Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учебные заведения мира

  Все выпуски  

Учебные заведения мира Гимназия (часть 8)


Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций. 

Общий тираж рассылок 51 000 подписчиков.

«Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов». Исаак Ньютон

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Здравствуйте, друзья.

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

 

 

Гимназии в России

 

III период (1849—1871)

 

Ознаменован упадком классицизма в гимназиях (почти из всех гимназий был изгнан греческий язык) и колебанием между системами классической и реальной. Сам же граф Уваров, создатель нашей гуманистической гимназии, под конец своего управления министерством вынужден был допустить её упадок. Причина этого крутого поворота заключалась в революционных событиях 1848 г. Предполагалось, что изучение писателей республиканской древности могло дурно повлиять на благонадежность учеников (та же самая мысль лежала в основании реформы французских среднеучебных заведений, предпринятой почти в то же самое время правительством Наполеона III).

В 1849 г. был издан указ об изменениях и дополнениях к уставу гимназий 1828 г. Гимназический курс делился на общее и специальное обучение. Последнее начинается с четвёртого класса.

В первых трёх классах (общих для всех) постановлено обучать:

  • закону Божию (по 2 ур. в каждом кл.)
  • русскому и славянскому языку (по 4 ур.)
  • математике (по 4 ур.)
  • географии (в I и II кл. по 3 ур. и III — 5 ур.)
  • немецкому яз. (по 3 ур.)
  • французскому (по 3 ур.)
  • чистописанию (в I и II кл. по 4 и III — 2) и
  • черчению и рисованию (по 1 ур.)

В специальных классах общие предметы для всех гимназий:

  • закон Божий (IV — 2 ур., в остальных — по 1 ур.)
  • русский и славянский яз. (по 8 ур.)
  • математика (по 3 ур.)
  • физика и математическая география (по 2 ур., начиная с V кл.)
  • история всеобщая и русская (IV кл. — 4 ур., в остальных кл. по 3 ур.)
  • немецкий и французский языки (по 3 ур.) и
  • черчение и рисование для желающих.

Кроме этих общих предметов, для готовившихся на службу преподавались ещё:

  • русский и славянский яз. (2 ур. в IV кл.)
  • математика (2 ур. в IV кл.)
  • русское законоведение (по 4 ур., начиная с V кл.),

а для готовившихся в университет:

  • латинский язык (по 4 ур. в каждом кл.) и
  • греческий язык для желающих (по 2 ур. в каждом кл.).

Законоведение преподавалось по программе, составленной профессором Неволиным, так:

  • V кл. 1) основные законы; 2) учреждения, вместе с уставами о службе гражданской, и 3) законы о состояниях.
  • VI кл. — законы гражданские, с включением судопроизводства гражданского.
  • VII кл. — законы уголовные и полицейские, с уголовным судопроизводством.

Читая смету по министерству народного просвещения на 1852 г., Николай I нашёл расход на жалованье преподавателям греческого яз. лишним и потребовал от мин. нар. просв. Норова мнения об изъятии греческого языка из программы гимназия, за исключением 2 или 3 южных гимназий. Так как министр держался противоположных воззрений, то изданные в 1854 г. новые учебные планы были несколько мягче к греческому языку: он оставался в 9 гимназиях. На основании этих планов гимназии разделялись:

  • 1) на такие, где преподавалась естественная история и законоведение,
  • 2) или одно законоведение,
  • 3) или латинский яз. в большем объёме и яз. греческий.

Классическими гимназиями могли назваться только гимназии третьей категории; почти в каждой из них обучение шло по особой программе, хотя и для них был общий план. Латинский язык, по этому плану, начинался со второго класса, греческий — с IV кл. По латинскому языку в 4 старших классах читались творения святых отцов: Климента Римского (Constitutiones Apostolicae), Киприана, Августина, Тертуллиана и Лактанция. При составлении программы греческого языка имелось в виду «основательное изучение творений эллинских писателей и в особенности святых отцов Восточной церкви»: Юстиниана философа, Иринея, Игнатия Богоносца, Евсевия, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В таком виде гимназии, со своей суровой дисциплиной, с чисто механическим способом преподавания, страдая в то же время от неустановленности учебных предметов, отменявшихся и вновь вводимых, просуществовали до 1864 г. По уставу этого года среднеучебными заведениями являются Г. классические и реальные и прогимназии. Г. состоят из 7 кл., а прогимназии из 4 (низших гимназич.). Урок — 1,25, а с 27 сентября 1865 г. — 1 ч.

Особенности новых учебных планов: увеличение числа уроков по закону Божию, математике и древним языкам, введение в число необходимых предметов гимнастики и пения, отмена преподавания законоведения и полная свобода преподавателей и педагогического совета в составлении программ и в выборе учебников.

 

В. Г. Белинский (1811—1848), А. И. Герцен (1812—1870) критиковали педагогику и считали, что в содержание воспитания в равной степени должны входить умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

 

Уставом 1864 года допускался ещё третий род Неволин, гимназий, в которых отсутствовал яз. греческий, а латинский преподавался в количестве 39 ур. (на 5 более, нежели в Г. с двумя др. языками). Окончившие курс в гимназии могли поступать в университет, а свидетельства об окончании реальных гимназий «принимались в соображение» при поступлении в высшие специальные училища.

 

 

Продолжение в следующем выпуске…

 

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

Общий тираж рассылок 51 000 подписчиков.

Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com  2006-2012 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.

Заранее благодарю Вас.


В избранное