономику.
Но реформы постепенно набирали ход, и десять лет назад уже мало кто в Индии сомневался в том, что другой альтернативы развитию национальной экономики просто не существует. Политика либерализации, начатая с середины 80-х годов правительством Индийского национального конгресса (ИНК) во главе с Радживом Ганди, позволила добиться устойчивых темпов развития, повысить роль частного сектора в индустриальном развитии, обеспечить приток в страну иностранного капитала, технологий и сырья. Экономическая либерализация привела к насыщению рынка ходовыми товарами, вызвала настоящий потребительский бум и рост численности среднего класса, к которому ныне причисляют себя проживающие преимущественно в городах более 300 млн. индийцев.
В 1991 году конгрессистское правительство Индии, которое возглавлял уже П.В.Нарасимха Рао, ввело в действие "Новую экономическую политику", включавшую три ключевых направления: либерализацию торговли и инвестиций, финансовую стабилизацию и реформу предприятий госсектора. Прошедшие с тех пор 9 лет показали в целом правильный курс экономических реформ, направленных в долгосрочном плане на создание базы для развития сельского хозяйства и сопутствующих ему производств, развитие предпринимательства, наращивание наукоемких отраслей экономики, развитие информационных и биологических технологий, укрепление сектора малых предприятий, развитие промышленной и транспортной инфраструктуры, а также энергетики. Важнейшим направлением курса реформ в Индии также считали осуществление программ по развитию образования, здравоохранения и других социальных услуг, адресованных прежде всего беднейшим слоям населения. Приоритетной задачей при этом являлось укрепление роли Индии в мировой экономике путем стабильного увеличения роста объемов экспорта, широкого привлечения иностранных инвестиций и разумного управления внешними долгами.
С приходом к власти в Индии коалиционного правительства Национального демократического альянса наблюдатели внутри республики и за ее рубежами связывали надежды на продолжение экономической стратегии своих предшественников, осуществление новой фазы экономических реформ, направленных в том числе на дальнейшую либерализацию экономики и ее адаптацию к нормам и требованиям Всемирной торговой организации (ВТО). В своей практической деятельности правительство, которое возглавил А.Б.Ваджпаи, подтвердило обоснованность этих надежд и твердо проводило политику реализации экономических реформ, в первую очередь путем сокращения фискального дефицита, расширения налоговой базы, ускорения процесса разгосударствления промышленных предприятий. Одним из ключевых направлений дальнейших реформ индийские лидеры определили на перспективу реформы в банковской сфере, изменение законодательства и процедуры проведения банкротств, обновление трудового законодательства. Их осуществление в дальнейшем, считают эксперты, придаст мощный импульс развитию реального сектора индийской экономики.
Возможность практического исполнения этих масштабных планов перестройки национального хозяйства индийские экономисты видят прежде всего в дальнейшем улучшении ситуации в мировой экономике, которая продолжает выходить из полосы трудностей, о чем свидетельствует ускорение темпов ее роста и активизация международной торговли. Важное значение для дальнейшей либерализации экономики Индии представляет политическая стабильность в самой стране, а также в Южной Азии в целом. Этот фактор имеет, пожалуй, решающее значение для иностранных инвесторов, которых продолжает беспокоить продолжающаяся активность исламских террористических группировок в северном индийском штате Джамму и Кашмир, что накладывает определенный отпечаток на политическую и экономическую жизнь Индии. Произошедший в мае-июле 1999 года индийско-пакистанский военный конфликт в районе Каргила оказал определенное негативное воздействие на экономику Индии, привел к понижению курса индийской рупии и временному оттоку иностранных инвестиций и понижению в результате почти на семь процентов индекса деловой активности Бомбейской фондовой биржи. Однако с переходом в наступление индийских войск и с победным для республики завершением конфликта с Пакистаном на фондовом рынке возобладала противоположная тенденция, стабилизировалась также и ситуация на валютном рынке. И хотя в целом конфликт в Каргиле отрицательно не сказался на инвестиционном климате Индии и не сделал ее менее привлекательной для иностранных инвестиций, опасность такого развития событий из-за напряженности в южноазиатском регионе или внутриполитической нестабильности в самой Индии продолжает волновать иностранных деловых партнеров этой страны.
Несмотря на эти негативные факторы, в прошлом году экономика Индии развивалась относительно стабильно. Рост ВПП достиг 6 проц., в том числе в промышленности - 6,5 проц. и в сельском хозяйстве почти 3 процента. Увеличилось производство основных видов продукции, в том числе электроэнергии, газа и зерновых. Снизились темпы инфляции, до 34,9 млрд долларов увеличился золотовалютный запас, сократился дефицит торгового баланса, более устойчивым стало положение Индии на внешнем финансовом рынке. В 1999 году определенную напряженность продолжало создавать нарастание фискального дефицита государственного бюджета Индии. Это объясняется ростом расходов на оборону, повышением мировых цен на нефть, меньшими, чем планировалось, налоговыми поступлениями. Однако, как пишет экономический обозреватель газеты "Нэшнл геральд" А.Мукерджи, за время первой фазы реформ уровень государственных долгов по отношению к ВВП все-таки сократился с 41 проц. в 1991-1992 гг до 23,5 проц. в 1998-1999 гг, что свидетельствует об улучшении ситуации с платежным балансом. За этот же период с 30 до 18 проц. уменьшились ассигнования на обслуживание внешней и внутренней задолженности, и это позволило государству осуществлять более выгодный тип инвестиций. Стабильная ситуация в индийском сельском хозяйстве сохранялась в том числе благодаря хорошим урожаям зерновых и других культур в предыдущем году, что вело к удешевлению продуктов питания и в результате - к понижению темпов инфляции.
В целях неуклонного осуществления экономических реформ и обеспечения благоприятных условий для них в республике разработаны, реализуются и постоянно обновляются правительственная инвестиционная и экспортно-импортная политика, валютное и налоговое законодательство, предусматривающие льготы, преференции и защитные меры для развития приоритетных отраслей экономики и конкретных проектов.
Основное внимание правительство Индии уделяло развитию электроэнергетики. В этой области в качестве основного ориентира был избран 2012 год, к которому предполагается удвоить мощности по производству электроэнергии и выйти на уровень 175 тыс. мВт. Одновременно продолжается выполнение программы развития нефтегазового сектора, в рамках которой индийские и зарубежные компания ведут разведку новых месторождений и добычу углеводородного сырья, в том числе и на шельфе Индии.
Планами индийского правительства предусмотрено увеличение в ближайшей перспективе протяженности автодорог в стране на 13,2 тыс. км. На такие работы планируется затратить 12 млрд долларов. Также предполагается вложить 2,2 млрд долларов в развитие гражданской авиации, в частности в создание национальной базы для производства пассажирских авиалайнеров, их закупку и лизинг за рубежом.
При выполнении подобных программ правительство Индии учитывает, в частности, тенденцию к дальнейшей глобализации торговых отношений и необходимость всемерного содействия привлечению зарубежных инвестиций и современных технологий. Это способствует росту интереса иностранных инвесторов к индийскому рынку, что подтверждается ежегодным поступлением прямых зарубежных инвестиций в Индию на уровне 2,5-3,5 млрд долларов, созданием совместных предприятий, коммерческим и долгосрочным через международные финансовые институты кредитованием индийского бизнеса.
Чистый приток иностранного капитала в Индию ежегодно достигает 8-9 млрд долларов. Большая часть этих средств используется для финансирования проектов штатов в области энергетики, социального обеспечивания и развития транспортной инфраструктуры регионов. В прошлом году индийское правительство смягчило нормы внешних коммерческих заимствований и упростило их процедуру, облегчив тем самым доступ частным и государственным корпорациям к международному рынку капиталов. В 1999 году индийский парламент одобрил ряд законопроектов, направленных на введение в действие нового валютного законодательства. Оно призвано способствовать развитию внешней торговли, дальнейшей либерализации валютных сделок, конвертируемости валюты по текущим операциям. На этом фоне, по оценкам Торгового представительства РФ в Индии, открываются более широкие перспективы как для российского участия в осуществлении различных индийских программ, так и для дальнейшего роста двусторонней торговли, объем которой в 1999 году составил 1,510 млрд долларов.
В связи с ростом внешних займов, запланированных в прошлом 1999-2000 финансовом году на уровне 8,5 млрд долларов, кабинет министров Индии предпринял необходимые меры, чтобы не допустить обострения проблем платежного баланса и дестабилизации валютного рынка. В этих целях в республике до сих пор не разрешены внешние заимствования для операций с недвижимостью и операций на фондовом рынке. Эти и другие меры служат в основном для сдерживания роста внешнего долга страны, который в настоящее время достигает 98,870 млрд долларов, увеличившись в течение последнего года на 1,190 млрд долларов. Однако, несмотря на подобный показатель, Индия по нормативам МВФ по-прежнему относится к странам с умеренной внешней задолженностью. При этом международное рейтинговое агентство "Mудис" в прошлом году повысило рейтинг кредитоспособности Индии, что было аргументировано "возросшей гибкостью финансовой системы страны и меньшей ее уязвимостью к шоковым изменениям на внешнем рынке".
Прогноз экономических успехов Индии в ближайшем будущем эксперты основывают на повышении роли внешних экономических связей, развитию которых Дели действительно уделяет первостепенное внимание. Государство разработало систему мер поддержки экспортеров, в число которых входят привилегии компаниям со 100-процентной экспортной ориентацией, создание зон свободной торговли, открытие электронных технических парков, где предприятиям создаются условия для производства конкурентоспособной продукции и ее беспошлинного экспорта по низким ценам. Им в частности, на льготных условиях предоставляется земля, транспортная и энергетическая инфраструктура. Компании, действующие в зонах свободной торговли, на пять лет освобождаются от подоходного налога, для них допускаются 100-процентные иностранные инвестиции и разрешается в таком же размере использование иностранного акционерного капитала. Существование подобных зон пока еще не сделало "погоду" в экономике и внешней торговле Индии. Однако несомненно, что при дальнейшей правительственной поддержке таких форм производства экспортной продукции значение зон свободной торговли со временем будет возрастать.
Индийское государство также предлагает компаниям содействие по обеспечению минимальных затрат на реализацию проектов, связанных с экспортом основных средств производства. Им предоставляется право пользоваться льготными или нулевыми ставками таможенных пошлин на импорт сырья и компонентов, открыт доступ к импортному оборудованию по мировым ценам. Такие преференции позволили Индии стимулировать экспорт в таких областях, как производство морепродуктов, ювелирных изделий, текстильных и кожевенных товаров, продуктов машиностроения. Особенно же такая политика положительно отразилась на состоянии индийской электронной промышленности, которую в республике все чаще и вполне заслуженно называют флагманом национальной экономики. Производство программного обеспечения стало наиболее быстрорастущей отраслью, среднегодовой рост которой за последнее пятилетие превысил 50 процентов. Экспорт программного продукта, основным заказчиком и потребителем которого выступают США, в прошлом году приблизился к 3 млрд долларов. К 2008 году его планируется довести до 50 млрд долларов. Задача не из легких, но специалисты уверены, что Индии она окажется вполне по плечу.
Республика на Южноазиатском субконтиненте все шире открывает себя миру. Такое стало возможно в том числе и благодаря новой политике Дели по либерализации импорта. Так, к 2000 году в списке ограниченных к импорту индийских товаров осталось лишь 665 позиций из 2714 существовавших ранее. Снятие ограничений на импорт стимулируется индийскими обязательствами перед Всемирной торговой организацией (ВТО), настаивающей на ликвидации Индией всех нетарифных торговых барьеров на пути зарубежных товаров. Республике приходится соглашаться с требованиями ВТО, где, например, с удовлетворением отметили увеличение в прошлом году индийского импорта на 10 проц., до 44,6 млрд долларов. Острые разногласия сохраняются у Индии с западными партнерами по ВТО в вопросах либерализации политики в области электронных технологий и относительно прав интеллектуальной собственности.
Несомненно, что Индия будет пытаться как можно шире использовать открывающиеся для нее возможности интеграции в мировую экономическую систему для решения прежде всего собственных задач и проблем, связанных с национальным развитием.
Национальные цели - превыше всего, расцвет экономики - главная задача, утверждают создатели "индийской модели" экономического развития, а вместе с ними и главный "двигатель" реформ - правительство Индии. Республика с миллиардным населением стремится доказать, что ее успехи не случайны и она в состоянии вырваться в мировые лидеры по темпам экономического роста. Добьется ли этого Индия, покажет ближайшее будущее. Однако несомненно, что эта азиатская страна не желает более оставаться в разряде только развивающихся. Она намерена стать промышленно развитой и причем в самое кратчайшее время.
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу globalec@mail.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||