Константин Дмитриевич
Ушинский (19 февраля (2 марта) 1824, Тула — 22 декабря 1870 (3 января
1871), Одесса) — русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
Биография
Через полтора года безуспешных попыток устроиться на
преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где
первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника
департамента иноземных вероисповеданий — достаточно мелкую чиновничью
должность. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому
лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской
словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под
покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было
воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы
славились своей строгостью. Так, за небольшую провинность воспитанника могли
посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института воспитанники могли
выходить только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал
позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в
середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Интересно, что
за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854—1859)
К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и обычаи в
институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года. Так, ему удалось
начисто искоренить фискальство, доносительство, как правило, характерное для
учебных заведений закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым
суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего
товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания. Уже через год своей
службы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский был повышен по службе и
назначен инспектором классов.
В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил
архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е. О.
Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание
педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского.
Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал
одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы».
После огромного общественного успеха его статьи, Ушинский становится постоянным
автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в
которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он
также сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для
чтения» (1854—1855).
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.