Продолжаем изучение
книги Константина Дмитриевича Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт
педагогической антропологии».
Предисловие
Может быть, название нашего труда, «Педагогическая
антропология", не вполне соответствует его содержанию, и во всяком случае
далеко обширнее того, что мы можем дать; но точность названия, равно как и
научная стройность системы, нас мало занимали. Мы всему предпочитали ясность
изложения, и если нам удалось объяснить сколько-нибудь те психические и
психофизические явления, за объяснение которых мы взялись, то и этого уже с нас
довольно. Нет ничего легче, как разгородить стройную систему, озаглавив каждую
из ее клеток то римскими и арабскими цифрами, то буквами всех возможных азбук;
но подобные системы изложения всегда казались нам не только бесполезными, но
вредными путями, которые писатель добровольно и совершенно напрасно надевает
сам на себя, обязываясь вперед наполнить все эти клетки, хотя в иную, за
неимением действительного материала, не оставалось бы поместить ничего, кроме
пустых фраз. Такие стройные системы часто платят за свою стройность истиною и
пользою. Кроме того, если и возможно такое догматическое изложение, то только в
том случае, когда автор задался уже предвзятою, вполне законченною теориею,
знает все, что относится к его предмету, ни в чем не сомневается сам и,
постигнув альфу и омегу своей науки, начинает поучать ей своих читателей,
которые должны только стараться уразуметь то, что говорит автор. Мы же думали —
и вероятно, читатель согласится с нами, что такой способ изложения невозможен
еще ни для психологии, ни для физиологии и что надобно быть большим мечтателем,
чтобы считать эти науки законченными и думать, что можно уже без натяжки
вывести все их положения из одного основного принципа.
Подробности методы, которой мы придерживаемся при изучении
психических явлений, изложены нами в той главе, где мы переходим от физиологии
к психологии. Здесь же нам следует сказать еще несколько слов о том, как мы
пользовались различными психологическими теориями.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.