Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учебные заведения мира

  Все выпуски  

Учебные заведения мира Гимназия (часть 5)


Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций. 

Общий тираж рассылок 51 000 подписчиков.

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Здравствуйте, друзья.

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

 

 

Гимназии в Италии

 

Гимназии (ginnasi) в Италии по последнему уставу 1876 года, похожи на русские прогимназии и готовят к поступлению в лицеи, откуда переходят уже в университет. Гимназии состоят из 5 классов, а лицеи из 3. Предметы обучения в гимназии — языки: итальянский, латинский и греческий, математика, история, география и краткие сведения из греческих и римских древностей. Все эти предметы продолжаются и в лицеях, где прибавляются физика и химия, естественная история и философия.

 

Недельное распределение уроков:

 

Учебный год продолжается от 15 октября до 15 августа. Учителя называются. titolari и reggenti (с жалованьем в 2000—1600 фр.); во главе гимназии и лицея — директор, с жалованьем от 2000 до 2600 фр. По статистике 1889 года, гимназий было 735, лицеев — 326, учащихся в них — 58000.

 

Гимназии в России

 

Гимназии в XVIII веке

 

2 мая 1703 года — лютеранский пастор Эрнст Глюк основал первую в России гимназию (в Москве). Физическая подготовка введена Петром I как учебный предмет в виде: фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.

 

Старейшей русской гимназией была Академическая, основанная в 1726 году. Первый её инспектор Готлиб Байер разделил её на два отдела: немецкую школу, или приготовительную, подразделенную на три класса, и латинскую, состоявшую из двух классов. Он же написал и положение о ней («Gegenwärtige Einrichtung des Gymnasiums», 1731). В 1733 году для неё был составлен Фишером устав, поднимавший её до значения гуманистической германской школы и вводивший в её курс, кроме латинского языка, греческий язык, чтение римских поэтов, правила ораторского искусства и логику. Так как число учащихся в ней постоянно уменьшалось, то были допущены в гимназию дети среднего сословия и даже солдатские, которые потом составляли главный контингент учащихся в гимназии. Для увеличения числа учеников были учреждены в 1735 году стипендии; несмотря на это, в 1737 г. было только 18 учеников. Штат 1747 года определяет более подробно число учителей и их обязанности, обязывает всех учителей преподавать на русском языке, что, впрочем, оказалось невозможным, и освобождает учащихся от платы. Трудно было отыскать порядочных учителей; прибегали к помощи недоучившихся студентов или случайно заехавших иностранцев, благодаря которым вводились и новые предметы, как, например, итальянский язык, преподававшийся до конца столетия, и фортификация (1751—55). Граф Разумовский поручил управление Гимназией М. В. Ломоносову (1758), который завел в ней пансион на 40 казеннокоштных воспитанников и устроил низшие русские классы. Затем, чтобы иметь воспитанников в гимназии, устроили при ней отделение для малолетних (1765), вверив его особой надзирательнице. При инспекторе Бакмейстере (1768—1777) заведено было в старшем классе университетское преподавание, на латинском или немецком языке, основ математики и естественных наук. При княгине Дашковой был куплен для гимназии особый дом и улучшено содержание казеннокоштных воспитанников. В 1805 году гимназия была закрыта. Причины неудовлетворительности состояния гимназии заключались в недостатке учителей, многочисленности гимназического начальства (ректор, инспектор, конректор, главный инспектор, а иногда два ректора и два инспектора) и отсутствии подробного устава.

 

Второй по времени русской гимназией была гимназия, основанная в 1755 г. при Московском университете, под именем Университетской или также Академической. Целью её было подготовлять к слушанию университетских лекций. По составу учащихся, она делилась на два отделения: одно для разночинцев, другое для дворян. Курс обучения дворян включал «экзерциции воинские, ежели иметь будет учеников», фехтование и танцы, в остальном курс был одинаков в обоих отделениях. Каждое из них подразделялось на 4 школы, которые, в свою очередь, делились на классы. В первой (российской) были следующие классы: 1) грамматика, 2) стихотворство и 3) красноречие; во второй (латинской) — 1) грамматика и 2) синтаксис латинского языка; в третьей (научной) — 1) арифметика, 2) геометрия и география и 3) философия, и в четвёртой — языки европейские и греческий (для желающих — восточные). Во главе Гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета. Преподавателями её были, большей частью, студенты университета. По штату ежегодный расход Гимназии определен в 6250 р., но на самом деле унив. тратил на неё более 35000. Учащиеся делились на казеннокоштных, пансионеров (с платой в 150 р.), сверхкомплектных и приходящих. Число всех учащихся в начале XIX ст. доходило до 900. В 1812 году гимназия погорела и с тех пор не возобновлялась. Несмотря на недостаточность и неспособность многих учителей, отсутствие сносных учебников и точных программ, гимназия за свое полувековое существование, немало подготовила будущих университетских деятелей и дала России образованных, по своему времени, людей.

 

В 1758 г., по образцу московской, была основана гимназия в Казани, которая существует и теперь под именем 1-й казанской гимназии.

 

Ввиду соседства Казани с инородцами, в Казанской гимназии, в течение всего XVIII в., было обращено особенное внимание на преподавание восточных языков: татарского, калмыцкого и др. Число учеников колебалось между 60—150. Содержание гимназии обходилось средним числом около 3000 р. В 1765 году она была преобразована по плану фон Каница. До 1786 г. находилась в ведении Московского университета, а с этого года — местного Приказа общественного призрения. В 1788 г., с открытием в Казани главного народного училища, гимназия, за неимением средств, была закрыта, а в 1798 г. возобновлена, по новому уставу, возлагавшему на неё цель «образования молодых людей для воинской службы, а не для учёного состояния». Сообразно этой цели установлены и учебные предметы: фехтование, танцы и музыка, катехизис, логика, практическая философия, история, география, математика, механика, гражданская архитектура, фортификация, артиллерия, тактика, физика, химия, гидравлика, натуральная философия, земледелие, законоведение, языки — русский, славянский, латинский, немецкий и татарский. В 1804 году гимназия была преобразована по общему для гимназий уставу и подчинена министерство народного просвещения. Кроме этих гимназий существовало ещё в XVIII столетии гимназическое отделение в Кадетском корпусе, для подготовления дворян к гражданской службе.

 

 

Продолжение в следующем выпуске…

 

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

Общий тираж рассылок 51 000 подписчиков.

Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com  2006-2012 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.

Заранее благодарю Вас.


В избранное