Продолжаем путешествие по страницам книги Карэн Прайор «Не
рычите на собаку!»
Десять правил
выработки
4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.
Допустим, вы учитесь играть в сквош (что-то вроде тенниса) и
успешно работаете над одной целью – послать мяч туда, куда вы хотите. Теперь вы
хотите поработать над скоростью, но, когда вы усиливаете удар, мяч летит куда
попало. Забудьте на некоторое время о точности и просто ударяйте по мячу. Когда
вы научитесь управлять скоростью мяча, точность скоро восстановится.
То, что раз выучено, не забывается, но под подавляющим
воздействием нового критерия старое, хорошо выученное поведение иногда временно
уходит в сторону. Однажды я видела дирижера, который пришел в состояние
крайнего раздражения во время генеральной репетиции оперы, потому что певцы
хора делали одну ошибку за другой, они как будто забыли всю свою твердо
выученную вокальную партию. Причиной было то, что они в первый раз надели
тяжелые костюмы, их поставили на подмостки и заставили двигаться во время
пения: привыкание к новым условиям временно перекрыло выученное ранее
поведение. К концу репетиции их музыкальное мастерство восстановилось без
дополнительных репетиций. Дрессировщики дельфинов называют это «синдромом
нового бассейна». Когда вы помещаете дельфина в новый бассейн, для вас не
должно быть неожиданностью, что он «забудет» все, что знал, пока не привыкнет к
новой обстановке. Следует помнить, что ругать себя или других за ошибки в
выученном поведении, совершаемые при новых обстоятельствах, непедагогично.
Ошибки обычно исправляются в скором времени сами по себе, а выговоры огорчают,
а иногда фиксируют внимание на ошибках, которые становятся постоянными.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.